КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный конституционный закон от 05.04.2013 N 1-ФКЗ
“О внесении изменения в статью 80 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”
Изменен порядок подготовки необходимых новых или изменяющих федеральных законов в связи с признанием Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ действующего закона
Срок внесения проекта нового закона в Государственную Думу Правительством РФ увеличен с трех до шести месяцев, исчисляемых со дня опубликования постановления Конституционного Суда РФ, что определено в качестве общего правила; при этом Конституционный Суд РФ вправе установить иной срок внесения Правительством РФ проекта нового закона.
Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным органам субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ предоставлено право осуществлять подготовку нового необходимого закона по вопросам их ведения и вносить его в Государственную Думу. Правительство РФ в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный указанными субъектами законодательной инициативы, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство РФ.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 40-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях” и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Упрощен порядок организации выборов разных уровней
В целях упрощения организации муниципальных и иных выборов установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
В упрощенном порядке организуется изготовление избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений – размещение заказов на их изготовление будет осуществляться организующей соответствующие выборы комиссией или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями. Заказы должны размещаться у исполнителей (подрядчиков), которые определяются Правительством РФ по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ не реже одного раза в пять лет.
Протокол об итогах голосования разрешено составлять в электронном виде; при этом регламентировано заверение его распечаток и ознакомление с ним наблюдателей и иных лиц.
С 20 до 10 дней до дня голосования сокращен срок, в течение которого территориальные комиссии обязаны передавать участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка, а участковые комиссии представлять этот список для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения.
Также с 20 до 10 дней до дня голосования сокращен срок, в течение которого территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей о времени и месте выборов, и срок, в течение которого территориальные комиссии должны направить в участковые комиссии заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях.
Установлен порядок подготовки и утверждения новой схемы одномандатных и многомандатных избирательных округов в случаях изменения законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований, в соответствии с которыми изменяется число депутатов законодательных и представительных органов либо вид избирательной системы.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 33-ФЗ
“О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 5 Федерального закона “Об исполнительном производстве”
Внесены уточнения в порядок исполнения административного наказания в виде конфискации вещи, явившейся орудием совершения либо предметом административного правонарушения
Статья 32.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью 1.1, устанавливающей полномочие таможенного органа исполнять постановления судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, в статьи 1 и 5 Федерального закона “Об исполнительном производстве” внесены изменения, определяющие, что условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
“О Счетной палате Российской Федерации”
Аудиторы Счетной палаты РФ не смогут занимать свою должность более двух сроков подряд и не должны состоять в родственных связях с лицами, занимающими государственные должности РФ
Новым Федеральным законом “О Счетной палате Российской Федерации” уточняются, в т.ч. более подробно регламентируются и многие другие аспекты деятельности этого высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), в частности функции и полномочия, структура, в т.ч. порядок назначения, права и обязанности Председателя Счетной палаты РФ и его заместителя, методы осуществления деятельности Счетной палаты РФ, назначение и порядок направления Счетной палатой РФ уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, организация деятельности Счетной палаты РФ (в частности, отдельными статьями регулируются статус и порядок утверждения стандартов Счетной палаты, обязательное государственное страхование ее сотрудников), материальное обеспечение Счетной палаты РФ (в частности, более подробно определяется материальное обеспечение ее сотрудников, в т.ч. размеры окладов инспекторов Счетной палаты).
Определен и конкретный срок, которым определяется опыт работы кандидата на должность аудитора Счетной палаты РФ в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции – он должен составлять не менее пяти лет.
Новый Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации” вступает в силу со дня его опубликования”; с этой же даты утратит силу действующий Федеральный закон “О счетной палате Российской Федерации”, принятый в 1995 году.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 56-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”
Определен порядок формирования региональных реестров молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой
Установлено, что государственная поддержка общероссийским и международным молодежным и детским объединениям предоставляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, а вопросы государственной поддержки межрегиональных, региональных, а также местных объединений и вопросы ведения региональных реестров молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, регулируются законодательством субъектов РФ.
Определен перечень сведений, включаемых в федеральный реестр, порядок его ведения и предоставления информации, содержащейся в реестре. Установлена обязанность региональных органов власти по реализации молодежной политики предоставлять в соответствующий федеральный орган сведения о молодежных и детских объединениях, которые включены в региональные реестры.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 57-ФЗ
“О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
Госслужащим будет выплачиваться денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в случае сокращения должности гражданской службы или упразднения госоргана
Принят закон, направленный на усиление государственных гарантий государственным гражданским служащим РФ при сокращении замещаемых ими должностей государственной гражданской службы РФ или упразднении государственного органа.
