Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 11.01.2011 (Читать)

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 421-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 3.12 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Уточнен порядок назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности

Согласно изменениям, внесенным в КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ (руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители).

Кроме того предусмотрено, что протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ
“О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”

В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на совершенствование процедуры проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке уголовного судопроизводства судебных актов

Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен главами 45.1 и 47.1, регламентирующими вопросы производства в суде апелляционной и кассационной инстанций, а также главой 48.1, определяющей порядок производства в суде надзорной инстанции.

Устанавливается единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам, определяются полномочия судов апелляционной инстанции, регламентируется процедура обжалования судебного акта в апелляционном порядке.

Суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу. В новой главе устанавливается процедура обжалования судебных актов в кассационном порядке.

Надзорное производство по пересмотру судебных актов сохраняется исключительно за Президиумом Верховного Суда РФ. Определяются полномочия и пределы прав Президиума ВС РФ при пересмотре судебных решений в порядке надзора.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 437-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Принят Закон, направленный на повышение эффективности деятельности госкорпораций и госкомпаний

Изменениями, внесенными в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”, закрепляется возможность формирования в государственных корпорациях (компаниях) совета директоров или наблюдательного совета (высшего органа управления организации). В состав такого органа могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. К компетенции высшего органа управления отнесено, в частности, утверждение стратегии деятельности, системы оплаты труда работников, порядка использования прибыли.

Установлена обязанность публичного размещения на официальном сайте государственной корпорации (компании) годового отчета, стратегии деятельности, порядка закупки товаров (работ, услуг).

Закреплено полномочие Правительства РФ по определению порядка и условий инвестирования временно свободных денежных средств государственных корпораций (компаний).

Счетной палате РФ предоставлено право в соответствии с законодательством РФ осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций (компаний).

С учетом данных изменений внесены поправки в законодательные акты, регламентирующие деятельность конкретных госкорпораций.

Помимо этого, Трудовой кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими особенности регулирования труда работников данных организаций. В частности, запрещено: заниматься предпринимательской деятельностью; получать вознаграждения и подарки в связи с исполнением трудовых обязанностей от иных организаций, физических лиц; принимать награды и почетные звания от иностранных государств и международных организаций без согласия работодателя; создавать в госкорпорациях (компаниях) структуры политических партий и общественных объединений.

Указ Президента РФ от 31.12.2010 N 1657
“Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов”

В период с 2011 по 2013 год численность федеральных государственных служащих будет сокращена на 20 процентов

Сокращение относится к центральным аппаратам и территориальным органам федеральных министерств, служб и агентств, подведомственных Правительству РФ, а также к Прокуратуре РФ и Следственному комитету РФ.

Федеральному Собранию, Счетной палате РФ и Центризбиркому РФ также предложено рассмотреть вопрос об оптимизации численности своих работников и внести в Правительство РФ соответствующие предложения.

Сокращение планируется проводить постепенно: до 31 марта 2011 года численность будет сокращена не менее чем на 5 процентов, до 31 марта 2012 года – не менее 10 процентов, до 31 марта 2013 года – не менее 20 процентов.

Установлено, что 50 процентов бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда сокращенных работников, высвободившихся в результате такого сокращения, направляется на материальное стимулирование оставшихся работников вышеупомянутых органов.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1149
“О мерах по реализации Федерального закона “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

Определены полномочия Минфина РФ по контролю за осуществлением микрофинансовой деятельности

В январе 2011 года вступает в силу Федеральный закон, устанавливающий, в том числе, правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций. В этой связи Минфин РФ наделен полномочиями, в частности, по регламентации порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций, установлению форм и сроков предоставления отчетности о микрофинансовой деятельности, контролю за исполнением данными организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма. Кроме того, указанные организации включены в перечень лиц, обязанных представлять информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии с “Положением о представлении информации…”, утвержденным Постановленим Правительства РФ от 17.04.2002 N 245.

Приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 N 650
“О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 N 19469.

Установлены правила взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В соответствии с утвержденным Порядком перечисление платы производится после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы, подведомственные ей государственные бюджетные учреждения в случае представления такого запроса в электронной форме.

Перечисление платежа производится до представления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае представления такого запроса путем отправки по почте, а также если такой запрос представляется представителем юридического лица в виде бумажного документа при личном обращении.

