ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 N 716
“О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения”
Утверждено Положение, определяющее порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения
Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Надзор осуществляется МВД России и его территориальными органами, в том числе посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Федеральный надзор включает в себя осуществление следующих административных процедур в рамках исполнения возложенных на ГИБДД МВД России обязанностей, в том числе:
надзор за дорожным движением;
проверка документов;
выезд на место ДТП;
остановка транспортного средства или пешехода.
Результаты федерального надзора, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальном сайте МВД России в сети Интернет.
Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2013 N 1456-р
Утвержден перечень федеральных субвенций региональным бюджетам, формирующих единую субвенцию бюджетам субъектов РФ на 2014 – 2016 годы
В перечень вошли субвенции:
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона “О животном мире” полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона “О животном мире” полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” полномочий Российской Федерации по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств – участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с пунктом 1 статьи 91 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов (за исключением полномочий Российской Федерации по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений);
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
– на осуществление переданных региональным органам власти в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” полномочий Российской Федерации в сфере образования.
Приказ Росстата от 01.08.2013 N 299
“О внесении изменения в Административный регламент предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации, утвержденный приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. N 668”
Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2013 N 29405.
Максимальный срок ожидания в очереди при оказании Росстатом государственной услуги по предоставлению официальной статистической информации сокращен с 30 до 15 минут
Изменение внесено с целью приведения Административного регламента в соответствие с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления”.
<Письмо> МВД России от 09.08.2013 N 13/9-4902
“Об информировании кредитных организаций о правилах формирования уникального идентификатора начислений”
МВД России информирует кредитные организации о правилах формирования и внесения в бланки постановлений по делам об административных правонарушениях уникальных идентификаторов начислений
Информация приводится в целях обеспечения корректности при квитировании информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
В приложении приведены правила формирования уникального идентификатора начисления.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 59
“О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 “О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”
ВАС РФ дополнил разъяснения законодательных норм, регулирующих оспаривание сделок должника в рамках процедур банкротства
Указанные разъяснения (утверждены Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63) дополнены положениями, затрагивающими, в частности:
возможность опровержения должником презумпций -условий, при которых цель причинения вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения подозрительной сделки предполагается;
определение соотношения обстоятельств, подлежащих выявлению при оспаривании подозрительных сделок должника и оспаривании сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами;
определение факта информированности кредитора о реальной неплатежеспособности должника;
определение сделок, совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником (в т.ч. распределение бремени доказывания того, что сделка была совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности должника);
возможность объединения дел о банкротстве и дел об истребовании спорной вещи, переданной в результате последующих сделок;
порядок расчета государственной пошлины при оспаривании нескольких платежей по одному и тому же обязательству или по одному и тому же исполнительному листу;
определение очередности в реестре требований кредиторов требования, восстановленного в результате признания сделки должника недействительной;
порядок начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в случае признания судом недействительными действий должника по уплате денег;
порядок и последствия возврата приобретателем по оспариваемой сделке имущества в конкурсную массу.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 62
“О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”
ВАС РФ разъяснил основания возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица, и некоторые вопросы процессуального характера, связанные со взысканием таких убытков
В Постановлении Пленума ВАС РФ разъясняются, в частности:
необязательность оценки негативных последствий в результате решений и действий руководителей юридических лиц как свидетельства о недобросовестности или неразумности этих решений и действий, т.к. возможность возникновения таких последствий сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности;
обстоятельства, при которых недобросовестность действий руководителей юридического лица можно считать доказанной (в частности конфликт интересов руководителей и самого юридического лица, сокрытие информации о совершенной сделке от участников юридического лица, совершение сделки без требующегося одобрения органов юридического лица, и т.д.);
обстоятельства, при которых можно считать доказанной неразумность действий руководителей юридического лица (в частности принятие решения без учета известной и имеющей значение информации, неосуществление действий для получения такой информации, совершение сделки без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок);
оценка факта неисполнения руководителями юридического лица требований законодательства, в частности налогового, при решении вопроса о добросовестности и разумности их действий;
обстоятельства, которые необходимо учитывать при оценке действий руководителей юридического лица по выбору представителей юридического лица, контрагентов по гражданско-правовым договорам, подбору работников юридического лица, организации системы его управления;
подведомственность арбитражным судам споров по искам о привлечении к ответственности руководителей юридических лиц;
правомочия участников юридического лица по подаче иска о возмещении руководителями юридического лица причиненных ими убытков;
содержание исполнительного листа, выдаваемого в случае принятия решения об удовлетворении указанного иска участника юридического лица.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
<Письмо> Минфина России от 16.08.2013 N 03-01-18/33535
Минфином России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми
В письме разъясняются, в частности:
– порядок определения взаимозависимости лиц в силу участия одного лица в капитале других лиц (особенности определения доли прямого, а также косвенного участия (через третьих лиц) одной организации в другой);
– порядок определения суммового критерия в целях признания сделки контролируемой;
– особенности использования информации при расчете интервала рыночных цен и рентабельности;
– порядок направления уточненного уведомления о контролируемой сделке;
– порядок применения положений НК РФ о контролируемых сделках в связи с изменением пороговой величины суммы доходов по всем сделкам, совершенным в календарном году с одними и теми же лицами (в 2012 году – 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей).
