ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 02.11.2013 N 285-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
Ужесточена административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Так, в частности, в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены дополнения, в соответствии с которыми максимальный размер штрафа для юридических лиц до 5 миллионов рублей может устанавливаться также за создание условий для торговли детьми или эксплуатации детей, за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а также за недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган по его требованию информации, необходимой для расчета размера административного штрафа, а также за представление для тех же целей в антимонопольный орган заведомо недостоверной информации, если об этом стало известно после наложения такого штрафа.
Увеличены с 2 месяцев до 1 года сроки давности привлечения к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 02.11.2013 N 305-ФЗ
“О внесении изменения в статью 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
Увеличены административные штрафы за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов, за исключением морских судов и судов смешанного (река – море) плавания
Указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей (ранее – предупреждение или штраф 100 рублей), на должностных лиц – от 2000 до 3500 рублей (ранее – от 100 до 300 рублей), на юридических лиц – от 5000 до 10 тысяч рублей (ранее – от 1000 до 3000 рублей).
Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 N 975
“О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам”
Внесены уточнения в перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по тарифам
Установлено, что ФСТ России, в числе прочего, устанавливает (утверждает, регистрирует) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также осуществляет отмену решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, принятых органами исполнительной власти субъектов РФ с нарушением законодательства РФ.
Постановление Правительства РФ от 01.11.2013 N 981
“О Координационном совете Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу”
Образован Координационный совет Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу
Основными задачами Совета, в частности, являются:
выявление проблем, возникающих в ходе реализации Программы;
координация деятельности и взаимодействия органов и организаций при реализации Программы;
рассмотрение вопросов, связанных с финансовым обеспечением мероприятий Программы.
Состав Координационного совета утверждается Правительством РФ. Решения, принятые Советом, являются обязательными для исполнения всеми представленными в нем органами и организациями.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Федеральный закон от 02.11.2013 N 296-ФЗ
“О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”
Определены случаи, при которых ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию алкогольная продукция не маркируется в установленном порядке акцизными марками
Согласно Федеральному закону алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, не подлежит обязательной маркировке:
при ввозе ее в качестве припасов в соответствии с установленными таможенным законодательством Таможенного союза особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;
при помещении ее под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
при помещении ее под таможенную процедуру беспошлинной торговли при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке “Только для продажи в магазине беспошлинной торговли” или надписи аналогичного содержания на английском языке.
Во всех указанных случаях алкогольная продукция не подлежит реализации или потреблению на территории РФ и ввозится в РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
ЖИЛИЩЕ
Федеральный закон от 02.11.2013 N 297-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” и Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан”
Положения Федерального закона “О статусе военнослужащих”, касающиеся обеспечения жильем военнослужащих, приведены в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П были признаны не соответствующими Конституции РФ отдельные положения Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
В целях реализации указанного Постановления, уволенные с военной службы граждане, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат на равных условиях с гражданами, которые относятся к той же категории, но не меняли место жительства, право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления либо жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Федеральный закон от 02.11.2013 N 298-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”
Военнослужащим предоставлено право выбора получения жилого помещения в собственность или по договору социального найма
Кроме того, поправками, внесенными в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, устранены препятствия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, сменивших место жительства и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года. Общая продолжительность военной службы данных лиц должна составлять не менее 10 лет.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 N 977
“Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год”
На 2014 год потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников определена в количестве 1631586 человек
Также на 2014 год утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам:
357894 приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности;
1631586 разрешений на работу.
Напомним, что в 2013 году потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников составляла 1745584 человек.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ
“Об актуарной деятельности в Российской Федерации”
С 1 января 2015 года отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности, будут регулироваться федеральным законом
Актуарная деятельность – деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками.
Объектами обязательной актуарной деятельности станут: деятельность Банка России при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; деятельность негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и обществ взаимного страхования.
Согласно Закону актуарная деятельность может осуществляться на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником – субъектом актуарной деятельности (актуарием), или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного между заказчиком и актуарием.
Актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, не иметь судимости и являться членом саморегулируемой организации.
Функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций актуариев возложены на Банк России.
Федеральный закон от 02.11.2013 N 301-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
В отношении потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций установлены особенности определения доходов и расходов для целей налогообложения
Кроме того, указанным организациям предоставляется право на формирование резервов на возможные потери по займам. Соответствующие отчисления организации смогут включать в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ
“О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Вводится новый механизм исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ и налога на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, а также коэффициент-дефлятор к ставке налога на имущество физических лиц
Закон направлен на уточнение ряда понятий и процедур, связанных с исчислением и уплатой налогов в отношении доходов, в том числе от долевого участия в организациях, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями.
Установлено, в частности, что при выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании представленной налоговому агенту информации о получателях доходов (конечных бенефициарах).
В случае непредставления такой информации налоговый агент обязан уплатить налоги с указанных доходов с применением повышенных налоговых ставок в размере 30 процентов.
Определен перечень документов, подлежащих истребованию налоговыми органами при проведении налоговых проверок в отношении правильности исчисления и уплаты налоговыми агентами налогов (НДФЛ, налога на прибыль) в отношении указанных доходов.
Кроме того, устанавливается дифференцированный размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда (от 1 до 4 тыс. рублей, в зависимости от категории воздушного судна).
Поправками, вносимыми в Закон РФ “О налогах на имущество физических лиц”, предусматривается введение нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (законами Москвы и Санкт-Петербурга) коэффициента-дефлятора к ставке налога на имущество физических лиц, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).
Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ
“О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
Подписан закон, предусматривающий исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества с их кадастровой стоимости
Вносимые изменения в Налоговый кодекс РФ устанавливают новый порядок исчисления налога на имущество организаций, в частности, в отношении торговых комплексов, офисных зданий, помещений бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.
Установлено, что закон субъекта РФ, предусматривающий особый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с новыми правилами, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и публикуется в сети Интернет.
Законом устанавливаются также ставки налога, применяемые к налоговой базе, определяемой как кадастровая стоимость объектов:
для Москвы в 2014 году – 1,5 процента, в 2015 году – 1,7 процента, с 2016 года – 2 процента;
для иных субъектов РФ в 2014 году – 1,0 процента, в 2015 году – 1,5 процента, с 2016 года – 2 процента.
<Письмо> Минфина России от 01.11.2013 N 02-05-011/46886
Минфином России разъяснен порядок применения участниками бюджетного процесса видов расходов бюджетной классификации при отражении публичных нормативных и иных социальных выплат
Расходы на предоставление указанных выплат подлежат отражению по соответствующим подгруппам (элементам) группы видов расходов 300 “Социальное обеспечение и иные выплаты населению”.
Расходы на пересылку (доставку, перечисление) выплат их получателям в рамках исполнения госконтрактов подлежат отражению по виду расходов 244 “Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд” (в увязке с подстатьями КОСГУ в части оплаты услуг по почтовым переводам сумм пособий, компенсаций, пенсий – по подстатье 221 “Услуги связи”, в части услуг банков по перечислению таких сумм – по подстатье 226 “Прочие работы, услуги”).
Расходы на выплату стипендий и их доставке получателям отражаются:
в части выплат, осуществляемых получателям бюджетных средств – 340 “Стипендии” и 244 “Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд”;
в части выплат учреждениям, финансовое обеспечение которых осуществляется в форме субсидий – 612 “Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели” и 622 “Субсидии автономным учреждениям на иные цели”;
в части субсидий образовательным организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями – 630 “Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) организаций)” и 810 “Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам”.
Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@
“О списании сумм излишне уплаченного налога”
ФНС России даны разъяснения по вопросу списания налоговыми органами излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока на подачу налогоплательщиком заявления о ее возврате
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику (зачету в счет предстоящих платежей) по его письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае пропуска установленного срока налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы.
В письме ФНС России сообщается, что Налоговый кодекс РФ не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности. Соответствующее решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что налогоплательщик был извещен об имеющейся переплате, а также отсутствует необходимость направления указанной суммы на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам.
