КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 283-ФЗ
“О внесении изменений в статью 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Уточнен порядок доведения до всеобщего сведения информации о политических партиях, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, в выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы
Установлено, что с 1 января 2014 года списки указанных политических партий, помимо публикации в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях (в общероссийских государственных периодических печатных изданиях), должны размещаться на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, в сети “Интернет”.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 922
“О федеральной целевой программе “Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы”
Реализация мероприятий федеральной целевой программе “Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы” позволит обеспечить прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения на 128 процентов
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2 этапа (2014 – 2016 годы и 2017 – 2020 годы), в ходе которых будут проводиться научные и исследовательские работы по анализу и внесению изменений в нормы и правила в области мелиорации, реконструкция и техническое перевооружение объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, противопаводковые, агролесомелиоративные, фитомелиоративные и культуртехнические мероприятия.
Общий объем финансирования Программы в 2014 – 2020 годах составит 185059,3 млн. рублей.
Постановление Правительства РФ от 16.10.2013 N 928
“О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий”
Определен порядок предоставления и распределения федеральных трансфертов региональным бюджетам на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов второго ряда, применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя
Трансферты предоставляются на основании заключенного между Минздравом России и высшим региональным исполнительным органом власти соглашения, в котором предусматриваются:
– условия предоставления иных межбюджетных трансфертов;
– обязательство о представлении отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты;
– порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;
– ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Размер трансфертов определяется, в частности, исходя из количества больных туберкулезом на 1 января текущего года в соответствующем субъекте РФ, а также коэффициента прироста больных туберкулезом в субъекте РФ в сравнении с предшествующим годом.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 929
“Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями”
С 1 января 2014 года устанавливается предельное значение начальной цены контракта, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями
Цена устанавливается в размере:
– 1 млн рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн рублей;
– 2,5 млн рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн рублей до 5 млрд рублей;
– 5 млн рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд рублей.
Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 931
“О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации”
Уточнен порядок разработки государственных программ Российской Федерации
Внесение изменений в государственную программу теперь может осуществляться без внесения изменений в соответствующий акт об утверждении государственной программы путем принятия решения ответственного исполнителя по согласованию с соисполнителями в пределах их компетенции, а также по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России в случаях:
– включения в состав государственной программы основных мероприятий без выделения бюджетных ассигнований на их реализацию;
– уточнения наименований основных мероприятий, не имеющих принципиального характера.
Установлено, что при формировании государственных программ учитываются цели, задачи и мероприятия приоритетных национальных проектов, реализуемых в соответствующих сферах.
Определено также, что в ходе исполнения федерального бюджета показатели финансового обеспечения реализации государственной программы, в том числе ее подпрограмм и основных мероприятий, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе государственной программы, в пределах и по основаниям, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932
“О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов”
Утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Распоряжение Правительства РФ от 19.10.2013 N 1908-р
На 2013 год утверждено распределение федеральных субсидий региональным бюджетам на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и займам на развитие растениеводства и животноводства
В частности, наибольший объем субсидий предусмотрен для Белгородской области и Татарстана, а также Воронежской и Курской областей.
ЖИЛИЩЕ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 277-ФЗ
“О внесении изменения в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”
Право на получение денежной компенсации предоставлено гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам семей, независимо от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
До внесения поправок в статью 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений полагалась только тем гражданам, которые встали на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений до 1 января 2005 года. Лица, вставшие на учет после этой даты, были лишены возможности получения указанной меры социальной поддержки.
Конституционным Судом РФ данная норма, связывающая право граждан на получение ежемесячной денежной компенсации с датой принятия их на учет, признана не соответствующей Конституции РФ.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Письмо ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@
“Об отмене письма ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@”
Полномочия представителя индивидуального предпринимателя в налоговых органах должны подтверждаться нотариально заверенной доверенностью
ФНС России сообщила об отмене письма от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@, в котором указывалось, что гражданское законодательство индивидуального предпринимателя приравняло в правах к юридическому лицу. В этой связи на доверенности, которую выдает индивидуальный предприниматель, достаточно наличия его подписи и печати. Нотариальное удостоверение не требуется.
Отмена данных разъяснений связана с тем, что Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 была сформулирована иная позиция. Сообщалось, в частности, о том, что требования Налогового кодекса РФ об осуществлении полномочий представителя налогоплательщика – физического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности распространяются также на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18591@
“О направлении разъяснений Минфина России”
В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента его стоимость подлежит пересчету
Стоимость патента рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению годового дохода и срока (количества месяцев), на который выдан патент.
В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, величина налога, уплачиваемого при применении указанного специального налогового режима (стоимость патента), подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида предпринимательской деятельности в календарных днях.
Сообщается при этом, что образовавшаяся в результате пересчета переплата по налогу на основании заявления налогоплательщика может быть возвращена или зачтена в счет уплаты других налогов; неуплаченная сумма налога подлежит перечислению в бюджет не позднее сроков, указанных в патенте.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Информация Банка России от 18.10.2013
Банк России сообщает о поправочных коэффициентах, используемых с 18 октября 2013 года для корректировки стоимости отдельных облигаций, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России
С указанной даты применяются следующие поправочные коэффициенты:
в размере 0,75:
по облигациям Закрытого акционерного общества “Банк Русский Стандарт”;
в размере, равном нулю:
по облигациям Связной Банк (Закрытое акционерное общество).
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ
“О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности
На основании дополнений, внесенных в статью 15.11 КоАП РФ, такими основаниями являются:
– представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;
– исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.