Перечисление платежа производится по выбору лица, представляющего запрос, до или после представления запроса, если запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическим лицом в виде бумажного документа при личном обращении.

Банковские реквизиты для перечисления платежа размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в сети Интернет.

В приложении к Порядку приведены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.12.2010 N 429-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”

В Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” внесены изменения, касающиеся ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, деятельности операторов электронных площадок и продажи предприятия должника на электронных торгах

Установлено, что формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляется оператором – юридическим лицом, отобранным в порядке и в соответствии с критериями, определяемыми регулирующим органом.

Уточнены сведения, в частности об арбитражных управляющих, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Уточнены положения закона, касающиеся доступности сведений из этого реестра, а также опубликования таких сведений и в официальном издании.

В отношении операторов электронных площадок, на которых проводятся торги по продажи имущества должника, установлено, в частности, что расходы на оплату услуг оператора осуществляется за счет средств должника, за исключением случаев, предусмотренных законом. Операторы электронных площадок отнесены к числу участников процедур банкротства, аккредитацию которых вправе проводить саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Регулирующий государственный орган вправе утверждать требования к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме представления банковской гарантии.

Уточнен порядок продажи предприятия должника на электронных торгах, в частности уточнены порядок регистрации заявок на участие в торгах, сроки представления предложений о цене, требования к оформлению договора о задатке.

Установлено, что положение Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” о продаже предприятия должника только на торгах в электронной форме до 1 октября 2011 года не применяется в части проведения закрытых торгов (т.е. торгов по продаже имущества, ограниченного в обороте).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения Закона об обязательном включении сведений о процедурах банкротства, подлежащих опубликованию, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, применяются с 1 апреля 2011 года, а положения Закона в части обязанности включения в этот реестр страхового номера индивидуального лицевого счета должника и арбитражного управляющего применяются с 1 июля 2012 года.

Приказ Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583
“Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2010 N 19335.

Установлены правила оформления технического плана помещения

Утверждены требования к подготовке технического плана помещения и его форма. Технический план состоит из текстовой части, которая делится на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ, и графической части. К текстовой части технического плана относятся титульный лист, содержание и следующие разделы:

исходные данные;

характеристики помещения;

сведения об образуемых частях помещения;

заключение кадастрового инженера.

Графическая часть представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения (план здания или сооружения) с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения.

Технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) помещения. При одновременном образовании помещения и части помещения технический план оформляется в виде одного документа. Установлены общие требования к подготовке технического плана, подробно регламентированы требования к оформлению его текстовой и графической частей.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости.

Требования к подготовке технического плана здания и форма технического плана были утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2010 N 403.

СЕМЬЯ

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
“О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”

С 2012 года устанавливаются правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию

К информации, запрещенной для оборота среди детей, Закон относит порнографическую информацию, а также информацию, побуждающую к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, способную вызвать желание употребить наркотические, психотропные и иные одурманивающие вещества, отрицающую семейные ценности, обосновывающую допустимость насилия или жестокости, содержащую нецензурную брань.

Кроме того, принятым Законом ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений.

Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: “до 6-ти лет”, “с 6-ти лет”, “с 12-ти лет”, “с 16-ти лет”, “запрещенная продукция”. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Соответствующие сведения должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.

Кроме того, предупредительная маркировка (знак информационной продукции) должна размещаться на учебных пособиях, периодических изданиях, а также в виде текстового предупреждения об ограничении распространения перед началом трансляции теле- и радиопередач, демонстрации кино- и видео-продукции.

Определены требования к размещению знака информационной продукции, времени трансляции ограниченной в обороте информационной продукции, порядку распространения информации в сети Интернет.

ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 29.12.2010 N 441-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”

Подписан Федеральный закон, направленный на повышение эффективности деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, эффективности реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

В частности, срок действия деятельности Фонда, по наступлении которого он подлежит ликвидации, продлен до 1 января 2013 года.

Расширен перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым теперь отнесены установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предусмотрено, что региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года.

Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта РФ и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расходуются, в частности, исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц).

Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с Федеральным законом “О Фонде содействия…”, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 428-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов”

С 1 января 2011 года вступают в силу поправки в ряд федеральных законов, направленные на развитие движения студенческих отрядов

Студенты очной формы обучения, учащиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

На членов студенческих отрядов, получающих выплаты за деятельность в таких отрядах по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, не распространяется обязательное пенсионное страхование. Такие выплаты также не включаются в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР. Плательщики страховых взносов, производящие такие выплаты, обязаны ежеквартально, не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета документы, подтверждающие членство в студенческом отряде учащихся и форму их обучения в период такого членства.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 438-ФЗ
“О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

Признаны утратившими силу отдельные положения законодательства, регламентирующие порядок внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из РФ и возврата таких средств

Признаны утратившими силу нормы Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ), в соответствии с которыми временно пребывающему в РФ иностранному гражданину разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, а после выезда средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора (иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, – по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда). Порядок внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из РФ и возврата таких средств, устанавливался Правительством РФ.

По мнению законодателя, данные положения Федерального закона не действуют, поскольку механизм их реализации не создан, а вопросы предоставления работодателями гарантий финансового обеспечения выезда из Российской Федерации иностранных граждан регламентированы другими нормами.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160
“Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда”

К актам, содержащим требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, а также санитарные правила и нормативы

Утвержденное Положение определяет новый порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются организациями, учреждениями, объединениями, ассоциациями, государственными внебюджетными фондами, а также федеральными органами исполнительной власти с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей и представляются в Минздравсоцразвития РФ в бумажном и электронном виде.

Минздравсоцразвития РФ издает акты, содержащие требования охраны труда, после рассмотрения проектов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда” признано утратившим силу.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 29.12.2010 N 439-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”

Органы власти субъектов РФ получили возможность в установленных законодательством пределах устанавливать размеры компенсации родителям за содержание ребенка в дошкольных образовательных организациях

Из Закона исключено положение, согласно которому педагогические работники образовательных учреждений пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Теперь педагогические работники, проживающие в таких местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок предоставления которой устанавливаются законодательством РФ.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 440-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

Средства материнского капитала могут быть направлены на погашение кредитов (займов) на приобретение жилья, независимо от даты их заключения

Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” предусматривал возможность направить средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья, заключенным до 31 декабря 2010 года. Внесенными в Закон поправками исключен указанный срок. Таким образом, возможность использования средств материнского капитала не ограничена сроками заключения кредитных договоров, предоставляемых на приобретение (строительство) жилого помещения.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 425-ФЗ
“О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”

Вводится новый порядок уплаты НДПИ для предприятий угольной промышленности

Внесены изменения в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие уплату налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

Так, в частности, в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.

Для каждого из указанных видов угля установлены специфические ставки (в расчете за 1 тонну добытого полезного ископаемого): в отношении антрацита – 47 руб.; угля коксующегося – 57 рублей; угля бурого – 11 рублей; угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого – 24 рубля. К данным ставкам налога предусмотрено применение коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение цен на уголь.

Кроме того, Законом установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы налога и коэффициента Кт, определяемого для каждого участка недр с учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию. Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (соответствующее дополнение внесено в главу 25 “Налог на прибыль организаций”).

Федеральный закон от 28.12.2010 N 432-ФЗ
“О внесении изменений в статью 58 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” и статью 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

На 2011 – 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих УСН и осуществляющих определенные виды деятельности

В Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС внесено дополнение, предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, основным видом деятельности которых являются, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций).

Для указанных лиц на 2011 год устанавливается пониженный тариф страховых взносов в ПФР – 18 процентов (общий тариф – 26 процентов). В остальные фонды размеры страховых взносов не изменятся и составят: в ФСС РФ – 2,9 процента, ФФОМС – 3,1 процента, ТФОМС – 2,0 процента. В 2012 году размеры тарифов сохранятся. При этом взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 2012 года будут уплачиваться только в ФФОМС.

Для признания соответствующего вида экономической деятельности основным доля доходов от реализации продукции (оказания услуг) должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Подтверждать соответствие основного вида экономической деятельности установленному критерию необходимо будет в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Аналогичное по сути дополнение внесено в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@
“Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2010 N 19368.

Обновлена форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ)

Утверждена форма справки, рекомендации по ее заполнению, а также формат представления сведений о доходах физического лица по утвержденной форме в электронном виде. В соответствии с данной формой формируется также сообщение налогового агента о невозможности удержать налог.