Внесенными поправками указанные обстоятельства поименованы в качестве оснований для расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе нанимателя с предоставлением соответствующих гарантий, предусмотренных для этих случаев.
Кроме того, принятым законом предусматривается обязанность представителя нанимателя предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в данном государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой им должности, а также уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. В случае отсутствия таких должностей гражданскому служащему могут предлагаться вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ.
Кроме того, скорректированы положения Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, касающиеся назначения федеральным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при их увольнении.
Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р
Утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса России на период до 2030 года
В Стратегии отражены положения, касающиеся основных тенденций, определяющих векторы развития электросетевого комплекса, структуры электросетевого комплекса, организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры и тарифов, обеспечивающих приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность.
Особое внимание уделяется деятельности создаваемого открытого акционерного общества “Российские сети” и входящих в него организаций, контролирующих около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей в России.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
“Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Изъятие и предоставление земельных участков на присоединенных к Москве территориях будет осуществляться в упрощенном порядке
Федеральный закон содержит, в частности, положения:
о наделении органов государственной власти города Москвы полномочиями по изъятию и предоставлению земельных участков на присоединенных территориях для размещения и строительства на них объектов федерального значения;
об упрощении процедуры изъятия земельных участков на присоединенных территориях в связи с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для градостроительного развития территорий, которой предусматривается в том числе:
– возможность изъятия земельных участков для целей размещения на них объектов, включенных в Перечень;
– сокращение сроков уведомления правообладателя, государственной регистрации прав и кадастрового учета;
об установлении порядка предоставления земельных участков для целей строительства без проведения процедуры торгов и процедуры предварительного согласования места размещения соответствующего объекта;
о расширении перечня случаев установления сервитута;
о запрете на отчуждение в частную собственность земельных участков, необходимых для размещения объектов, включенных в Перечень, без проведения процедуры резервирования земельных участков.
Предусмотрено, что положения Закона подлежат применению исключительно к отношениям, возникающим при размещении и строительстве на присоединенных к городу Москве территориях объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ по представлению Правительства Москвы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 47-ФЗ
“О внесении изменения в статью 41 Федерального закона “Об акционерных обществах”
Внесены уточнения в порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции
Установлено, что если цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения акционерным обществом (в случае, если оно является кредитной организацией), владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является Российская Федерация, путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами, и информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах, срок действия преимущественного права не может быть менее восьми рабочих дней с момента раскрытия такой информации.
ЖИЛИЩЕ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 38-ФЗ
“О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”
Скорректирован порядок проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома
Предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет и не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения такого извещения проводит открытый конкурс. В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
До заключения договора управления многоквартирным домом управление таким домом осуществляется застройщиком или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Ранее было предусмотрено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Федеральным законом уточнены срок заключения договора управления многоквартирным домом, а также условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, уточнен порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в отдельных случаях.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82
По мнению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, на потребителя не возложена обязанность передавать полученные показания приборов учета исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26-го числа текущего месяца
Включение же в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ.
Апелляционная коллегия ВС РФ частично отменила решение ВС РФ от 3 декабря 2012 года и определила принять в этой части новое решение, которым признать недействующим подпункт “в” пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 60-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Установлены особенности регулирования труда работников, работающих вне места расположения работодателя (дистанционные работники)
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом определенных особенностей.
При взаимодействии дистанционного работника и работодателя путем обмена электронными документами используются усиленные квалифицированные электронные подписи.
Федеральным законом установлены особенности:
заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе;
организации и охраны труда дистанционных работников;
режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника;
прекращения трудового договора о дистанционной работе.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.04.2013 N 7-П
“По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов”
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий
Абзац четвертый части первой статьи 6 Трудового кодекса РФ (относит к ведению федеральных органов власти установление обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), как постановил Конституционный Суд РФ, не исключает указанного права субъектов РФ и поэтому не противоречит Конституции РФ.
Исходя из содержания ряда федеральных законов и своих ранее принятых актов, Конституционный Суд РФ установил, в частности, что законодателю субъекта РФ не только не запрещается, но и прямо предписывается введение гарантий для депутатов своего законодательного органа государственной власти, при условии, что они согласуются с общими принципами организации данных органов государственной власти субъектов РФ, установленных федеральным законом, а также с бюджетным законодательством.
Предоставление депутатам законодательных органов субъектов РФ, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам, так как, в частности, законодательством не гарантируется предоставление им прежней, а при ее отсутствии равноценной работы.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 36-ФЗ
“О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” и статью 1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”
Принят закон, устанавливающий ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием
По общему правилу в этом случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работника.
