КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный закон от 16.11.2011 N 317-ФЗ
“О внесении изменений в статью 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”
Оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций станет меньше
Из перечня оснований внеплановых проверок исключены обвинение в экстремизме, поручение Президента РФ или Правительства РФ, требование прокурора, а также истечение срока исполнения некоммерческой организацией предписания об устранении выявленного нарушения.
Внеплановая проверка может проводиться только в отношении регистрационных сведений о гражданах и организациях, пожертвовавших средства политической партии, избирательному фонду или фонду референдума. Такая проверка проводится по представлению избирательной комиссии, получившей информацию о пожертвованиях по установленной процедуре.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ
“О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
Административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям дифференцирована в зависимости от продолжительности нарушения
Так, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 15000 рублей;
Нарушение установленных сроков более чем на 10, но не более чем на 30 дней повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей.
За нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на 30 дней установлен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей и от 40000 до 50000 рублей соответственно.
Федеральный закон от 16.11.2011 N 312-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”
Административный штраф будет выражаться в том числе в сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, повлечет штраф на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств или в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
При этом расчет штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока, будет осуществляться исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.
Ранее за данное правонарушение был установлен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Постановление Правительства РФ от 14.11.2011 N 929
“О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по рыболовству”
Росрыболовство будет осуществлять государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства
Внесены изменения в перечень полномочий, осуществляемых Росрыболовством. В частности, установлено, что Федеральное агентство по рыболовству, в числе прочего, осуществляет функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Постановление Правительства РФ от 14.11.2011 N 932
“О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации”
На Минздравсоцразвития РФ возложены полномочия по обеспечению разработки примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре, интернатуре
В Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 321, внесены изменения, направленные на расширение полномочий, осуществляемых данным ведомством.
В частности, установлено, что Минздравсоцразвития РФ, в числе прочего, принимает следующие нормативные правовые акты:
порядок оценки уровня профессионального риска;
типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в ординатуре, интернатуре;
классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях.
Постановление Правительства РФ от 14.11.2011 N 935
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Министерству образования и науки РФ переданы полномочия по нормативному правовому регулированию формирования, ведения и сохранения культур промышленных микроорганизмов
Ранее данное полномочие было закреплено за Министерством промышленности и торговли РФ.
Кроме того, уточнено, что Минпромторг РФ осуществляет в рамках реализации международных договоров РФ о производственной кооперации государств – участников СНГ координацию взаимных поставок организациями, относящимися к установленной сфере деятельности Министерства, специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции гражданского и военного назначения, определение, согласование и утверждение перечней таких взаимных поставок.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 916
“Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”
С 1 января 2012 года вступают в силу Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
В соответствии с утвержденными Правилами страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату потерпевшим в целях возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы, определенной договором.
Обязательному страхованию подлежит риск наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта, расположенного на территории РФ, и подлежащего регистрации в государственном реестре, предусмотренном законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений. В Правилах установлен перечень таких опасных объектов.
Правила определяют, в том числе:
понятия объекта страхования, страхового риска, страхового случая, круг субъектов страхования (страховщик, страхователь);
размер страховой суммы (от 10 млн. рублей до 6 млрд. 500 млн. рублей), порядок определения страховой премии и страховых тарифов;
порядок заключения, изменения, продления, расторжения (прекращения) договора обязательного страхования;
порядок осуществления страховой выплаты.
В приложениях приведены образцы необходимых документов, в том числе, страховой полис обязательного страхования, заявление об обязательном страховании гражданской ответственности, нормативы определения размера страховой выплаты потерпевшему исходя из характера и степени повреждения здоровья.
Положения Правил, касающиеся определения размера страховой выплаты (фиксированной страховой выплаты, дополнительной фиксированной страховой выплаты) в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и порядка ее осуществления, вступают в силу с 1 января 2013 года.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Постановление Правительства РФ от 14.11.2011 N 931
“О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов”
Определен порядок направления средства материнского капитала на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении
К заявлению о распоряжении средствами материнского капитала необходимо приложить договор с образовательным учреждением дошкольного (школьного) образования, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка и расчет размера платы за соответствующие услуги. Средства будут направляться путем безналичного перечисления территориальным органом ПФР на счета учреждения.
