Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 30.12.2010 (Читать)

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 406-ФЗ
“О внесении изменения в статью 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ не должно дублировать наименования должности главы государства

В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. При этом, как установлено внесенным в закон дополнением, наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации.

До 1 января 2015 года устанавливается переходный период, в течение которого конституции (уставы) субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 405-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном материальном резерве”

Внесены изменения в порядок формирования, хранения, использования государственного материального резерва

Понятие государственного резерва (федерального запаса материальных ценностей) дополнено нормой, устанавливающей, что государственный резерв составляет имущество казны Российской Федерации и, таким образом, на операции с его материальными ценностями распространяются соответствующие правила учета и отчетности.

Уточнены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по управлению государственным резервом.

Так, установлено, что Правительство РФ определяет порядок перемещения материальных ценностей государственного резерва между ответственными хранителями (новый термин, которым определяются организации, не входящие в единую систему государственного резерва) и организациями, входящими в систему государственного резерва, а также порядок определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного резерва и порядок использования материальных ценностей государственного резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок в форме товарных интервенций.

В то же время порядок возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва будет входить в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, а не Правительства РФ, как это было установлено ранее. Подробно определены права этого федерального органа по регулированию поставок, закладки материальных ценностей в государственный резерв и хранения материальных ценностей государственного резерва.

Внесено изменение в принципы финансирования системы государственного резерва – из доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, исключены средства, получаемые ответственными хранителями при проведении операций по освежению и замене материальных ценностей государственного резерва.

В перечень оснований выпуска материальных ценностей из государственного резерва включено такое основание, как оказание гуманитарной помощи.

Значительно изменена имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва.

Так, в частности, за просрочку поставки, закладки материальных ценностей в государственный резерв с поставщика, ответственного хранителя взыскивается пени в размере 0,1 процента стоимости несвоевременно поставленных, несвоевременно заложенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств, а не штраф в размере 50 процентов стоимости указанных ценностей, как это было установлено ранее.

Снижена ответственность за несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, об отгрузке материальных ценностей государственного резерва, и за оформление бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв – за эти нарушения будет уплачиваться только пеня, причем за оформление бестоварных операций ее размер снижен. Ранее за эти нарушения был предусмотрен также и штраф в размере 100 процентов не отгруженных вовремя или не заложенных в государственный резерв материальных ценностей.

Изменено определение размера пени за несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей и за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва ответственными хранителями – вместо пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования с заемщика или ответственного хранителя будет взыскиваться пеня в размере 0,3 процента, также от стоимости невозвращенных или несохраненных материальных ценностей, соответственно за каждый день просрочки возврата или за каждый день до полного восстановления материальных ценностей.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 411-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Введена административная ответственность за нарушения антимонопольных правил, установленных законодательством об основах торговой деятельности в РФ

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. В этой связи КоАП РФ дополнен тремя новыми видами составов правонарушений.

Устанавливается ответственность организаторов торговых сетей по продаже продовольственных товаров и поставщиков продовольственных товаров в торговые сети за создание дискриминационных условий, ограничивающих доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Максимальная мера ответственности за данное правонарушение может составить для юридических лиц 5 млн. рублей.

Также устанавливается ответственность за нарушение требований о предоставлении контрагентам информации об условиях заключения договоров поставки продовольственных товаров. Нарушение указанного требования может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

За нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров устанавливается ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, юридических лиц – от одного до пяти млн. рублей.

Кроме того, вводится ответственность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за невыполнение в установленный срок предписания ФАС РФ об отмене (изменении) правовых актов, нарушающих законодательство о торговой деятельности в РФ. Административный штраф за данное правонарушение может составить 50 тыс. рублей. Кроме того, за совершение такого правонарушения должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного до трех лет.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 412-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”

Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ предоставлены дополнительные полномочия в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Правительство РФ будет принимать решения о выплате единовременной материальной помощи, а органы государственной власти субъектов РФ – решения о выплате единовременных денежных выплат гражданам РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым данная помощь будет оказана.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 419-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации” и Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Ликвидирован единый учет государственных гражданских служащих

Из законодательных актов, регулирующих государственную службу, исключены нормы, устанавливавшие обязанность ведения реестра федеральных государственных служащих, реестров государственных гражданских служащих субъектов РФ и сводного реестра государственных служащих Российской Федерации.

Признаны утратившими силу также нормы, устанавливавшие обязанность ведения сводного реестра должностей государственной службы Российской Федерации (единого реестра должностей федеральной государственной службы и должностей государственной гражданской службы субъектов РФ), а также обязанность определения (федеральным законом или указом Президента РФ) соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.12.2010 N 407-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства”

Земельные участки и иное имущество Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства могут передаваться Фондом также и публично-правовым образованиям

Ранее было установлено, что в целях содействия жилищному строительству и создания необходимой для этого инфраструктуры Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в установленных решениями или поручениями Президента РФ случаях осуществляет безвозмездную передачу земельных участков Фонда (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества Фонда), а также иного имущества в собственность юридических лиц, определяемых распоряжениями Правительства РФ. Теперь указанное имущество Фонда в тех же целях и в том же порядке может передаваться Фондом и в собственность публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Федеральный закон от 28.12.2010 N 409-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)”

Определен правовой режим невостребованных дивидендов (распределенной прибыли)

В законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью внесены уточнения, касающиеся сроков и порядка выплаты дивидендов (распределенной прибыли).

Закон устанавливает единый срок для обращения акционера (участника) к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов (распределенной прибыли) – в течение 3-х лет после истечения срока, установленного уставом или решением общего собрания общества о выплате дивидендов (распределении прибыли). По истечении данного срока невостребованные суммы соответствующих выплат восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества. Ранее такие суммы признавались внереализационными доходами общества и подлежали повторному налогообложению.

В Налоговый кодекс РФ внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, отнесено имущество, имущественные и неимущественные права в размере их денежной оценки, которые переданы организации в целях увеличения чистых активов. При этом данное положение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 N 1080н
“О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2010 N 19365.

Распределены по субъектам РФ квоты на 2011 год на выдачу иностранцам разрешений на работу

Общее количество разрешений по всей Российской Федерации уменьшено с 1944356 до 1745584 штук.

При этом квота для Московской области снижена со 108529 до 108090 разрешений, для Архангельской – с 1979 до 1208 и для Ханты-Мансийского автономного округа – с 42893 до 40500 разрешений, для Пермского края – с 16337 до 12901 разрешений.

Для Самарской области квота увеличена с 10785 до 12440 разрешений.

Соответственно изменено распределение квоты на выдачу разрешений на работу по профессиям, специальностям и квалификациям.

Резерв квоты по Российской Федерации снижен с 526807 до 523751 разрешений.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 N 1081н
“О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2010 N 19361.

Снижен размер распределенных по субъектам РФ на 2011 год квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ для работы

Количество приглашений в целом по Российской Федерации составит 499650 штук (в 2010 году – 611080 штук).

В частности, уменьшено количество приглашений по федеральным округам:

Центральному (со 144641 до 75448 приглашений);

Северо-Западному (с 48751 до 43500 приглашений);

Северо-Кавказскому (с 4646 до 4548 приглашений);

Уральскому (с 48084 до 45560 приглашений);

Значительно уменьшилось количество приглашений по г. Москве – с 93847 до 39553 штук.

Резерв квоты по РФ уменьшен со 167502 до 149853 приглашений.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 414-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”

С 1 января 2011 года устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие аварии на производственном объединении “Маяк” и сбросов в реку Теча

Детям, не достигшим 18 лет, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие указанных факторов и где средняя годовая эффективная доза облучения, превышающая естественный радиационный фон, составляет свыше 1 мЗв (0,1 бэр), устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 772 рубля.

Помимо этого, увеличен размер ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 – 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Гражданам, получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), компенсация увеличена с 200 до 420,49 рублей; получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр) – со 100 до 210,26 рублей.

Размеры установленных выплат подлежат ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Законом о федеральном бюджете.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Минфина РФ от 10.11.2010 N 147н
“Об утверждении порядка, сроков и форм сообщений в Министерство финансов Российской Федерации о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19309.

Определены порядок, сроки и формы сообщений, направляемых в Минфин РФ саморегулируемыми организациями аудиторов

Установлено, что утвержденные формы сообщений саморегулируемой организацией аудиторов в Минфин РФ о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, представляются:

– по каждому дополнительному требованию и каждой дополнительной норме профессиональной этики – не позднее семи календарных дней со дня, следующего за днем установления указанных дополнительных требований и (или) норм;

– на бумажном и электронном носителях. При несоответствии сообщения на бумажном носителе сообщению на электронном носителе приоритет имеет сообщение на бумажном носителе;

– с сопроводительным письмом;

– уполномоченным лицом саморегулируемой организации аудиторов непосредственно или почтовым отправлением. Днем представления в Минфин РФ указанных сообщений считается дата, указанная в отметке Минфина РФ о принятии документов.

Приказ ФНС РФ от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654
“Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2010 N 19383.

Вводится в действие новая форма налоговой декларации по НДФЛ

В декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) учтены внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения. Одновременно с новой формой налоговой декларации утверждены порядок ее заполнения и формат представления данных налоговой декларации в электронном виде. Отчитаться о полученных доходах и исчисленной сумме налога в соответствии с новой формой декларации необходимо начиная с налогового периода 2010 года.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание ЦБ РФ от 15.12.2010 N 2540-У
“О внесении изменений в Указание Банка России от 14 августа 2002 года N 1186-У “Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2010 N 19400.

