КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Решение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013
“Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года”
Конституционный Суд РФ подготовил обзор наиболее важных решений (постановлений и определений), принятых им в первом квартале 2013 года
В обзоре приведены извлечения из дел, затрагивающих конституционные основы:
публичного права (в частности, возможность и порядок привлечения юридического лица к административной ответственности за непредставление в антимонопольный орган предусмотренных законодательством сведений, конституционность изменений, в т.ч. по порядку их принятия, внесенных в законодательное регулирование митингов и демонстраций, правомерность применения повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированного предприятия, основания права налогоплательщика-гражданина на имущественный вычет при приобретении квартиры);
трудового законодательства и социальной защиты (в частности, неправомерность отказа гражданам, пострадавшим от аварии на ПО “Маяк”, в предоставлении жилья за счет федерального бюджета в связи со сроками постановки на жилищный учет, правомерность досрочного увольнения военнослужащего-контрактника за дисциплинарные проступки, предоставление льгот работникам, занятым на вредном производстве и признанным таковыми по результатам аттестации рабочих мест);
частного права (неконституционность правовых норм, препятствующих признанию безработными учредителей такой некоммерческой организации, как жилищный накопительный кооператив, правомерность требования граждан об увеличении сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, на основании норм и принципов гражданского законодательства);
уголовной юстиции (основания и порядок замены неотбытой части наказания более мягким, применение ареста на имущество в случае выделения уголовного дела в связи с бегством обвиняемого, понятие значительного ущерба при умышленном повреждении чужого имущества, неправомерность отказа в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого без согласия близких родственников, требующих реабилитации).
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ Ростехнадзора от 12.12.2012 N 712
“Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28562.
Обновлен порядок осуществления Ростехнадзором государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Предметом надзора является соблюдение требований промышленной безопасности на объектах, где ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях и др.
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Ростехнадзора при выполнении данной функции, полномочия должностных лиц Ростехнадзора при проведении проверок, а также права и обязанности субъектов проверок.
В приложении к приказу приведена контактная информация территориальных органов Ростехнадзора по субъектам РФ.
Утратил силу Приказ Ростехнадзора от 14.01.2011 N 6, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Приказ Минтруда России от 09.01.2013 N 4н
“Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28544.
Безработные граждане могут рассчитывать на получение мер психологической поддержки, включая консультирование и тренинг
Государственная услуга предоставляется по предварительной записи. Предусмотрено предоставление государственной услуги по индивидуальной форме или группе безработных граждан по групповой форме предоставления.
Государственная услуга включает подготовку рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешение психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации.
Установлены сроки выполнения административных процедур, требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги.
Приказ Минсельхоза России от 28.01.2013 N 29
“Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизу, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28550
Обновлен порядок осуществления Россельхознадзором надзора за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизу и иные работы, в частности, в сфере ветеринарии, защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, защиты населения от болезней, общих для человека и животных
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Россельхознадзора при выполнении данной функции.
Определены также полномочия должностных лиц Россельхознадзора при проведении проверок, проводимых в рамках такого надзора, а также права и обязанности субъектов проверок.
Утратил силу Приказ Россельхознадзора от 08.10.2009 N 473, которым был установлен ранее действовавший порядок осуществления такого надзора.
<Письмо> Минэкономразвития России от 29.05.2013 N 10571-ПК/Д23и
“О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)”
Минэкономразвития России даны рекомендации по осуществлению государственного кадастрового учета линейных сооружений до специального нормативно-правового урегулирования этого вопроса
Министерство разъяснило смысл законодательных норм и порядок применения изданных им подзаконных актов применительно к государственному кадастровому учету линейных сооружений, т.е. линий электропередач, линий связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и т.п. сооружений, затронув при этом вопросы:
подготовки документов, необходимых для осуществления кадастрового учета (необходимость разделения технического плана линейного сооружения на условные части, каждая из которых расположена в пределах одного кадастрового округа, требования к файлам, содержащим сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной его части);
порядка представления документов (разъясняется определение надлежащего органа кадастрового учета, а также порядок осуществления кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прав на линейные сооружения);
порядка осуществления государственного кадастрового учета линейного сооружения (в т.ч. процедур внесения сведений в реестр объектов недвижимости “Общероссийский” и сведений об условных частях линейного сооружения в реестры объектов недвижимости кадастровых округов);
присвоения кадастровых номеров линейным сооружениям (состав кадастрового номера);
порядка предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о линейном сооружении (формирование кадастровой выписки и кадастрового паспорта линейного сооружения).
