КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 173-ФЗ
“О внесении изменений в статью 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и статью 23 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
Представительные органы малонаселенных поселений не будут избираться по партийным спискам
Депутаты представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительные органы поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов будут избираться только по одномандатным и многомандатным избирательным округам.
В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется между партийными списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ ФМС России от 23.06.2012 N 218
“Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия”
Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25661.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем должно быть принято территориальным органом ФМС России не позднее 3 месяцев со дня регистрации соответствующего ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности
Регламентирован порядок предоставления ФМС России государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продления срока его действия, определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
В приложениях к Регламенту приводятся образцы необходимых документов, а также сведения об официальных сайтах территориальных органов ФМС России, их телефонных номерах, почтовых адресах и адресах электронной почты.
Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2012 N 616
“Об утверждении форм заявлений об аттестации эксперта по аккредитации, о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче дубликата свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче копии свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации”
Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25651
Утверждены формы документов, используемых при аттестации эксперта по аккредитации Федеральной службой по аккредитации РФ
Утверждены, в частности, формы следующих заявлений:
– об аттестации эксперта по аккредитации;
– о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
– о выдаче дубликата свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
– о выдаче копии свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
– о прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации.
Для получения аттестата заявитель представляет в Росаккредитацию соответствующее заявление по установленным формам.
ЖИЛИЩЕ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 169-ФЗ
“О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона “О ветеранах”
Ветеранам боевых действий предоставлена возможность получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения
Согласно дополнению, внесенному в ФЗ “О ветеранах”, обеспечение жильем граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 данного Закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Размер выплаты определяется исходя их общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ.
Определение порядка предоставления такой выплаты будет устанавливаться законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 16.10.2012 N 170-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”
Принят закон, направленный на защиту прав граждан на приватизацию жилого помещения, в котором они не проживают, но не утратили права пользования им
Законом изменены формулировки части первой статьи 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”. Установлено, в частности, что приобретать в собственность жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде могут граждане РФ, “имеющие право пользования” данными помещениями, а не “занимающие” их, как это было предусмотрено ранее.
При этом согласие на приватизацию должны будут давать “все имеющие право на приватизацию данных жилых помещений” совершеннолетние лица и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, исключается необходимость получения согласия граждан, имеющих право пользования данным жилым помещением, но не имеющих права на его приватизацию.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 171-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Полномочия по утверждению порядка организации обучения и условий оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении и об объектах сельскохозяйственной переписи, будут осуществляться не Правительством РФ, а соответствующими федеральными органами исполнительной власти
Принятый Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов подготовки и проведения всероссийских переписей и федеральных статистических наблюдений.
Также Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” дополнен новой нормой, согласно которой условия оплаты труда лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений, и выплаты им вознаграждения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 175-ФЗ
“О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации”
До 1 января 2013 года приостанавливается действие положений Бюджетного кодекса РФ о порядке принятия законов (нормативных актов муниципальных образований), приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Приостанавливается действие пункта 2 статьи 53, пункта 2 статьи 59, пункта 2 статьи 64 и пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.
В связи с тем, что указанные нормы ограничивают сроки внесения поправок в законодательство о налогах и сборах и в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, их применение препятствует повышению эффективности бюджетного процесса.
Постановление Правительства РФ от 13.10.2012 N 1041
“Об утверждении Правил определения доходов (положительных результатов) от инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, за соответствующий год в негосударственном пенсионном фонде”
Разработана формула для определения дохода от инвестирования негосударственным пенсионным фондом средств выплатного резерва и пенсионных накоплений
Доход рассчитывается управляющей компанией, с которой НПФ заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и (или) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.
Расчет производится в соответствии с утвержденной формулой по каждому инвестиционному портфелю за соответствующий год – с 1 января (либо с даты первого поступления средств по договору) по 31 декабря (либо до даты последней передачи средств).
Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@
“О направлении разъяснений”
ФНС России разъяснены отдельные вопросы, связанные с применением ККТ
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
– срок применения ККТ в случае истечения нормативного срока амортизации;
– осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ организацией, оказывающей услуги по проведению занятий по стрельбе;
– требования к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности (далее – БСО);
– правомерность неприменения ККТ в сельских и труднодоступных местностях налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией;
– применение типографского способа нанесения печати на БСО;
– срок хранения бумажной контрольной ленты ККТ;
– применение ККТ при перевозках пассажиров в такси;
– требования к программному обеспечению ККТ;
– применение туристической путевки в качестве БСО;
– предоставление по запросу налоговых органов перечня банковских платежных агентов операторами по переводу денежных средств.