Публично-правовые образования в случаях приобретения более 1 процента акций (долей) кредитной организации обязаны уведомить об этом Банк России

Соответствующее изменение внесено в Указание ЦБ РФ от 14.08.2002 N 1186-У “Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов…”. Ранее такая обязанность наступала в случае приобретения более 5% акций (долей) кредитной организации. Кроме того, в частности, из Указания исключена норма, согласно которой органы местного самоуправления не вправе были передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы кредитных организаций.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Письмо Минфина РФ от 24.12.2010 N 07-03-05/1175
“О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма N 2-аудит)”

Минфин РФ напомнил аудиторам о необходимости до 1 марта 2011 года предоставить сведения об аудиторской деятельности по форме N 2-аудит

Приказом Росстата от 20.10.2010 N 356 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-аудит “Сведения об аудиторской деятельности”. Данная форма введена в действие начиная с отчета за 2010 год. Согласно указаниям по ее заполнению данная форма предоставляется в Минфин России не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Сообщается также адрес интернет-сайта, где размещены форма отчета и указания по его заполнению и представлению, а также новая версия программного модуля, предназначенного для подготовки отчета.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 408-ФЗ
“О внесении изменения в статью 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Изменен срок, с которого начинают применяться положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, устанавливающие порядок организации и проведения определенных видов проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного и муниципального контроля (надзора), а также права и обязанности этих органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении таких проверок и меры по защите их прав и законных интересов.

В Закон внесены изменения, согласно которым при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), перечень которых дан в части 4 статьи 1 Закона, положения вышеупомянутого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются до 1 июля 2011 года. Ранее этим сроком было 1 января 2011 года.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 410-ФЗ
“О приостановлении действия Федерального закона “Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования”

С 31 декабря 2010 года по 1 января 2012 года приостановлено действие Федерального закона от 27.12.2009 N 347-ФЗ “Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования”

Вышеупомянутый Закон устанавливает требования к низковольтному оборудованию, выпускаемому в обращение на территории России, к маркировке такого оборудования, к сопроводительным документам, включающим в себя правила безопасной эксплуатации и утилизации низковольтного оборудования, а также устанавливает положения, относящиеся к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей низковольтного оборудования.

Согласно статье 19 вышеназванного Закона он должен был вступить в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования (опубликован в “Собрании законодательства РФ” – 28.12.2009, в “Российской газете” – 30.12.2009).

Федеральный закон от 28.12.2010 N 415-ФЗ
“О внесении изменения в статью 8 Федерального закона “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О мерах по улучшению расчетов за услуги связи” и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

В Федеральных законах “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” и “О государственном материальном резерве” отменен ряд положений, касающихся взыскания пени и неустоек

Согласно Федеральному закону “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2 процентов от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней – в размере 3 процентов.

Рассматриваемый Закон отменяет положение, согласно которому взыскание такой пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5 процентов от суммы взысканной пени.

Кроме того, отменено положение Федерального закона “О государственном материальном резерве”, согласно которому взыскание неустоек по ряду оснований, в рамках имущественной ответственности по операциям с материальными ценностями государственного резерва, осуществляется в бесспорном порядке.

Признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19.05.1993 N 4986-1 “О мерах по улучшению расчетов за услуги связи”.

Приказ ФАС РФ от 10.09.2010 N 515
“Об утверждении методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2010 N 19390.

Федеральная антимонопольная служба утвердила методику проверки экономической обоснованности ценовых заявок поставщиков мощности на оптовом рынке электроэнергии (мощности)

В целях определения соответствия ценовых заявок на продажу мощности, поданных в отношении генерирующих объектов на конкурентном отборе мощности, требованию экономической обоснованности, ФАС РФ использует метод доходности инвестированного капитала с учетом некоторых особенностей (перечня и периода понесенных поставщиком затрат), и критерий минимизации совокупной стоимости мощности с учетом информации и сведений о прогнозных рыночных ценах на мощность, стоимости альтернативных инвестиционных проектов, мероприятий по энергосбережению.

Федеральным законом “Об электроэнергетике” установлено, что антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках электроэнергии предусматривает, в частности, контроль за ценами, и в соответствии, в том числе, с нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1155
“О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти”

Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, будут рассчитываться по новым формулам

Установлено, в частности, что ставка экспортной пошлины рассчитывается посредством умножения расчетного коэффициента в отношении отдельной категории товаров, выработанных из нефти, на ставку пошлины на нефть сырую. Кроме того, утверждены формулы, по которым определяется ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы (коды ТН ВЭД ТС 2711 12 – 2711 19).

Постановление выступает в силу через месяц после его официального опубликования.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 28.12.2010 N 418-ФЗ
“О внесении изменения в статью 20 Федерального закона “О статусе военнослужащих”

Родителям погибших (умерших) военнослужащих, захороненных на территории Российской Федерации, предоставлено право один раз в год бесплатно посетить место их погребения

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, теперь в случае гибели (смерти) военнослужащего-гражданина не только члены его семьи (но не более трех человек), но и его родители имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту его погребения и обратно.