<Письмо> Минфина России N 02-03-09/33862, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-507 от 19.08.2013
“О применении отдельных положений Порядка 98н и Порядка 87н”
Определены особенности осуществления с 1 сентября 2013 года процедур учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств
Сообщается о запланированном внесении изменений в тексты документов, регламентирующих указанные выше процедуры.
Указано при этом, что до внесения поправок, с 1 сентября 2013 года, необходимо соблюдать, в частности:
– установленные данным письмом особенности заполнения отдельных реквизитов в документах для учета бюджетных обязательств (“Сведения о принятом бюджетном обязательстве” ф. 0531702, “Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство” ф. 0531705, “Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства” ф. 0531706);
– требования к проведению проверки соответствия информации, содержащейся в документах для учета бюджетных обязательств, документам – основаниям возникновения соответствующих обязательств, в том числе договорам, государственным контрактам.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У
“О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением”
Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2013 N 29394.
Банком России уточнены требования к составлению некоторых документов, оформляемых при осуществлении валютных операций
Внесены значительные изменения и дополнения в порядок, регламентирующий представление в уполномоченные банки документов и информации, связанных с осуществлением валютных операций, а также оформление (закрытие, переоформление) паспорта сделки.
Так, в частности, скорректированы требования к порядку заполнения справки о валютных операциях и паспорта сделки. При этом установлено, что в случае несогласия с содержанием информации, указанной уполномоченным банком в данных документах, резидент вправе представить, в частности, корректирующую справку о валютных операциях и заявление с указанием причин несогласия с содержанием справки (заявление о переоформлении паспорта сделки с указанием информации, подлежащей корректировке).
Кроме того, в новой редакции изложена форма ведомости банковского контроля по контракту и определен порядок ее формирования.
Указание Банка России от 15.07.2013 N 3025-У
“О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств”
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2013 N 29387.
С 31 марта 2014 года при переводах денежных средств будет применяться уникальный идентификатор платежа
Указываемый в распоряжениях на перевод денежных средств идентификатор платежа присваивается получателем средств и доводится до сведения плательщика. Идентификатор будет указываться в реквизите “Код”.
Указание Банка России от 15.07.2013 N 3026-У
“О специальном счете в банке России”
Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2013 N 29423.
Регламентированы процедуры перевода остатка денежных средств на специальный счет Банка России при расторжении договора банковского счета с клиентом и их возврата на счет кредитной организации
Специальный счет в Банке России открывается в случае:
– неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение 60 дней со дня направления клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета;
– неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет.
Открытие специального счета осуществляется подразделением Банка России на основании заявления кредитной организации, составленного в произвольной форме. Плата за перевод денежных средств не взимается.
После перевода денежных средств счета клиента в банке закрываются в соответствии с установленным порядком.
Возврат денежных средств на лицевой счет кредитной организации осуществляется подразделением Банка России на основании соответствующего заявления. Требования о возврате денежных средств рассматриваются без участия Банка России.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Приказ ФСФР России от 23.07.2013 N 13-60/пз-н
“О внесении изменений в Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н”
Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2013 N 29409.
ФСФР России приводит свою нормативно-правовую базу в соответствие с действующим законодательством
Из “Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (Приказ ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н) исключено упоминание клиринговой деятельности. Подробные требования к клиринговой деятельности установлены “Положением о требованиях к клиринговой деятельности”, утвержденным Приказом ФСФР России от 11.10.2012 N 12-87/пз-н.
