ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П
“По делу о проверке конституционности абзацев первого – восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации”
Конституционный Суд РФ подтвердил право профсоюзов самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру
Конституционный Суд РФ признал положения абзацев первого – восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ ФНС России от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@
“Об утверждении порядка организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц”
Разработан порядок, устанавливающий процедуру действий налоговых органов по сбору и обобщению методологических вопросов для формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц
Методологический вопрос – это вопрос, возникший в связи с неоднозначным толкованием положений глав 21, 22, 25, 25.1, 25.2, 26, 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 Налогового кодекса РФ применительно к конкретной ситуации.
В целях обеспечения своевременного информирования региональных управлений ФНС России о наличии методологических вопросов инспекциям ФНС России поручено направлять проекты актов (разделы проектов актов) камеральных и выездных налоговых проверок, содержащие методологические вопросы, по которым имеется хотя бы одно из нижеприведенных оснований:
– отсутствуют разъяснения ФНС России;
– разъяснения Минфина России не совпадают с позицией, изложенной в письмах ФНС России по аналогичному вопросу;
– разъяснения Минфина России или ФНС России не совпадают с позицией, изложенной в судебных актах арбитражных судов, вступивших в законную силу;
– отсутствует судебная практика;
– существует противоречивая судебная практика.
Не рассматриваются в качестве методологических вопросов:
– факты установленных нарушений в части получения необоснованной налоговой выгоды;
– факты установленных нарушений в отношении вопросов ценообразования;
– вопросы, касающиеся квалификации договорных отношений и сделок.
Сроки и порядок направления заключения в инспекции ФНС России устанавливаются управлениями ФНС России самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить своевременность составления актов налоговых проверок.
Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585
“О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы”
С 1 января 2014 года в налоговых декларациях в поле ОКАТО следует указывать код ОКТМО
Данные рекомендации даны ФНС России в связи с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).
Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592
“О направлении письма Минфина России”
Налоговые декларации по НДС (в том числе уточненные) за налоговые периоды, предшествующие I кварталу 2014 года, могут представляться на бумаге
Сообщается, что требование о представлении налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота коснется деклараций, составленных за налоговый период – I квартал 2014 года и последующие налоговые периоды.
Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669
“Об отделах налогообложения юридических лиц”
ФНС России напоминает, что практика подготовки отделами налогообложения юридических лиц региональных управлений ФНС России позиций по вопросам, находящимся вне их компетенции, является неприемлемой
Сообщается, что Приказом ФНС России от 16.10.2013 N ММВ-7-3/449@ утвержден Порядок организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц, устанавливающий процедуру действий налоговых органов по сбору и обобщению методологических вопросов для формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц.
Работа территориальных органов ФНС России по реализации данного порядка будет организована с 1 ноября 2013 года.
ФНС России поручает в срок до 31 октября 2013 представить в Управление налогообложения юридических лиц ФНС России утвержденные Положения об отделах налогообложения юридических лиц региональных УФНС России. При отсутствии утвержденных редакций таких положений следует в указанный срок представить их проекты.
ФНС России также сообщает, что первичное представление сообщений о методологических вопросах по отдельным положениям глав 21, 22, 25, 25.1, 25.2, 26, 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 НК РФ необходимо обеспечить до 30 января 2014 года в формате Microsoft Excel.
Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18727
“О применении положений статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации”
Медицинские организации вправе пересчитать налог на прибыль организаций за 2011 год по налоговой ставке 0 процентов при соблюдении всех установленных условий
О намерении использовать льготный режим налогообложения организация должна была уведомить налоговый орган до 31.12.2011 года. Применение налоговой ставки 0 процентов правомерно при соблюдении условий: о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов; о штатной численности работников; о численности медперсонала, имеющего сертификат специалиста (п.6 ст. 284.1 НК РФ).
