ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П
“По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и статьи 20.1 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина”
Установленный законом запрет на публичное выражение государственным служащим своего мнения относительно деятельности органов государственной власти не является абсолютным
Признано не противоречащим Конституции РФ нормативное положение Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, устанавливающее запрет государственному гражданскому служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа, в котором служащий замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности.
По мнению Конституционного Суда РФ, это положение не может рассматриваться как не допускающее публичного выражения государственным служащим своего мнения, суждений и оценок о деятельности госорганов. При этом предполагается, что при оценке правомерности действий государственного служащего (в т.ч. сотрудника полиции) необходимо учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы, а также соотношение причиненного им ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате публичного выступления.
Кроме того, необходимо учитывать и наличие либо отсутствие возможности у государственного служащего защитить свои права или государственные либо общественные интересы, нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления, иными предусмотренными законом способами. Значимыми при оценке правомерности указанных действий государственного служащего, как отметил Конституционный Суд РФ, могут быть и другие обстоятельства.
Приказ Росприроднадзора от 29.06.2011 N 471
“Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам контрольно-надзорной деятельности”
С 1 июля 2011 года должностным лицам Росприроднадзора рекомендовано использовать в работе утвержденные формы документов, составляемых при производстве по делам об административных правонарушениях
Утверждены 38 образцов форм документов, в том числе:
определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
протокол об административном правонарушении;
определение о приводе;
постановление о назначении административного наказания;
распоряжение (приказ) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;
объяснение;
предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Установлено, что оформление иных процессуальных документов, примерные образцы которых не утверждены, производится в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов.
Приказ Росприроднадзора от 28.04.2005 N 85 “О совершенствовании порядка оформления результатов контрольной деятельности территориальных органов Росприроднадзора в сфере природопользования”, которым были утверждены временные формы документов, составляемых по результатам контрольной деятельности, признан утратившим силу.
Письмо ФАС РФ от 01.07.2011
“Акционерные соглашения, предоставляющие лицу право голосовать по чужим акциям, подлежат согласованию с антимонопольным органом”
Акционер, получивший на основании акционерного договора право голосовать более чем 25, 50 или 75 процентами акций, должен получить на это согласие антимонопольного органа либо уведомлять об этом антимонопольный орган
ФАС РФ напомнила, что для целей антимонопольного контроля имеет значение не просто покупка определенного количества акций, а факт получения лицом возможности осуществления прав голоса, воплощенных в приобретаемых акциях.
Акционерным соглашением, возможность заключения которого предусмотрена Федеральным законом “Об акционерных обществах”, может быть установлена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.
Таким образом, по мнению ФАС РФ, если акционер на основании акционерного соглашения получит право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25, 50, 75 процентами голосующих акций акционерного общества и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, то приобретение этих прав требует предварительного согласия антимонопольного органа либо уведомления антимонопольного органа после совершения сделки.
В том случае, если акционер на основании акционерного соглашения не вправе распоряжаться акциями иных акционеров и осуществлять право голоса и иные права по данным акциям иначе, чем строго в соответствии с указаниями владельцев этих акций, то он не является приобретателем акций в смысле антимонопольного законодательства.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П
“По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева”
Регистрация граждан должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания)
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ абзац второй статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 515
“О внесении изменения в пункт 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг”
Гражданам, имеющим право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, теперь будут оплачиваться расходы на проезд, в том числе и в фирменных поездах
Важным условием оплаты таких расходов является отсутствие возможности проезда в поездах других категорий.
Соответствующее дополнение внесено в “Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам социальной помощи…” (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864).
Правила определяют порядок финансового обеспечения расходов по оплате отдельным категориям граждан (в том числе инвалидам и участникам ВОВ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, детям-инвалидам) бесплатного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, оплату проезда к месту лечения и обратно, предоставление лекарственных препаратов.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Минфином РФ даны разъяснения по вопросам налогообложения НДС и налогом на прибыль финансовой помощи в виде субсидий, предоставляемой участникам реализации проекта “Сколково”
Действующим законодательством предусматривается предоставление финансовой помощи участникам проекта на возмещение их затрат по уплате таможенных пошлин и НДС (путем перечисления субсидии управляющей компании) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для целей их использования, в том числе при строительстве объектов недвижимости или необходимых для осуществления исследовательской деятельности на территории Центра.
Разъяснения касаются ситуации, когда при ввозе указанных товаров на территорию РФ услуги таможенного брокера (представителя) осуществляются управляющей компанией от имени и по поручению лица, участвующего в реализации проекта.
Сообщается, в частности, что уплаченные при ввозе суммы НДС не подлежат вычетам. Суммы налога по этим товарам, ранее принятые к вычету, следует восстановить в том налоговом периоде, в котором были получены суммы предоставляемых субсидий.
Также отмечено, что субсидии, поступающие управляющей компании, оказывающей услуги таможенного брокера, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, поскольку эти суммы являются доходом участников проекта. Если участник не воспользовался освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль на основании статьи 264.1 НК РФ, при формировании налоговой базы суммы предоставленных субсидий учитываются ими в составе внереализационных доходов.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 500
“Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”
При наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении транспортных средств и лиц, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза, будет осуществляться санитарно-карантинный контроль
Утверждены Правила, определяющие порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 год) и Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 “О применении санитарных мер в Таможенном союзе”.
Согласно утвержденным Правилам рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, в частности, являются:
прибытие транспортного средства из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, и из стран, имеющих районы радиационных, химических и биологических аварий;
наличие на транспортном средстве международных почтовых отправлений с нарушенной целостностью, которые содержат белье, одежду, постельные принадлежности или иные предметы хозяйственного обихода, посуду, игрушки, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, или из зон эпидемий;
поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на инфекционную болезнь;
установление факта перемещения транспортного средства, подконтрольных товаров с повышенным радиационным фоном.
Санитарно-карантинный контроль осуществляется до проведения иных видов государственного контроля.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 501
“Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”
Каждая партия товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), может ввозиться на единую таможенную территорию Таможенного союза при наличии выданных уполномоченными органами разрешения на ввоз или ветеринарного сертификата
Утверждены Правила, определяющие порядок осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу РФ, в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ТС.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 502
“Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”
Проверка соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям государства – члена Таможенного союза будет осуществляться в соответствии с утвержденными Правилами
Государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется в отношении товаров, включенных в перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 318.
Правила устанавливают, в частности:
перечень необходимых документов, представляемых таможенному органу при ввозе подкарантинной продукции;
порядок проведения осмотра или досмотра подкарантинной продукции;
порядок принятия соответствующих решений должностным лицом таможенного органа;
порядок обеззараживания, уничтожения или утилизации подкарантинной продукции, в отношении которой было принято решение о запрете ее ввоза.
Правила не распространяются на подкарантинную продукцию (за исключением посадочного, семенного материала или картофеля), ввозимую физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.