В новой форме справки скорректированы положения, касающиеся отражения сведений о предоставленных налогоплательщику налоговых вычетах, а также о суммах дохода и налога по итогам налогового периода (в частности, введены строки для отражения перечисленных сумм налога, сумм налога излишне удержанных/не удержанных налоговым агентом). Обновлены также справочники, содержащие коды для отражения сведений (в частности, отредактированы наименования кодов доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок).

Информационное письмо Росстрахнадзора от 29.12.2010 N С-10255/04-01
“О представлении страховыми брокерами сведений о страховой брокерской деятельности (форма N 1-брокер) за 2010 год”

Сведения о страховой брокерской деятельности по форме N 1-брокер за 2010 год должны быть представлены в Росстрахнадзор не позднее 1 февраля 2011 года

Сведения должны быть представлены на бумажном носителе (ксерокопии не принимаются) и в виде одного xml-файла по электронной почте на электронный адрес 04_br@fssn.ru.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 430-ФЗ
“О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”

При покупке алкогольной продукции продавец вправе потребовать документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст

Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

В соответствии с внесенными изменениями, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 431-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Отчеты оценщиков будут проверяться экспертами саморегулируемых организаций оценщиков

Экспертом саморегулируемой организации оценщиков – членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, признается член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.

Виды экспертизы отчетов оценщиков, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения должны устанавливаться федеральными стандартами оценки, порядок разработки которых регламентирован более подробно.

Установлено также, что саморегулируемая организация оценщиков, экспертами которой подготовлено и утверждено экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные нарушением федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, и возмещает вред за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Значительно увеличен максимальный размер компенсационной выплаты за счет средств компенсационного фонда по одному страховому случаю – он будет составлять пять миллионов рублей вместо предусмотренных ранее шестисот тысяч рублей.

Другие изменения, внесенные в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, касаются, в частности, порядка передачи Национальному совету по оценочной деятельности и использования имущества, составляющего компенсационный фонд ликвидированной саморегулируемой организации оценщиков, порядка управления саморегулируемой организации оценщиков, сроков хранения копий отчетов оценщиков и прилагаемых к ним документов (в течение трех лет).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых его положений. В частности норма, вводящая институт экспертизы отчетов оценщиков, вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Закона, а нормы, регулирующие аттестацию экспертов – с 1 октября 2011 года.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения”

В порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения внесены значительные дополнения и изменения

Вводится административная ответственность за неиспользование в течение определенного Законом срока земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства.

Уточнен порядок принудительного изъятия в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых не по назначению. Критерии ненадлежащего использования участков утверждаются Правительством РФ. После вступления в силу соответствующего решения суда такой участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае признания торгов несостоявшимися такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность.

Установлено, что участник долевой собственности без выделения земельного участка в счет земельной доли может отказаться от права собственности на нее путем подачи соответствующего заявления в орган государственной регистрации прав. После госрегистрации прекращения указанного права право собственности на этот участок возникает у местного городского или сельского поселения либо у муниципального района, если участок расположен на межселенной территории.

Усовершенствовано правовое регулирование невостребованных земельных долей. Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании за ним права собственности на невостребованные доли, признанные таковыми в установленном порядке. Такие земельные участки, после признания за ними права муниципальной собственности, могут передаваться использующим их сельскохозяйственным организациям или КФХ в собственность или аренду в упрощенном порядке.

Уточнены полномочия общего собрания участников долевой собственности. В частности, теперь такое собрание может уполномочить выбранное им лицо без доверенности действовать от имени собрания по вопросам, относящимся к компетенции собрания. Полномочия такого лица подтверждаются заверенной уполномоченным лицом органа местного самоуправления выпиской из протокола общего собрания, в котором указываются необходимые персональные данные лица, виды действий, на которые лицо уполномочено, и срок этих полномочий, который не может превышать 3 года.

Установлено, что для подсчета голосов участников на собрании размеры земельных долей должны быть определены единым способом. Законом добавляются положения, касающиеся порядка такого определения.