Сообщается, что организации могут воспользоваться данной льготой за 2011 год при условии направления в налоговый орган сведений, подтверждающих соблюдение требований, установленных п.6 ст. 284.1 НК РФ, не позднее даты представления уточненной налоговой декларации.
Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18750
“О порядке расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел”
ФНС России подготовила подробные разъяснения, касающиеся порядка принятия к учету при исчислении налога на прибыль расходов подразделений вневедомственной охраны, понесенных при оказании платных услуг
Разъяснения подготовлены с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в Постановлении от 23.04.2013 N 12527/12. В данном постановлении Суд согласился с выводом налогового органа о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны от оказания платных услуг, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения. Вместе с тем Президиум ВАС РФ счел необоснованным исчисление налоговым органом налога на прибыль, исходя из всей суммы полученных доходов, без учета понесенных при этом расходов.
В этой связи в письме ФНС России разъясняются: порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций с применением метода начисления и кассового метода признания доходов и расходов, правила принятия к учету расходов, непосредственно связанных с выполнением договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами по охране имущества, и иных расходов (в том числе общехозяйственных, расходов на оплату труда персонала, а также расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и пр.), принимаемых к учету при исчислении налога на прибыль в доле, пропорциональной объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме доходов (включая средства целевого финансирования).
С учетом изложенного указано на правомерность отмены решений налоговых органов, принятых без учета указанной выше правовой позиции Президиума ВАС РФ, а также на возможность заключения налоговыми органами и налогоплательщиками мировых соглашений по судебным делам, находящимся в производстве арбитражных судов.
Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@
“Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры”
ФНС России разработала рекомендуемую форму универсального передаточного документа (УПД) для оформления фактов хозяйственной деятельности в целях бухгалтерского и налогового учета
Федеральным законом “О бухгалтерском учете” предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни (установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов).
В этой связи сообщается о возможности объединения информации ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур.
С учетом изложенного ФНС России предлагает к применению форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры.
Сообщается, в частности, что форма УПД при надлежащем заполнении позволяет отразить в документе все необходимые показатели, не только предусмотренные законодательством в области бухгалтерского учета для первичных учетных документов, но и установленные для счета-фактуры как документа, служащего основанием для принятия к вычету сумм НДС. Кроме того, данная форма может использоваться в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по НДС.
В письме приведен перечень операций, для оформления которых может использоваться форма УПД, рекомендации по его заполнению, а также определены реквизиты, установленные законодательством в качестве обязательных.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Письмо Ростехнадзора от 10.10.2013 N 09-01-08/5572
“О предоставлении сведений в государственный реестр СРО”
Саморегулируемая организация вправе самостоятельно выбирать форму предоставления реестра членов саморегулируемой организации, которая должна соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ
Сообщается, что предоставляемые реестры членов саморегулируемых организаций должны соответствовать по составу сведений требованиям, установленным главой II Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 “Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций” для сведений, вносимых в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Рекомендуемая форма реестра членов саморегулируемой организации размещена в разделе сайта Ростехнадзора gosnadzor.ru “Сведения по ведению реестра членов саморегулируемой организации” и содержат набор сведений, обязательных для предоставления в орган надзора. Форма предоставления реестра членов саморегулируемой организации законодательством РФ не установлена. Таким образом, саморегулируемая организация вправе самостоятельно выбирать форму предоставления реестра членов саморегулируемой организации, которая должна соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 N 940
“О принятии Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах”
Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005 года принята Россией с отдельными оговорками
Установлено, что:
Российская Федерация будет применять Конвенцию в случаях, когда стороны международного договора договорились о ее применении;
Российская Федерация не будет применять Конвенцию к сделкам, в отношении которых законодательством РФ установлена нотариальная форма или требование о государственной регистрации, а также к сделкам купли-продажи товаров, в отношении которых установлены запреты либо ограничения к перемещению через таможенную границу Таможенного союза;
под международными договорами применительно к Конвенции Российская Федерация понимает договоры гражданско-правового характера с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а также осложненные иным иностранным элементом.