Согласно принятому дополнению максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого законом о бюджете Фонда социального страхования. Так, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 N 219-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет: в 2013 году – 58970,0 рубля, в 2014 году – 61920,0 рубля и в 2015 году – 65020,0 рубля.
Внесенными поправками устанавливается также порядок определения размера пособия для случаев, когда исчисленный исходя из среднего заработка работника размер пособия превышает установленный максимальный размер.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 45-ФЗ
“О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”
Лица, ограниченные в родительских правах, лишены прав на льготы и некоторые государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей
Указанная категория граждан включена в перечень лиц, на которых не распространяются положения Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”.
Исключением из этого правила являются случаи назначения и выплаты указанным лицам, а также лицам, лишенным родительских прав, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 46-ФЗ
“О внесении изменений в статью 28 Федерального закона “О ветеранах” и статью 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
Ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, узники концлагерей, ветераны боевых действий, а также члены их семей, имеющие право на получение мер социальной поддержки, смогут реализовать свое право при предъявлении соответствующего удостоверения единого образца
Законом определено, в частности, что реализация мер социальной поддержки будет осуществляться при предъявлении гражданами удостоверения единого образца, установленного для каждой категории льготников Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания – удостоверения единого образца, выданного до 1 июля 2013 года, или удостоверения, выданного после 1 июля 2013 года федеральным органом исполнительной власти в соответствии с утвержденной Правительством РФ формой.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 51-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
Принят закон, направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения наиболее социально не защищенных категорий населения
Поправки коснулись положений законодательства РФ, устанавливающих размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, инвалидам.
Так, в частности, социальная пенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 8704 рубля в месяц; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям-сиротам в возрасте до 18 лет (до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения) – 7 253,43 руб.; инвалидам III группы – 3082,71 руб.
Увеличен также с 854 руб. до 1208,9 руб. размер доплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи (но не более трех), находящегося на иждивении инвалида.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Решение Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АКПИ13-3
По мнению Верховного Суда РФ, Минздравсоцразвития России, реализуя предоставленные ему полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вышло за пределы своей компетенции, поскольку изменило определенную законодателем дату введения в действие нового правового регулирования
Признан недействующим со дня вступления его в силу абзац второй подпункта “н” пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года N 987н, в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон 05.04.2013 N 39-ФЗ
“О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения”
Принят ряд важных поправок в Налоговый кодекс РФ, касающихся исчисления НДС в случае изменения стоимости отгруженных товаров, а также проведения налоговых проверок в отношении контролируемых сделок
Согласно дополнению, внесенному в статью 154 НК РФ, поощрительные выплаты покупателю за объемы приобретенных товаров не изменяют их стоимость, если это прямо не предусмотрено условиями договора. Напомним, что в случае, когда цена договора изменяется, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, соответственно уплаченные и принятые ими к вычету.
Кроме того, внесенными поправками предусматривается возможность выставления единого корректировочного счета-фактуры на составленные ранее несколько счетов-фактур при изменении стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Скорректированы положения НК РФ, устанавливающие размер госпошлины, взимаемой за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Также внесены уточнения, касающиеся проведения налоговых проверок в отношении контролируемых сделок, в частности:
– срок принятия решения о проведении проверки в отношении сделок, доходы и расходы по которым признаются в 2012 году, продлен с 31 декабря 2013 года до 30 июня 2014 года включительно;
– уведомление о контролируемых сделках за 2012 год должно быть направлено налогоплательщиком не позднее 20 ноября 2013 года;
– документация относительно указанных сделок может быть истребована налоговыми органами не ранее 1 декабря 2013 года.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Письмо Банка России от 03.04.2013 N 59-Т
“О значении реквизита 3 “N” распоряжений, применяемых в платежной системе Банка России”
Банком России разъяснен порядок идентификации распоряжений в электронном виде на перевод денежных средств по реквизиту “N” – порядковый номер электронного сообщения
В электронное сообщение (пакет электронных сообщений) включаются обязательные реквизиты, позволяющие их идентифицировать в Банке России: уникальный идентификатор составителя электронного сообщения, дата составления, а также уникальный для каждого составителя порядковый номер электронного сообщения (пункт 4.2 Положения Банка России от 29.06.2012 N 384-П).
Сообщается, что в случае если значение реквизита 3 “N” распоряжения состоит из более чем трех цифр, распоряжение идентифицируется по трем последним разрядам номера, которые должны быть отличны от “000”.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 35-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О газоснабжении в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Установлен порядок государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям
Предусмотрено, что государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы или размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Определен механизм отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, принятых с нарушением законодательства. Такие решения подлежат отмене федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РФ.