С 01.01.2014 утратят силу нормы указанного “Положения…”, касающиеся деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг или деятельности фондовой биржи. В настоящее время подробные лицензионные требования и условия по выдаче лицензии биржи и лицензии торговой системы установлены Федеральным законом “Об организованных торгах” от 21.11.2011 (предусматривающим лицензирование указанных видов деятельности федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков).
В “Положение…” включено упоминание брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар; этот вид деятельности также предусмотрен указанным Федеральным законом “Об организованных торгах”.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приказ Минсельхоза России от 17.07.2013 N 282
“О внесении изменений в правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258”
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2013 N 29378.
Уточнены условия и порядок отнесения свиноводческого хозяйства к компартменту III
Определено, что посещение хозяйства с целью его отнесения к компартменту III проводится с участием территориального органа Россельхознадзора.
Определено также, что одним из условий отнесения хозяйства к компартменту III является отсутствие в радиусе 5 километров от него хозяйств, относящихся к компартментам I и II.
Также в число таких условий добавлены следующие:
– исключена возможность проноса персоналом, работающим в хозяйстве, на территорию предприятия пищевых продуктов;
– за каждой (технологической) группой животных, содержащихся на одной производственной площадке, закрепляется штат ветеринарных специалистов и персонала по уходу за животными;
– в хозяйстве проводится идентификация животных;
– среди поголовья хозяйств не было случаев возникновения следующих заразных болезней свиней:
африканская чума свиней – в течение последних 3 лет;
классическая чума свиней – в течение последних 12 месяцев;
везикулярная болезнь – в течение последних 12 месяцев;
трансмиссивный гастроэнтерит – в течение последних 2 лет;
болезнь Тешена – в течение последних 12 месяцев;
болезнь Ауэски – в течение последних 12 месяцев;
респираторный репродуктивный синдром свиней – в течение последних 2 лет;
парвовирусная болезнь свиней – в течение последних 2 лет;
ящур – в течение последних 3 лет;
бруцеллез – в течение последних 2 лет;
трихинеллез – в течение последних 12 месяцев;
лептоспироз – в течение последних 12 месяцев.
Уточнена также форма заявления на компартментализацию.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ ФТС России от 18.06.2013 N 1115
“Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории портовых особых экономических зон и вывозимых с территорий портовых особых экономических зон”
Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2013 N 29412.
Установлен порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территории и вывозимых с территорий портовых особых экономических зон
Порядок распространяется на территории портовых особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” на участках территорий, прилегающих к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы необходимых документов, в частности, уведомления о ввозе товаров на территорию портовой особой экономической зоны, журнал учета выданных разрешений на ввоз товаров.
Приказ вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706
“Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг”
С 1 сентября 2013 года обновляются правила оказания платных образовательных услуг
Документом в правовое поле вводится понятие “недостаток платных образовательных услуг”, определяемый как несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами или их частью.
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного оказания образовательных услуг;
– соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Определено, что договор о предоставлении платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать, в частности, следующие сведения:
– полное наименование и фирменное наименование исполнителя – юридического лица; ФИО исполнителя – индивидуального предпринимателя;
– место нахождения или место жительства исполнителя;
– наименование или ФИО заказчика, телефон заказчика;
– место нахождения или место жительства заказчика;
– права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
– полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
– сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
– вид, уровень или направленность образовательной программы;
– форма обучения;
– сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
– вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
– порядок изменения и расторжения договора.
Установлено, что по инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае:
– применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
– невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
– установления нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
– просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
– невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Определено также, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и обучающегося.
С момента вступления в силу данного постановления, утрачивает силу постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505, которым ранее был регламентирован порядок оказания платных образовательных услуг.
Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 719
“О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования”
С 1 сентября 2013 года в России будет создана государственная информационная система государственного надзора в сфере образования
В систему вносится информация об образовательных организациях и их филиалах, об уполномоченных в области образования региональных и местных органах власти, а также о проверках в отношении таких организаций.
Формирование и ведение информационной системы осуществляется Рособрнадзором, который является оператором данной информационной системы.
Внесение информации в информационную систему осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Срок хранения информации, внесенной в информационную систему, составляет 10 лет. После истечения данного срока информация исключается из системы оператором.
Информацию в систему вносит оператор и уполномоченные региональные органы власти.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Приказ Минздрава России от 17.06.2013 N 378н
“Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения”
Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2013 N 29404.
Предусмотрены требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету
Установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами, включенными в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ), осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по утвержденным Приказом формам.