Помимо этого, внесенными поправками в “Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования…” скорректирован порядок и сроки перечисления средств образовательным учреждениям:
– первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами;
– последующие платежи осуществляются в соответствии со сроками, указанными в договоре с образовательным учреждением.
В случае изменения условий такого договора в части уточнения размера и (или) сроков перечисления средств в Пенсионный фонд РФ необходимо подать заявление об уточнении порядка перечисления средств, приложив к нему дополнительное соглашение к договору.
Во всех случаях, когда сумма перечисленных средств превышает фактически понесенные учреждением расходы, сумма неиспользованных средств должна быть возвращена учреждением в территориальный фонд ПФР.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 16.11.2011 N 319-ФЗ
“О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
Пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы отнесены к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес
За один пункт приема ставок в отношении указанных объектов налогообложения налоговая ставка, устанавливаемая законами субъектов РФ, может составлять от 5000 до 7000 рублей.
По месту открытия пунктов приема ставок тотализаторов и букмекерских контор налогоплательщики обязаны вставать на учет в налоговых органах.
Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ
“О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
От налогообложения налогом на прибыль организаций освобождены средства жильцов, направляемые на проведение ремонта в многоквартирных домах
В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены доходы ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций в виде средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (подпункт 14 пункт 1 статьи 251 НК РФ).
Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ
“О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков”
С 2012 года в России вводится институт консолидации налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение российских организаций – плательщиков налога на прибыль на основе договора, а также на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Создание такой группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций – участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов.
При этом каждый участник должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности: к величине совокупной сумме уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ) – не менее 10 млрд. рублей; суммарному объему выручки – не менее 100 млрд. рублей; совокупной стоимости активов – не менее 300 млрд. рублей.
Не могут объединяться в консолидированные группы, в частности, резиденты ОЭЗ, организации, применяющие специальные налоговые режимы, субъекты игорного бизнеса, клиринговые компании. Банки, страховые компании и некоторые иные финансовые организации могут создавать консолидированные группы только между собой.
Принятым Законом подробно регламентируется порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений, а также определяется процедура его регистрации в налоговом органе.
Уполномоченным представителем всех участников группы является ее ответственный участник. Он также несет права и обязанности налогоплательщика в связи с действием консолидированной группы.
Нормами закона установлены особенности осуществления отдельных процедур налогового администрирования в отношении консолидированной группы. Так, например, в случае неуплаты (неполной уплаты) налога взыскание соответствующих сумм в первую очередь производится за счет денежных средств на счетах ответственного участника. При их недостаточности взыскание производится за счет денежных средств остальных участников группы в последовательности, определяемой налоговым органом.
Некоторые особенности предусматриваются также в отношении проведения налоговых проверок (предметом которых является соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль). Например, в отношении срока проведения выездной налоговой проверки установлено, что ее продолжительность (не более двух месяцев) увеличивается на число месяцев, равное количеству участников, но не более чем до одного года.
Определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы: не является правонарушением неуплата (неполная уплата) налога ответственным участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы. При этом в отношении такого участника установлен самостоятельный состав налогового правонарушения и ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов (в некоторых случаях 40 процентов) от неуплаченной суммы.
Поправками в часть вторую Налогового кодекса РФ вводятся особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления деклараций (в частности, предусмотрено, что декларация представляется только ответственным участником по месту регистрации договора о создании консолидированной группы).