Кроме того, один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и его родители имеют право один раз в год на проезд на безвозмездной основе по территории РФ (в случаях, установленных Правительством РФ, также по территории, расположенной за пределами территории РФ) железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту его погребения и обратно.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
“О Следственном комитете Российской Федерации”

Федеральным законом гарантирована недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета РФ со стороны органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и организаций, средств массовой информации

Федеральным законом “О Следственном комитете Российской Федерации” определяются задачи, полномочия, правовые основы и принципы деятельности Следственного комитета РФ, порядок прохождения службы, правила взаимодействия и координации деятельности с другими органами государственной власти по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела. Также сотрудники Следственного комитета имеют право входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2011 года, за исключением положений, касающихся обязательного государственного личного страхования сотрудников, вступающих в силу с 1 июля 2011 года.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 416-ФЗ
“О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

С 1 января 2011 года срок оформления паспорта гражданину Российской Федерации, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта

Данное дополнение внесено в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, поскольку при осуществлении проверочных мероприятий в отношении указанной категории граждан РФ нарушался установленный срок оформления заграничного паспорта. (Согласно статье 10 названного Федерального закона N 114-ФЗ, в случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.)

Федеральный закон от 28.12.2010 N 417-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”

В отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков, будет осуществляться административное выдворение за пределы Российской Федерации

Внесены изменения в Федеральные законы “О беженцах”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, “О наркотических средствах и психотропных веществах”, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

В частности, установлено, что лицо лишается статуса беженца или временного убежища, если оно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркосодержащих растений. Такое лицо, не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ (не использующее право на обжалование решения о лишении статуса беженца), обязано покинуть территорию РФ на основании постановления об административном выдворении за пределы РФ.

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, совершившим преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в РФ, а совершившие такое преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению.

Усилена административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Размер штрафа за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ составит от 4000 до 5000 рублей (ранее – от 500 до 1000 рублей).

Максимальный размер штрафа за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, наркосодержащих растений составит 1 миллион рублей.

Указ Президента РФ от 28.12.2010 N 1632
“О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации”

Вызов экстренных оперативных служб будет осуществляться по единому номеру 112

В целях обеспечения общественной безопасности, сохранности имущества граждан, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также террористическим актам на территории РФ, Президент РФ постановил:

– МЧС РФ – координировать работы по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” (далее – система-112);

– Минкомсвязи РФ – организовать взаимодействие сети связи общего пользования с системой-112 в целях обеспечения вызова пользователями услуг связи экстренных оперативных служб по единому номеру “112”;

– МЧС РФ, Минкомсвязи РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минрегиону РФ – обеспечить информационное взаимодействие экстренных оперативных служб для своевременной обработки вызовов по номеру “112”;

– Правительству РФ – в 6-месячный срок утвердить положение о системе-112, а также сроки завершения создания системы-112, источники и объемы финансирования соответствующих работ.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия”

В связи с принятием Федерального закона “О Следственном комитете Российской Федерации” скорректированы положения отдельных законодательных актов РФ

Основные изменения, внесенные в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касаются разграничения полномочий создаваемого Следственного комитета РФ и прокуратуры. Так, из Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” исключены упоминания, связанные со Следственным комитетом при прокуратуре РФ и следственными органами прокуратуры.

К компетенции Следственного комитета РФ отнесены: проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ. В свою очередь, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.

Также корректирующие поправки внесены, в том числе в следующие законодательные акты:

Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации”;

Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации”;

Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;

Уголовно-исполнительный кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации”;

Федеральный закон “О государственный защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”, Следственный комитет РФ включен в перечень органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Закон вступает в силу с 15 января 2011 года, за исключением отдельных положений.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 28.12.2010 N 413-ФЗ
“О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года”

Ратифицирован подписанный 21 мая 2010 года в Санкт-Петербурге Протокол о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений (от 11.12.2009)

В новой редакции Соглашения исключено положение, согласно которому подкарантинная продукция ввозится на таможенную территорию Таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом Стороны-импортера по форме, установленной законодательством государства Стороны-импортера.

Установлено также, что ввозимая на таможенную территорию таможенного союза подкарантинная продукция должна соответствовать фитосанитарным требованиям государства, на территории которого расположено место назначения подкарантинной продукции. Стороны обеспечивают размещение официальной информации о фитосанитарных требованиях, предъявляемых к ввозимой подкарантинной продукции, на официальных сайтах уполномоченных органов Сторон, а также в Информационной системе Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и в Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

КонсультантПлюс - разработчик справочной правовой системы

Информация предоставлена компанией КонсультантПлюс