Основная часть нововведений вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1157
“О порядке проведения работ по обязательному подтверждению соответствия низковольтного оборудования требованиям Федерального закона “Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования”

С 31 декабря 2010 вступает в силу порядок подтверждения соответствия низковольтного оборудования требованиям соответствующего технического регламента и порядок обязательной сертификации такого оборудования

Процесс декларирования такого соответствия включает, в частности:

– выбор заявителем схемы декларирования соответствия;

– формирование доказательственных материалов;

– выбор заявителем аккредитованной испытательной лаборатории (если это предусмотрено выбранной схемой декларирования);

– сертификацию системы качества (если это предусмотрено схемой декларирования соответствия);

– представление в орган по сертификации декларации о соответствии с приложением сформированного пакета доказательственных материалов;

– осуществление органом по сертификации регистрации декларации о соответствии либо уведомление заявителя об отказе в ее регистрации.

Обязательная сертификация включает, в частности, следующие этапы:

– представление заявителем заявки на проведение обязательной сертификации в орган по сертификации, с указанием выбранной схемы сертификации;

– отбор, идентификацию образцов и проведение их испытаний и измерений;

– сертификацию системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации и соответствующим договором;

– анализ полученных результатов органом по сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия;

– осуществление инспекционного контроля, если это предусмотрено схемой сертификации и соответствующим договором.

Приказ ФСТ РФ от 16.11.2010 N 303-т/2
“Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУП “Аэропорт Иркутск”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2010 N 19324.

Для ФГУП “Аэропорт Иркутск” установлены новые предельные максимальные аэропортовые сборы при обслуживании воздушных судов

В частности, при обслуживании воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, или граждан РФ, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту, размер сбора за обеспечение авиационной безопасности увеличен с 186,1 до 216 руб./т м.в.м., сбора за взлет-посадку – с 339,9 до 392 руб./т м.в.м.

Признан утратившим силу Приказ ФСТ РФ от 14.10.2009 N 234-т/5, которым ранее были утверждены аналогичные тарифы.

Приказ ФСТ РФ от 22.11.2010 N 324-т/3
“Об утверждении ставок сборов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, оказываемые ФГУ “Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2010 N 19401.

Для ФГУ “Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства” установлены новые ставки сборов с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Установлена ставка сбора за обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям на участке судоходного пути “Аксай – Волгодонск (р. Дон, 3121 км – устье 132 канала)” – в размере 0,554 руб. за 1000 куб. м/км.

Ставка сбора за обеспечение лоцманской проводки судов по внутренним водным путям в границах бассейна установлена: для российских судов – в размере 353,54 руб./час; для иностранных – 1314,81 руб./час.

Услуги по обеспечению прохода иностранных судов по внутренним водным путям на участке “Аксай (р. Дон, 3121 км) – шлюз N 15” оказываются по ставке 23,82 руб. за 1000 куб. м/км.

Приказ ФСТ РФ от 22.11.2010 N 329-с/4
“Об установлении коэффициентов и утверждении тарифов на услуги местной и внутризоновой телефонной связи, предоставляемые ОАО “Южная телекоммуникационная компания” на территории Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2010 N 19334.

Установлены коэффициенты, учитывающие изменение предельных максимальных уровней тарифов на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО “Южная телекоммуникационная компания” на территории Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов

Также утверждены тарифы ОАО “Южная телекоммуникационная компания” на предоставление местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Установлено, что ОАО “Южная телекоммуникационная компания” после установления (изменения) тарифов должна в течение 10 календарных дней обеспечить представление информации о новых тарифах в ФСТ РФ.

Признан утратившим силу Приказ ФСТ РФ от 11.11.2009 N 283-с/10, которым ранее были утверждены тарифы на услуги вышеуказанного предприятия.

Приказ ФСТ РФ от 29.11.2010 N 341-с/2
“Об установлении коэффициентов к тарифам на услугу по передаче внутренней телеграммы, предоставляемую ОАО “ВолгаТелеком”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2010 N 19354.

Для ОАО “ВолгаТелеком” установлены новые коэффициенты к тарифам на услугу по передаче внутренней телеграммы

В частности, коэффициент к тарифу за передачу одного слова для некоторых видов телеграмм, а также коэффициент за доставку некоторых видов телеграмм повышены с 1,25 до 1,56.

Признан утратившим силу Приказ ФСТ РФ от 11.11.2009 N 275-с/2, которым ранее были утверждены тарифы для вышеуказанного предприятия.