Письмо ФНС России от 10.10.2012 N ЕД-4-3/17120@
“О направлении письма Минфина России”
Для целей налогообложения материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами определяется в отношении установленных договором процентов
Данный вывод основан на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса РФ. Напомним, что материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, по общему правилу, является доходом налогоплательщика, подлежащим налогообложению НДФЛ.
В письме отмечено также, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение материальной выгоды в отношении процентов, начисляемых на сумму просроченной задолженности по договору займа (кредитному договору) и подлежащих уплате должником независимо от уплаты процентов в соответствии с условиями договора, на основании статьи 811 Гражданского кодекса РФ.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 168-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”
Уточнены требования к организаторам азартных игр и игорным заведениям
Установлен конкретный срок действия банковской гарантии, которую организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе обязан иметь в целях защиты прав и законных интересов участников азартных игр – он должен составлять не менее чем пять лет. Банковская гарантия продлевается или переоформляется в течение всего срока действия имеющейся у организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе лицензии на осуществление указанной деятельности и не может быть отозвана, в этих случаях банковская гарантия на соответствующий срок ее действия должна быть получена организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе на день, следующий после окончания срока действия договора о предоставлении банковской гарантии. Размер банковской гарантии, также как это было установлено и ранее, определяется в соответствующем договоре и не может быть менее чем 500 миллионов рублей.
Установлены требования к помещениям казино, залов игровых автоматов и букмекерских контор (в частности к их площади, наличию в них кассовых помещений, туалетов, помещений служб безопасности и т.д.), а также некоторые требования к организации азартных игр (приему, учету и обработке ставок, обеспечению возможности для игроков наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в т.ч. при помощи специального оборудования).
Из Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…” исключен ряд норм, регулирующих осуществление федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в данной сфере; в настоящее время он возложен на органы управления игорными зонами.
Приказ Минсельхоза России от 13.08.2012 N 433
“Об определении предельных уровней максимальных цен на зерно при проведении государственных товарных интервенций в 2012 – 2013 годах и признании утратившими силу приказов Минсельхоза России”
Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25653.
Установлен предельный уровень максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2012 – 2013 годах проводятся государственные товарные интервенции, в отношении мягкой продовольственной пшеницы 3 класса интервенционного фонда урожая 2005 года
По субъектам РФ, входящим в состав Южного федерального округа (Волгоградской области), Приволжского федерального округа (Оренбургской области), Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольского края), предельный максимальный уровень цен составляет 5000 рублей за тонну с учетом НДС.
Также утверждены предельные уровни максимальных цен на зерно, при достижении которых в 2012 – 2013 годах проводятся государственные товарные интервенции в отношении зерна интервенционного фонда урожая 2008, 2009 и 2011 года.
Приказ утрачивает силу 1 июля 2013 года.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления водных объектов в пользование и ведения государственного водного реестра”
В процедурах предоставления водных объектов в пользование юридическим и физическим лицам будут более широко использоваться новые информационные технологии
Заявления на получение водных объектов в пользование, заявки на участие в аукционах, по результатам которых водные участки предоставляются в пользование, и документы, прилагаемые к этим заявлениям и заявкам, могут направляться в органы Федерального агентства водных ресурсов либо в соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Документы, необходимые для рассмотрения заявлений, имеющиеся в распоряжении государственных органов, могут не предоставляться заявителями; в таком случае они запрашиваются посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае направления заявления в электронной форме, уведомления, извещения и некоторые другие документы, в т.ч. решение о предоставлении водных объектов в пользование либо мотивированный отказ, направляются заявителю также в электронной форме.
Кроме этого регламентированы процедуры выдачи нового решения о предоставлении водного объекта в пользование (в случаях изменения сведений о водопользователе в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП) и досрочного прекращения предоставленного права пользования водным объектом в связи с отказом водопользователя (в частности на Минприроды России возложена обязанность утвердить типовую форму решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование).
Установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, с которыми необходимо согласовывать условия водопользования – в соответствии с целями предполагаемого использования водного объекта такое согласование необходимо осуществлять с Роспотребнадзором, Росрыболовством или Росморречфлотом.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1379
“Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, размещаемой в сети Интернет”
Утвержден перечень сведений, размещаемых Росфинмониторингом в Интернете в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”
К таким сведениям, в частности, относится: общая информация, информация о нормотворческой и текущей деятельности, статистическая информация, информация о кадровом обеспечении, а также о работе Росфинмониторинга с обращениями граждан.
Кроме того, будет размещен перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также информация о результатах проверок, проведенных Росфинмониторингом и его территориальными органами.
ОБОРОНА
Федеральный закон от 16.10.2012 N 174-ФЗ
“О Фонде перспективных исследований”
В целях оказания содействия осуществлению научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономических сферах, создан Фонд перспективных исследований
Федеральный закон определяет правовое положение, полномочия и функции Фонда, а также устанавливает порядок управления его деятельностью и порядок формирования его имущества.
Установлено, что Фонд осуществляет, в частности, следующие основные функции:
формирует научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны страны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения;
определяет основные направления научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
организует поиск, заказ на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
На Фонд не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.
На Фонд не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “о несостоятельности (банкротстве)”.
Федеральные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Фонда и его должностных лиц, направленную на достижение заявленных целей.
Высшим органом управления Фонда является попечительский совет, состоящий из пятнадцати членов, в числе которых семь представителей Президента РФ, семь представителей Правительства РФ и генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета по должности. Генеральный директор назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению попечительского совета.
Кроме того, Фонд включает в себя правление Фонда, ревизионную комиссию и постоянно действующий консультативный орган – научно-технический совет.
Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1380
“О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации”
Начиная с 2013 года работникам организаций оборонно-промышленного комплекса РФ за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения будут назначаться повышенные стипендии
Для специалистов и молодых работников (до 35 лет) с 2013 года предусмотрено 685 стипендий по 350 тыс. рублей в год.
Для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций – исполнителей государственного оборонного заказа установлены стипендии в размере 500 тыс. рублей. Таких стипендий предусмотрено 201 – в 2013 году, 228 – в 2014 году и 360 – начиная с 2015 года.
Стипендии назначаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ и могут назначаться одному и тому же лицу неоднократно, но не чаще одного раза в три года.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377
“О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации”
Служебная дисциплина в органах внутренних дел будет регулироваться новым Дисциплинарным уставом
Дисциплинарный устав определяет, в частности:
сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел;
обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудника по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины;
порядок применения мер поощрения, а также наложения и исполнения дисциплинарных взысканий;
порядок обжалования дисциплинарных взысканий.
К обязанностям руководителя (начальника) отнесено, в том числе соблюдение порядка и условий прохождения службы, уважение чести и достоинства подчиненных, принятие мер по противодействию коррупции.
В качестве новой меры поощрения установлено награждение огнестрельным или холодным оружием, а из перечня дисциплинарных взысканий исключен арест с содержанием на гауптвахте до 10 суток.
Дисциплинарный устав органов внутренних дел, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 года N 128-XI, признан не действующим на территории РФ.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Федеральный закон от 16.10.2012 N 172-ФЗ
“О внесении изменения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации”
Расширен перечень оснований, при наличии которых условное осуждение судом не назначается
Согласно изменениям условное осуждение не будет назначаться также:
при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
при опасном или особо опасном рецидиве.
В настоящее время условное осуждение не назначается лишь осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 16.10.2012 N 176-ФЗ
“О ратификации Соглашения о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности”
Ратифицировано Соглашение о сохранении специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, подписанное 10 декабря 2010 года в Москве
В соответствии с Соглашением, его Стороны обеспечивают необходимые условия по сохранению специализации предприятий и организаций, участвующих в производстве продукции военного назначения и поставках необходимых для этого материалов и полуфабрикатов, комплектующих элементов и изделий, учебного и вспомогательного имущества, а также в выполнении работ и оказании услуг военного назначения, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в рамках двусторонней производственной и научно-технической кооперации.
Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ по предложениям уполномоченных органов Сторон формирует перечни предприятий и организаций, специализацию которых целесообразно сохранить в интересах военно-экономического сотрудничества государств – членов ОДКБ, и направляет их в государства – члены ОДКБ для утверждения правительствами Сторон.
Стороны обязуются не передавать (не продавать) материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, документацию и информацию, полученные в рамках настоящего Соглашения, третьим государствам, их гражданам и организациям, а также международным организациям без предварительного согласия поставляющей Стороны.
Федеральный закон от 16.10.2012 N 177-ФЗ
“О ратификации Соглашения об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений в Организации Договора о коллективной безопасности по выпуску продукции военного назначения”
Ратифицировано Соглашение об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений в Организации Договора о коллективной безопасности по выпуску продукции военного назначения, подписанное 10 декабря 2010 года в Москве
В Соглашении заложена правовая основа для создания межгосударственных научно-производственных объединений в ОДКБ, интегрированных по производственным и научным потенциалам, ориентированных на формирование единых производственно-технологических процессов по разработке и производству продукции военного назначения, ее ремонту, модернизации и утилизации, с правом самостоятельной поставки выпускаемой ими продукции в государства-члены ОДКБ.
По мнению законодателей, создание таких межгосударственных научно-производственных объединений позволит более эффективно решать проблемы, касающиеся качества выпускаемой продукции, проведения и реализации единой военно-технической политики, упрощения механизма военно-технического сотрудничества, исключения случаев неоправданной конкуренции, а также формирования перспективы сохранения и развития национальных предприятий оборонно-промышленного комплекса, вошедших в эти объединения.