Также Федеральным законом устанавливается порядок осуществления контроля Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
“О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
Федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
планирования закупок товаров, работ, услуг;
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом;
особенностей исполнения контрактов;
мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Федеральный закон от 05.04.2013 N 48-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 219 и 220 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”
Декларант может подавать обращения, представлять обязательства в таможенные органы как в письменной, так и в электронной формах
Согласно изменениям, вносимым в статью 219 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, декларанту предоставляется возможность подавать обращения, представлять обязательства в таможенные органы как в письменной, так и в электронной формах в случаях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением таможенному органу документов о соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза, а таможенному органу в письменной или в электронной формах выдавать подтверждение получения обращения декларанта на представление документов.
Изменениями также предусмотрено, в частности, что таможенные органы будут отказывать в выдаче разрешения на представление лицензий, сертификатов, разрешений или иных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, после выпуска товаров, только в случае, если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.03.2013 N 20
“Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов аппаратуры приемной для телевизионной связи”
В отношении отдельных видов аппаратуры приемной для телевизионной связи установлены ставки ввозных таможенных пошлин в размере 16 процентов от таможенной стоимости
Ставки таможенных пошлин в указанном размере применяются к товарам, классифицируемым в товарных подсубпозициях 8528 72 200 1 и 8528 72 400 0 ТН ВЭД ТС.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 34-ФЗ
“О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
За изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань, будет применяться административная ответственность
В установленный статьей 4 Закона РФ “О средствах массовой информации” перечень запретов, направленных на недопущение злоупотребления свободой массовой информации, включены материалы, содержащие нецензурную брань.
Также в Кодексе РФ об административных правонарушениях статья 13.21 “Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации” дополнена частью 3 с новым составом правонарушения, устанавливающим административную ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 50-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)”
Установлена административная ответственность за распространение в СМИ и в Интернете информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий
Такая информация включает в себя, в частности, фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату его рождения, аудиозапись голоса, место жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы и иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность.
Вышеуказанная информация не вправе разглашаться, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий. В этих случаях такая информация может распространяться в СМИ и Интернете:
– с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и его законного представителя;
– с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста;
– без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, или законного представителя, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Незаконное распространение информации (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) влечет наложение административного штрафа
– на граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
– на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
– на юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
ОБОРОНА
Федеральный закон от 05.04.2013 N 52-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества”
Расширен перечень законодательно закрепленных способов увековечения памяти погибших при защите Отечества
Определено, что одной из форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является проведение поисковой работы, направленной на установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их фамилий и других сведений о них в книги Памяти и в общедоступный электронный банк данных погибших защитников в период Великой Отечественной войны.
Определено также, что поисковая работа организуется и проводится не только общественными поисковыми объединениями, но и государственными, общественно-государственными объединениями (организациями).
Ещё одной формой увековечения признано присвоение городам России почетного звания “Город воинской славы” и установление памятных дат России, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 55-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
В План обороны Российской Федерации будет включаться комплекс взаимоувязанных документов военного планирования
Внесены изменения в Федеральные законы “Об обороне”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” и в Земельный кодекс Российской Федерации.
В частности, в Федеральный закон “Об обороне” внесены изменения, направленные на установление в данном Федеральном законе единой терминологии, а также на приведение отдельных положений Закона в соответствие с положениями федеральных законов “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” и “О государственном материальном резерве”.
Предусмотрено, что разработка документов военного планирования, включаемых в План обороны Российской Федерации, будет осуществляться в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.
Уточнены полномочия Президента РФ и Правительства РФ, а также функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны.
Конкретизировано понятие территориальной обороны, установлен порядок ее организации, развертывания и ведения.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 05.04.2013 N 58-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних”
За создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей будет налагаться административный штраф в размере до пяти миллионов рублей
Федеральный закон направлен на обеспечение готовности Российской Федерации к выполнению отдельных международных обязательств.
Так, в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” включены понятия “торговля детьми”, “эксплуатация детей”, “жертва торговли детьми или эксплуатации детей”.
Ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка возложена не только на должностных лиц и граждан, но и на юридических лиц.
Предусмотрены определенные меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях включены нормы, предусматривающие ответственность за создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей и за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов.
Наконец, в Трудовом кодексе РФ перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, дополняется работами, связанными с материалами эротического содержания.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 37-ФЗ
“О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” и Федеральный закон “О полиции”
Разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти, связанных с осуществлением конвоирования осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу
Установлено, что конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией.
Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 49-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Принят Федеральный закон, направленный на урегулирование вопросов, связанных с исполнением Федеральной службой судебных приставов постановлений судьи о назначении обязательных работ
Установлено, в частности, что исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:
указывает вид обязательных работ и соответствующую организацию. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;
устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ, разъясняет порядок и условия их отбывания;
предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;
предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.
Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия должника – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.
Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации.
Отдельные изменения, регламентирующие порядок исполнения административного наказания в виде обязательных работ, внесены также в Федеральный закон “О судебных приставах” и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального подписания.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 59-ФЗ
“О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации”
Уточнен порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы
Так, установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых уголовно-исполнительной инспекцией дается согласие осужденному на:
уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования;
изменение места постоянного проживания (пребывания) и изменение места работы или обучения.
Также установлено, что осужденный, его адвокат (законный представитель), а также близкий родственник осужденного вправе обратиться в администрацию уголовно-исполнительной инспекции с письменным ходатайством об изменении места постоянного проживания (пребывания) осужденного, об изменении места работы или обучения осужденного, об уходе осужденного из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, о посещении осужденным определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо о выезде осужденного за пределы территории соответствующего муниципального образования. Предусмотрен порядок рассмотрения данного ходатайства уголовно-исполнительной инспекцией, вынесения соответствующего постановления и его обжалования.
ПРАВОСУДИЕ
Федеральный закон от 05.04.2013 N 53-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и 14 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”
За дознавателем закреплено право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и о производстве отдельных следственных действий
Также предусмотрено, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением отдельных случаев. При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, а дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 54-ФЗ
“О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”
Расширен круг лиц, имеющих право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного в результате уголовного преследования
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.10.2011 N 22-П отдельные положения статьи 133 (“Основания возникновения права на реабилитацию”) Уголовно-процессуального кодекса РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, служат основанием для отказа лицу, в отношении которого выдвигалось частное обвинение, в возмещении государством вреда, причиненного незаконными или необоснованными решениями суда.
В целях реализации данного Постановления Федеральным законом в перечень лиц, имеющих право на реабилитацию, включены категории лиц, в отношении которых возбуждались уголовные дела частного обвинения.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.10.2011 N 23-П признаны не соответствующими Конституции РФ отдельные положения УПК РФ и Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” в той мере, в какой эти положения допускают возможность возбуждения в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ (“Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта”), в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке.
В соответствии с указанным Постановлением Федеральным законом вносится дополнение, согласно которому не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 05.04.2013 N 32-ФЗ
“О ратификации Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна”
Ратифицировано Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников СНГ при получении информации о захвате воздушного судна, подписанное 3 сентября 2011 года в Душанбе
Целями Соглашения являются обеспечение безопасного использования воздушного пространства, противодействие терроризму и формирование единой организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников СНГ при получении информации о захвате воздушного судна.
Соглашением, в частности, регламентируется их деятельность при выявлении угрозы совершения террористического акта в воздушном пространстве и захвате воздушного судна, а также устанавливаются порядок сбора данных об обстановке в воздушном пространстве и обмена Сторонами информацией при возникновении таких угроз и захватов.
Соглашение также содержит положения о порядке применения воздушных судов и оружия наземных (корабельных) средств ПВО для устранения угрозы совершения террористического акта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 42-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о передаче книжной коллекции Эстерхази Австрийской Республике”
Ратифицировано Соглашение о передаче Россией Австрии книжной коллекции Эстерхази, подписанное 21 сентября 2012 года в Москве
Книжная коллекция австрийских князей Эстерхази состоит из уникальных изданий XV – XVIII веков по теологии, астрономии, истории, философии, медицине, естествознанию, искусству, праву, языкознанию на английском, арамейском, латинском, немецком, французском, испанском, итальянском, венгерском, древнегреческом, древнееврейском и других языках.
Данная коллекция была вывезена из Австрии в СССР в 1945 году одним из подразделений Красной Армии. Отмечается, что 7 октября 2005 года Австрия возвратила в Россию копию скульптуры “Летящий Меркурий” работы Джамболоньи (литье 1783 года), вывезенную в 1944 году нацистами из паркового ансамбля Павловского дворца-музея.
В настоящее время в фонде редких книг Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино находятся 954 книги и в Государственной публичной исторической библиотеке России – 23 книги из собрания князей Эстерхази (всего 977 единиц хранения).
В Соглашении устанавливается, что книги Эстерхази при их вывозе из Российской Федерации и ввозе в Австрийскую Республику не облагаются таможенными пошлинами, налогами и иными сборами.
На Австрийскую Сторону возлагаются обязательства по финансированию мероприятий по страхованию, упаковке, транспортировке коллекции и ее охране. Передача книг оформляется актами.
Акты приема-передачи и заключительный протокол подписываются полномочными представителями Минкультуры России, российских библиотек и Федерального министерства европейских и международных дел Австрийской Республики.