Приказ ФСТ РФ от 29.11.2010 N 342-с/3
“Об установлении коэффициентов к тарифам на услуги местной и внутризоновой телефонной связи, предоставляемые ОАО “Таттелеком” и операторами связи на территории Республики Татарстан”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2010 N 19320.

Установлены коэффициенты, учитывающие изменение предельных максимальных уровней тарифов на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО “Таттелеком”, ООО “Камател”, ООО “Телесет”, ОАО “Телерадиокомпании “ТВТ” на территории Республики Татарстан

Также утверждены тарифы ОАО “Таттелеком”, ООО “Камател”, ООО “Телесет” на предоставление местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Установлено, что ОАО “Таттелеком”, ООО “Камател”, ООО “Телесет”, ОАО “Телерадиокомпании “ТВТ” после установления (изменения) тарифов должны в течение 10 календарных дней обеспечить представление информации о новых тарифах в ФСТ РФ.

Признан частично утратившим силу Приказ ФСТ РФ от 11.11.2009 N 279-с/6, которым ранее были утверждены тарифы на услуги вышеуказанных предприятий.

Приказ ФСТ РФ от 29.11.2010 N 350-с/11
“Об установлении коэффициентов и утверждении тарифов на услугу по передаче внутренней телеграммы, предоставляемую ОАО “Дальневосточная компания электросвязи”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2010 N 19387.

Для ОАО “Дальневосточная компания электросвязи” установлены новые коэффициенты к тарифам на услугу по передаче внутренней телеграммы

В частности, коэффициент к тарифу за передачу одного слова для некоторых видов телеграмм, а также коэффициент за доставку некоторых видов телеграмм повышены с 1,25 до 1,56.

Признаны утратившими силу Приказы ФСТ РФ от 11.12.2009 N 385-с/7, от 11.12.2009 N 388-с/10 и от 09.12.08 N 339-с/6, которыми ранее были утверждены тарифы для вышеуказанного предприятия.

Информация Ростуризма от 27.12.2010
“Ростуризм разъясняет: права туристов при задержке авиарейса”

В связи с продолжающимися задержками авиарейсов Ростуризм информирует российских туристов об их правах в данной сфере

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией:

– о времени отправления и прибытия воздушных судов;

– о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;

– о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;

– о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;

– о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами;

– о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;

– об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 29.12.2010 N 1190
“О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе”

С 1 января 2011 года устанавливаются ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов необработанных лесоматериалов

В частности, вывоз бревен диаметром не менее 15 см, но не более 24 см, длиной не менее 1 м (код ТН ВЭД ТС 4403 20 110 1), лесоматериалов необработанных, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, небрусованных, диаметром менее 15 см (код ТН ВЭД ТС 4403 20 190 1) будет осуществляться по ставке вывозной таможенной пошлины в размере 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. метр. При вывозе лесоматериалов необработанных, с удаленной или неудаленной корой или заболонью, небрусованных, диаметром менее 15 см из тополя (код ТН ВЭД ТС 4403 99 100 0), из эвкалипта (код ТН ВЭД ТС 4403 99 300 0), из осины (код ТН ВЭД ТС 4403 99 950 2) будет взиматься пошлина в размере 10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 куб. метр.

Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 509
“О внесении изменений в Решение Комиссии таможенного союза от 14 октября 2010 года N 413 “Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита”

Подтверждение фактического количества товара, вывезенного с таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом, осуществляется таможенным органом, которым совершены таможенные операции по помещению данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита

Данное дополнение внесено в Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 413 “Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита”.

Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 510
“О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении нефти сырой, добываемой на месторождениях Республики Беларусь”

Установлены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, добываемой на месторождениях Республики Беларусь

С 1 января 2011 года ввоз товаров, включенных в товарные подсубпозиции 2709 00 900 4 и 2709 00 900 6 ТН ВЭД ТС, будет осуществляться по ставкам ввозных таможенных пошлин в размере 5 процентов от таможенной стоимости.

Информационное письмо ФТС РФ от 28.12.2010 N 01-11/63926
“О применении классификационных решений и таможенном декларировании товаров”

ФТС РФ проинформировала заинтересованных лиц о применении решений по классификации товара в несобранном или разобранном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями, а также об особенностях заполнения заявления на условный выпуск

Сообщено, что классификационные решения, принятые ФТС РФ в соответствии с положениями Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК РФ от 23 апреля 2001 года N 388, и Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ФТС РФ от 12 января 2007 года N 22, применяются для совершения таможенных операций с товарами и после вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 “Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций”.