Уточнено также понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета: таковым будет признаваться, в частности, не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 278-ФЗ
“О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”
Созданы равные условия для отечественных производителей и импортеров транспортных средств в отношении уплаты утилизационного сбора
В новой редакции изложены положения статьи 24.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, в соответствии с которыми с 1 января 2014 года не будет применяться освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств:
произведенных и изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;
воздушных и водных судов, железнодорожного подвижного состава, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Принятие данного закона приведет к исполнению Российской Федерацией своих обязательств как члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 282-ФЗ
“О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Подписан закон, направленный на правовое регулирование хозяйственного освоения паводкоопасных территорий
Соответствующие поправки внесены в Водный и Градостроительный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты.
В частности, определен порядок предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, усилена административная ответственность за отдельные виды правонарушений. Также установлена административная ответственность в том числе за такие правонарушения, как несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления.
Также установлено, что в границах водоохранных зон запрещается:
размещение автозаправочных станций, складов ГСМ (кроме случаев, когда автозаправочные станции, склады ГСМ размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей), станций технического обслуживания, используемых для техосмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, за исключением объектов, уже введенных в эксплуатацию или получивших разрешение на строительство;
размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод на водосборные площади;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением отдельных случаев).
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 281-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”
К ведению Правительства РФ отнесено определение порядка проведения в РФ работ по международно-правовой защите присвоения радиочастот или радиочастотных каналов
К таким работам отнесены, в том числе, работы, связанные с заявлением, координацией и регистрацией в Международном союзе электросвязи радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите.
Уточнено, что для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ обязательным является создание российских сегментов глобальных, региональных спутниковых сетей связи в целях обеспечения взаимодействия с единой сетью связи РФ и обеспечение управления российскими сегментами глобальных, региональных спутниковых сетей связи с территории России.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О рекламе” в связи с принятием Федерального закона “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”
В КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака
В частности, за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках на граждан может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения размер административного штрафа составляет: для должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, предусмотрены следующие размеры административного штрафа: для должностных лиц – в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; для юридических лиц – от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.
Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака предусматривает административный штраф: на должностных лиц – в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий виновный гражданин будет оштрафован на сумму от трех тысяч до пяти тысяч рублей, должностное лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, юридическое лицо – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2014 года.
ПРАВОСУДИЕ
Федеральный закон от 21.10.2013 N 270-ФЗ
“О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации”
Судья (суд) теперь может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ
Данный подход соответствует уже существующему правовому механизму, закрепленному в КоАП РФ, в соответствии с которым обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается совершение административного правонарушения в состоянии опьянения, а также содержащейся в УПК РФ норме о том, что судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 271-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 32 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”
Отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ по вопросам территориальной подсудности дел приведены в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.10.2012 N 22-П часть первая статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ (“Территориальная подсудность уголовного дела”) признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно определять территориальную подсудность уголовных дел частного обвинения о преступлениях, совершенных гражданами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации вне пределов РФ.
Федеральным законом установлено, в частности, что, в случае если преступление совершено вне пределов РФ и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории РФ в порядке исполнения запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации (статья 459 УПК РФ) по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса РФ (“Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации”), уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место жительства или место пребывания потерпевшего в РФ либо на место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне ее пределов.
Уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, подлежит рассмотрению мировым судьей, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 272-ФЗ
“О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка ознакомления с особым мнением судьи”
Определен порядок ознакомления участников судебного разбирательства с особым мнением судьи
Закон принят в целях реализации Определения Консутитуционного Суда РФ от 17.01.2012 N 174-О-О. В нем рассмотрены вопросы соответствия Конституции РФ отдельным положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ в той степени, в которой эти положения препятствуют ознакомлению с особым мнением судьи по уголовному делу.
В указанном Определении, признавая нормы УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ указал, что изложенная в Определении правовая позиция не препятствует законодателю урегулировать в уголовно-процессуальном законодательстве вопрос о допуске осужденного (его защитника) к ознакомлению с особым мнением судьи по его делу – подобно тому, как данный вопрос регламентирован в законодательстве о конституционном, арбитражном и гражданском судопроизводстве.
Установлено, в частности, что особое мнение судьи должно быть изготовлено не позднее 5 суток со дня провозглашения приговора. Особое мнение судьи приобщается к приговору и оглашению в зале судебного заседания не подлежит. При провозглашении приговора председательствующий объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет участникам судебного разбирательства право в течение 3 суток заявить ходатайство об ознакомлении с особым мнением судьи и срок такого ознакомления. Указаны категории лиц, которые вправе заявить такое ходатайство.
Аналогичные изменения внесены также в Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 273-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
Максимальный штраф за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях увеличен с 2 до 4 тыс. рублей – для физических лиц, с 4 до 20 тыс. рублей – для должностных лиц и с 60 до 500 тыс. рублей – для юридических лиц
Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 275-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Усилена мера административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным использованием водных объектов
В новой редакции, в частности, изложены положения статьи 7.6 КоАП РФ, устанавливающие санкцию за самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Теперь, например, за данные правонарушения предусматривается наложение штрафа:
на граждан – в размере от 1 до 3 тысяч рублей (ранее от 300 до 500 руб.);
на юрлиц – от 50 до 100 тысяч рублей (ранее от 5 до 10 тысяч руб.) или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 279-ФЗ
“О внесении изменения в статью 3 Федерального закона “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”
Проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов исключены из перечня документов, в отношении которых проводится антикоррупционная экспертиза
Проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов не содержат норм права, а антикоррупционная экспертиза самого закона, в случае его принятия, будет проводиться Минюстом России в обязательном порядке.
Федеральный закон от 21.10.2013 N 280-ФЗ
“Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Камчатского края”
В составе некоторых районных судов Камчатского края образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места пребывания судов
Постоянные судебные присутствия районных судов в поселке Ключи Усть-Камчатского района, селе Эссо Быстринского района, селе Соболево Соболевского района и поселке городского типа Палана Тигильского района призваны обеспечить доступность осуществления правосудия в названных населенных пунктах.