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Приказ Минтранса России от 25.10.2012 N 385
“Об утверждении форм примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, а также в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций, и соглашений, предусматривающих размер платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации”
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28602.
Утверждены формы примерных соглашений об установлении частных сервитутов и плате за публичные сервитуты в отношении земельных участков в границах полос отвода государственных и муниципальных автомобильных дорог
Примерные формы соглашений разработаны в соответствии с Федеральным законом “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…” (в редакции от 11.07.2011), предусматривающим возможность использования гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута, а также в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Как установлено этим федеральным законом, соглашения об установлении частных сервитутов в указанных целях заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог.
Решения об установлении публичных сервитутов принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Письмо Роструда от 24.05.2013 N 1755-ТЗ
“О досрочном выходе из декретного отпуска”
Роструд сообщил о недопустимости досрочного отзыва работницы из отпуска по беременности и родам
Разъясняется, в частности, что такой отпуск предоставляется работнице не только на основании ее заявления, но и на основании больничного листа, который оплачивается за счет средств ФСС РФ, и, как правило, до ухода в отпуск. При этом отмечено, что одновременная выплата пособия и заработной платы не допускается. Также обращено внимание работодателей на тот факт, что правовых оснований для удержания части пособия в случае досрочного выхода сотрудницы на работу и выплаты ей заработной платы не имеется.
Данные обстоятельства рекомендовано учитывать работодателям при получении заявлений от работниц о досрочном прерывании отпуска по беременности и родам.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ ФТС России от 24.05.2013 N 982
“Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации”
Утвержден обновленный Перечень соответствия видов платежей, взимаемых таможенными органами, кодам бюджетной классификации, в целях его применения в 2013 году (плановом периоде 2014 – 2015 годов)
Данный Перечень заменит собой ранее действующий, утвержденный Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2747.
Изменения связаны с утверждением новых Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 – 2015 годы.
Письмо ФНС России от 22.05.2013 N ЕД-3-3/1806@
“О представлении налоговой декларации по ЕНВД”
ФНС России разъяснила порядок отражения в налоговой декларации по ЕНВД скорректированной величины физического показателя
Речь идет о случаях, когда постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД (либо снятие с учета) осуществляется не с первого дня календарного месяца.
Налоговым кодексом РФ для таких случаев предусматривается формула для определения размера вмененного дохода за неполный календарный месяц, исходя из фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности.
При этом ФНС России предлагает в налоговой декларации по строкам 050-070 раздела 2 “Расчет суммы единого налога…” указывать в месяце постановки на учет (снятия с учета) величину физического показателя, скорректированную на коэффициент, определяемый как отношение количества фактически отработанных дней к количеству дней в этом месяце. Порядок такой корректировки проиллюстрирован на конкретном примере.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приказ Минфина России от 31.01.2013 N 15н
“Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28539.
Все документы, представленные в ФНС России при государственной регистрации ЮЛ, КФХ и ИП, будут регистрироваться с присвоением входящего номера и храниться в соответствии с утвержденным порядком
Учет и хранение представленных документов теперь регламентированы Приказом Минфина России (ранее аналогичный порядок был утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 года N 630). Новый Порядок вступит в силу с даты признания утратившим силу указанного Постановления.
Согласно утвержденному Порядку, как и в настоящее время, все документы на бумажных носителях и в электронной форме подлежат хранению в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение их хищения и утраты, искажения, подделки и утраты содержащейся в них информации.
Документы прекративших свою деятельность лиц будут храниться в ФНС России в течение 15 лет, следующих за годом внесения соответствующих записей в реестры.