До вступления в силу нормативного правового акта ФТС РФ, утверждающего особенности заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и итоговой декларации на товар, указанные документы заполняются по форме и в порядке, предусмотренными:

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 “Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций”;

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378 “О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций”,

и с учетом особенностей заполнения отдельных граф, предусмотренных:

Приказом ГТК РФ от 23 апреля 2001 года N 388 “Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов”;

Приказом ФТС РФ от 12 января 2007 года N 22 “Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов”.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 420-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Подписан закон, направленный на совершенствование правоотношений в области рыболовства

Необходимость принятия закона вызвана существующими противоречиями между нормами Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и Федерального закона “О животном мире”, а также нормами некоторых других законодательных актов.

В частности, в Федеральном законе “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” уточнены понятия “объекты рыболовства”, “рыбоводство (аквакультура)”.

Регламентирован порядок осуществления научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, урегулированы вопросы осуществления промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

Установлено, что охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” и Федеральным законом “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.

К обязанностям органов Федеральной службы безопасности отнесено принятие мер по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ.

Признаны утратившими силу отдельные положения Федерального закона “О животном мире”, касающиеся права государственной собственности на объекты животного мира, а также реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биоресурсов.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ
“О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

С целью совершенствования лесных правоотношений и обеспечения пожарной безопасности в лесах внесены поправки в Лесной кодекс РФ

В частности, подробно урегулирован порядок охраны лесов от пожаров, пожарной безопасности в лесах. Введен целый ряд новых статьей, касающихся мероприятий по предупреждению лесных пожаров, мониторинга пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров, тушения лесных пожаров, ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Раскрыто содержание авиационных работ по охране и защите лесов. Введены нормы, касающиеся проектирования лесничеств, лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и таксации лесов.

Как самостоятельный вид лицензируемой деятельности в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” введено лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров в лесах.

Установлено, что перечень объектов лесной инфраструктуры будет утверждаться Правительством РФ.

В отношении лесничеств, лесопарков будет устанавливаться расчетная лесосека, осуществляться лесоустройство, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Регламентирован порядок выращивания посадочного материала лесных насаждений (саженцев, сеянцев). Эта деятельность является предпринимательской, осуществляемой в целях воспроизводства лесов и лесоразведения.

Изменения внесены также в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон “О пожарной безопасности”, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений, в случае если данные деяния, совершенные по неосторожности или умышленно, причинили крупный ущерб. Детализирована административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Приказ Росрыболовства от 15.12.2010 N 1046
“О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по рыболовству от 2 декабря 2010 года N 993”

Уточнено распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних водах РФ на 2011 год

Внесены изменения и дополнения в Приказ Росрыболовства от 02.12.2010 N 993, которым утверждено распределение на 2011 год общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах России (за исключением внутренних морских вод), применительно к видам квот их добычи (вылова).

В распределение включены биоресурсы водных объектов, в частности Ленинградской, Московской, Новгородской, Псковской областей, Республик Дагестан, Коми, Карелия. Кроме того, скорректирована таблица, содержащая распределение общих допустимых уловов в отношении биоресурсов Чограйского водохранилища и озера Лысый Лиман.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Решение Государственной комиссии по радиочастотам Минкомсвязи РФ от 29.10.2010 N 10-09-10
“О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и внесении дополнений в Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации (решение ГКРЧ N 10-09-10)”

Для ряда ввозимых из-за границы на территорию России радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств выделены полосы радиочастот

Среди таких устройств судовые радиолокационные станции, судовые аварийные радиобуи (АРБ, АСР) и радиомаяки, устройства охранные сигнальные противоугонные для автотранспортных средств, высокочастотные устройства (установки), радионавигационная аппаратура.