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Определено также, что для применения новых положений с 1 января 2012 года организациям необходимо не позднее 31 марта 2012 года представить в налоговую инспекцию необходимые документы в соответствии с пунктом 6 статьи 25.3 НК РФ.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Приказ ФСФР РФ от 08.11.2011 N 11-59/пз-н
“Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены биржевых товаров”
Рекомендованы критерии существенного отклонения цены биржевых товаров для выявления признаков возможного манипулирования рынком биржевых товаров
С целью выявления нестандартных колебаний цен на биржевые товары ФСФР РФ рекомендовала использовать показатель волатильности ценового индикатора группы биржевых товаров, формула расчета которого, приведенная в Приказе, учитывает информацию о результатах не менее чем трех сделок по биржевым товарам, входящим в контрольную группу, либо, если таких сделок в течение торгового дня было менее трех, среднее значение лучших заявок на продажу и на покупку.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 16.11.2011 N 322-ФЗ
“О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”
Минимальная доля иностранного инвестора в российских хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение, которая определяется как дающая контроль над обществом, увеличена с десяти до двадцати пяти процентов
Минимальная доля иностранного инвестора в нефтегазовых и горнодобывающих компаниях, сделки по приобретению которой подлежат согласованию, также увеличена с десяти до двадцати пяти процентов.
Из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, исключена деятельность по эксплуатации радиационных источников, осуществляемая хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной; из перечня исключена также деятельность банков, в уставном капитале которых отсутствует доля Российской Федерации, связанная с распространением, техническим обслуживанием шифровальных средств и предоставлением услуг в области шифрования информации.
Установлено, что не требуется предварительное согласование сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ.
В соответствии с другими изменениями, внесенными в Федеральные законы “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” и “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”, уточнены процедуры согласования сделок, подлежащих предварительному согласованию, в частности увеличены сроки некоторых процедур и в них включено Министерство обороны РФ.
Приказ Росрыболовства от 10.11.2011 N 1090
“Об установлении ограничений рыболовства краба камчатского в Баренцевом море в 2012 году”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2011 N 22306.
С 1 января 2012 года в некоторых районах Баренцева моря вводится запрет на вылов камчатского краба
Запрет установлен в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Федеральный закон от 16.11.2011 N 316-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”
Федеральные органы государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия будут осуществлять подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Установлено, что ежегодный государственный доклад разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии объектов культурного наследия и тенденциях его изменения.
Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ определяется Правительством РФ.
Федеральный закон от 16.11.2011 N 318-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”
С 1 февраля 2012 года негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получат доступ к финансовому обеспечению за счет бюджетной системы РФ
Прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 16.11.2011 N 313-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах”
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах между Россией и Абхазией, подписанное в Сухуме 16 октября 2010 года
Соглашение направлено на укрепление сотрудничества в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями, облегчение пассажирского и грузового сообщения между Россией и Абхазией, обеспечение правильного взимания таможенных платежей и соблюдение установленных в соответствии с законодательством Сторон запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу обоих государств.
Для выполнения функций, возложенных на таможенные службы обоих государств, а также для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров Соглашением предусмотрено создание, по взаимной договоренности Сторон, на территории государств специализированных таможенных органов: российского – на территории Абхазии и абхазского – на территории России.
Федеральный закон от 16.11.2011 N 314-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах”
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах между Россией и Южной Осетией, подписанное в Москве 9 декабря 2010 года
Соглашение направлено на укрепление сотрудничества в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями, облегчение пассажирского и грузового сообщения между Сторонами.
Соглашением предусматривается возможность создания по взаимной договоренности на территории Сторон специализированных таможенных органов: российского – на территории Южной Осетии и южноосетинского – на территории России, с целью увеличения товарооборота между Сторонами путем снижения финансовых и временных затрат при таможенном оформлении и таможенном контроле, оказания помощи в вопросах подготовки кадров для таможенных служб Сторон, а также совместного осуществления правоохранительной деятельности.
Соглашением также регулируются вопросы взаимного признания Сторонами документов и решений специализированных таможенных органов, наличия у них иммунитета и привилегий, освобождения их от пошлин и налогов в государстве пребывания.
Федеральный закон от 16.11.2011 N 315-ФЗ
“О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал”
Ратифицирован Договор об аренде Финляндией российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал, подписанного в городе Лаппеенранта 27 мая 2010 года
Договор предусматривает передачу в аренду Финляндии российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории еще на 50 лет, с внесением необходимых изменений в состав арендуемой территории, а также с уточнением ряда прав и обязанностей Сторон, с учетом опыта взаимодействия в рамках Договора между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года, который прекратит свое действие с даты вступления Договора в силу.