По истечении указанного срока, после проведения экспертизы ценности документов, важные документы будут передаваться в состав Архивного фонда РФ, а остальная часть – уничтожаться в соответствии с установленным порядком.
Заключение Минэкономразвития России от 30.04.2013
“По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 “Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами”
По мнению Минэкономразвития России, отдельные положения приказа Минприроды России “Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами” требуют существенной доработки
Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (далее – Приказ) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
По итогам экспертизы Приказа Минэкономразвития России полагает необходимым внесение в него ряда изменений, в частности:
в целях сокращения расходов бюджетов бюджетной системы РФ и субъектов предпринимательской деятельности целесообразно ограничить круг субъектов, на которых распространяется действие Приказа, и распространить его на лиц, чья деятельность связана с обращением с отходами I и II классов опасности, а также лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов. В отношении лиц, на которых не распространяется действие Приказа, необходимо предусмотреть вмененную систему внесения платы за размещение отходов;
предусмотреть возможность ведения учета в электронном варианте с исключением дублирования на бумажном носителе при обязательной невозможности корректировки информации;
предусмотреть ведение учета по классам отходов, а не по каждому виду.
По итогам проведенной экспертизы Минэкономразвития России пришло к выводу о том, что примененный в Федеральном законе N 89-ФЗ и закрепленный в Приказе подход, обязывающий все субъекты предпринимательской деятельности вести ежедневный учет образовавшихся отходов, необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон N 89-ФЗ, во исполнение которого издан Приказ, а также направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения изменений в отдельные положения Приказа.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ ФТС России от 26.03.2013 N 579
“Об определении перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28551.
В перечень воздушных пунктов пропуска, в которых применяется система двойного коридора, включены Улан-Удэ (Мухино) и Минеральные Воды
Определен перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора (“зеленого” или “красного”) для совершения таможенных операций.
Признан утратившим силу Приказ ФТС России от 9 августа 2010 года N 1471, которым был утвержден ранее применявшийся перечень.
Приказ Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211
“Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2013 N 28536.
Определены условия допуска иностранных товаров отдельных видов в качестве поставок для государственных или муниципальных нужд
Условия допуска ряда товаров (в частности, некоторых видов продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов, текстильных, меховых и кожаных изделий, автомобилей, комбайнов и машин для коммунального хозяйства, спорттоваров) установлены в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в которых в отношении российских товаров не предусмотрен режим, равный национальному.
При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского или белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Этот порядок не применяется, в частности, если в рамках одного конкурса или аукциона предполагается поставка нескольких видов товаров, только часть из которых входит в названные категории товаров, либо в том случае, если заказчик размещает заказ у единственного поставщика в результате признания несостоявшимися конкурса или аукциона.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
<Письмо> Казначейства России от 29.05.2013 N 42-7.4-05/12.1-315
Подготовлен патч для “Автоматизированной системы Федерального казначейства”, приводящий формы отчетов, генерируемые системой, в соответствие с требованиями Приказа Казначейства России от 29.12.2012 N 24н
В целях обеспечения соответствия форм отчетов, формируемых в “Автоматизированной системе Федерального казначейства”, требованиям Приказа Казначейства России от 29.12.2012 N 24н “О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства” (вступившего в силу 31 мая 2013 года), подготовлен патч 014.001.000Т15 к версии 14.0.0 ППО “АСФК” (OEBS).
В состав патча включены изменения форм в соответствии с Приказом N 24н, а также сервисная программа для актуализации справочника закрепления кодов бюджетной классификации за администраторами доходов бюджетов в соответствии с требованиями Приказа N 24н и Письма Казначейства России от 07.03.2013 N 42-7.4-05/5.4-139.
Патч проходит апробацию в пилотных управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ. По завершению апробации патч будет размещен в Фонде алгоритмов и программ Федерального казначейства для промышленной эксплуатации.
В приложении к письму приведена процедура актуализации справочника закрепления л/с за АДБ в связи с вступлением в силу Приказа N 24н.