Применение таких устройств на территории России не допускается без получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, оформленного на основании соответствующего решения ГКРЧ, а также без регистрации в установленном порядке РЭС и ВЧ-устройств, за исключением случаев, когда указанные разрешения или регистрация не требуются.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 28.12.2010 N 426-ФЗ
“О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”

С 1 января 2011 срок обучения в аспирантуре по техническим и естественнонаучным специальностям будет увеличен на один год и составит 4 года для очной и 5 лет для заочной формы обучения

Конкретный перечень специальностей, сроки обучения по которым могут быть увеличены, утверждается Минобрнауки РФ.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 28.12.2010 N 402-ФЗ
“О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

С 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года приостановлены отдельные положения законодательства в части формирования и утверждения оборонного заказа в пределах установленных федеральным бюджетом расходов на эти цели

Установлено, что в указанный период государственный оборонный заказ формируется и утверждается в соответствии с основными показателями государственного оборонного заказа, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Кроме того, с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно приостановлено действие пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ в части заключения государственных контрактов, предметами которых являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств, установленных на соответствующие цели государственной программой вооружения, на срок реализации указанной программы.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 28.12.2010 N 427-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа”

Подписан закон, направленный на совершенствование процедур, связанных с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Поправки внесены в Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Подробно регламентированы требования к помещению несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием, к администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.

В частности, установлено, что в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние, осужденные за совершение не только преступления средней тяжести, но и тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса РФ.

Категории несовершеннолетних, направляемые в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа и в специальные (коррекционные) классы и группы, созданные в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа, будут определяться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Урегулирован порядок проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в случае, если он или его законные представители не дали согласия на проведение такого освидетельствования.

Изменениями в Уголовный кодекс РФ предусмотрено, что пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, в том числе в случае, если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в данном учреждении.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 29.12.2010 N 434-ФЗ
“О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”

При выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания мера пресечения в виде заключения под стражу может быть изменена на более мягкую

В статью 110 Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающую порядок отмены или изменения меры пресечения, внесены изменения, направленные на обеспечение конституционного права подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на охрану жизни и здоровья. В соответствии с внесенными изменениями мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством РФ.

Одновременно статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” дополнена положением, предусматривающим обязанность начальника места содержания под стражей или лица, исполняющего его обязанности, в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, направлять лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому и его защитнику копии медицинского заключения, вынесенного по результатам медицинского освидетельствования, в течение календарного дня, следующего за днем поступления медицинского заключения в администрацию места содержания под стражей.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П
“По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в связи с жалобой администрации города Благовещенска”

Положения закона, касающиеся вопросов отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, признаны не противоречащими Конституции РФ

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…” в той мере, в какой ими регулируется отчуждение объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, по инициативе этого субъекта в порядке реализации преимущественного права на приобретение такого имущества – применительно к обязанностям органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, принять соответствующие решения и совершить юридически значимые действия в обеспечение указанного права.

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, поскольку эти положения не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.12.2010 N 422-ФЗ
“О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года”

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (от 11.12.2009), подписанный в Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года

Установлено, что уполномоченные органы Сторон, при необходимости и по взаимной договоренности, в целях охраны территории Таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, а также товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, а также перемещаемых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 423-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии”

Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии между Россией и Японией, подписанное в Токио 12 мая 2009 года

Соглашение устанавливает основные принципы взаимодействия между Россией и Японией в сфере мирного использования атомной энергии. В рамках Соглашения предусмотрено несколько областей сотрудничества, в частности:

– разведка и разработка урановых месторождений;

– проектирование, строительство и эксплуатация легководных реакторов;

– переработка и обращение с радиоактивными отходами;

– ядерная безопасность, включая радиационную защиту и контроль над состоянием окружающей среды;

– исследования и применение радиоизотопов и излучения;

Такое сотрудничество осуществляется только в мирных целях. В рамках Соглашения не передаются технологии и оборудование по обогащению урана, переработке отработавшего ядерного топлива и производству материала.

Ядерный материал, оборудование и технология, переданные в соответствии с Соглашением, не используются для исследований или разработок любого ядерного взрывного устройства или в любых военных целях.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 424-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации”

Ратифицировано Соглашение об упрощении выдачи виз между Россией и Швейцарией, подписанное в Берне 21 сентября 2009 года

Соглашением предусмотрена упрощенная процедура выдачи однократных виз сроком действия до трех месяцев, а также многократных виз для определенных категорий граждан, унифицируются визовые сборы, регламентируются сроки оформления виз.

Целью Соглашения является взаимное упрощение выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам России и Швейцарии.

КонсультантПлюс - разработчик справочной правовой системы

Информация предоставлена компанией КонсультантПлюс