Также обращено внимание налоговых органов на неправомерность списания суммы переплаты у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих бухгалтерскую и налоговую отчетность, и не направивших в налоговый орган обращение о списании указанных сумм.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Федеральный закон от 02.11.2013 N 292-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”
Субъектам малого предпринимательства и некоторым некоммерческим организациям предоставлена возможность вести бухгалтерский учет в упрощенном виде
Дополнениями, внесенными в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, вступивший в силу с 1 января 2013 года, предоставляется право упрощенного способа ведения бухгалтерского учета:
– субъектам малого предпринимательства;
– некоторым некоммерческим организациям (при условии, что поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили три миллиона рублей). Исключение сделано, например, в отношении коллегий адвокатов, юридических консультаций, нотариальных палат, ЖСК, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, политических партий, саморегулируемых организаций;
– организациям, получившим статус участников проекта “Сколково”.
Кроме того, освобождаются от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с налоговым законодательством осуществляют учет доходов или доходов и расходов, а также объектов налогообложения либо физических показателей.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 02.11.2013 N 304-ФЗ
“О внесении изменений в статью 44 Федерального закона “О связи” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
С 1 января 2014 года запрещено заключать договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах
С указанной даты вступит в силу Закон, направленный на упорядочение заключения договоров об оказании услуг сотовой связи и предотвращение злоупотреблений при продаже SIM-карт.
Установлен запрет заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Также предусмотрено, что заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия действовать от имени оператора связи.
Кроме того, установлена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом и за невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи.
Постановление Правительства РФ от 01.11.2013 N 980
“Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”
Определен порядок разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Программы будут разрабатываться на основе установленных квалификационных требований и утверждаться Минобрнауки России, по согласованию с Минтрансом России, МВД России и Минздравом России.
Программы должны содержать основные характеристики обучения (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические, кадровые, материально-технические и информационно-методические условия их реализации, в том числе пояснительную записку, примерный учебный план, примерные рабочие программы учебных предметов, планируемые результаты освоения программы и систему оценки ее результатов, а также необходимые учебно-методические материалы.
Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2013 N 1999-р
Утвержден перечень банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2014 года.
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р
Утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
В указанный перечень включены, в частности, нефть и газ природный и услуги, связанные с их добычей, изделия табачные, древесина и изделия из дерева, нефтепродукты, металлы, офисное оборудование и вычислительная техника, медицинские изделия, услуги по розничной торговле моторным топливом, услуги по финансовому посредничеству, услуги, связанные с недвижимым имуществом, услуги по чистке и уборке общего назначения.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2014 года.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.10.2013 N 244
“О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)”
Определены ветеринарные требования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза живых дождевых червей (подотряд Lumbricina) и их коконов
Указанные дождевые черви и их коконы предназначены для продуктивного выращивания (вермикультура), почвоулучшения, приготовления компостов и биогумуса, использования в качестве живого корма, приманки для рыбной ловли.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.10.2013 N 245
“О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 607”
Расширен перечень форм Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подконтрольные товары из третьих стран
В названный перечень включена форма N 42 ветеринарного сертификата на экспортируемых на таможенную территорию Таможенного союза живых дождевых червей (подотряд Lumbricina) и их коконов.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 N 978
“Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”
Утвержден перечень особо ценных диких животных, птиц и рыб, незаконные действия в отношении которых будут караться в соответствии с уголовным законодательством
В названный перечень включены, в частности, амурский тигр, белый медведь, леопард, зубр, снежный барс, алтайский горный баран, сайгак, кречет, беркут, сапсан, балобан, белуга, севрюга, а также русский, персидский, амурский, сахалинский, сибирский и атлантический осетр.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 02.11.2013 N 299-ФЗ
“О внесении изменения в статью 16 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”
Ужесточены основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
В ранее действовавшей редакции Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” одним из оснований отклонения указанных заявлений являлось применение в отношении заявителя процедуры административного выдворения за пределы РФ в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с соответствующим заявлением.
Согласно внесенным изменениям, теперь отклонению подлежат заявления лиц, которые имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались не только административному выдворению за пределы Российской Федерации, но и депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию).