КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный закон от 02.04.2012 N 28-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”
Обязательная численность членов политической партии снижена с сорока тысяч до пятисот человек
Кроме этого снижены требования также и к количеству региональных отделений партии – партия должна иметь их не менее чем в половине субъектов РФ (в настоящее время – “более чем” в половине субъектов РФ). Снижена и численность делегатов учредительного съезда партии.
В случае противоречия положений устава партии Конституции РФ и федеральным законам, несоответствия ее наименования или символики, а также содержащейся в представленных документах информации требованиям законодательства, вместо отказа партии в регистрации, регистрация по решению Минюста РФ или его территориальных органов (при регистрации региональных отделений партии) может быть приостановлена до устранения указанных оснований приостановления регистрации.
При преобразовании в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения численность членов региональных отделений партии должна будет соответствовать численности, установленной законом, по состоянию на день заверения документов, содержащих информацию о численности членов регионального отделения.
Установлен запрет на использование в наименовании партии наименований уже существующих партий и общественных движений, схожих до степени смешения.
Информацию о продолжении своей деятельности партия должна будет представлять в Минюст РФ один раз в три года, а не ежегодно, как это было установлено ранее. Также один раз в три года, а не ежегодно партией должна будет представляться в ЦИК РФ финансовая отчетность.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 02.04.2012 N 30-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
Исключена административная ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций
Данная норма была установлена статьей статьей 15.2 КоАП РФ и предусматривала наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
По мнению законодателя, осуществление банками данного вида контроля является недостаточно эффективным и, вместе с тем достаточно трудоемким и затратным. Отмена указанной нормы не создает законодательных пробелов в области контроля за оборотом наличных денежных средств, способствует устранению избыточных административных процедур, снижению затрат кредитных организаций и повышению конкурентоспособности российской банковской системы.
Федеральный закон от 02.04.2012 N 31-ФЗ
“О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального закона “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”
Усилена административная ответственность за нарушение правил международных автомобильных перевозок
Штраф, налагаемый на водителя автотранспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, в случае использования этого автотранспортного средства для перевозок грузов или пассажиров между российскими населенными пунктами, увеличен – его размер будет составлять от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ранее – от одной до полутора тысяч рублей). Штраф, налагаемый за это же правонарушение на должностных лиц, увеличен более значительно – он будет составлять от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей вместо ранее установленного диапазона две тысячи – три тысячи рублей. За указанное правонарушение установлена ответственность юридических лиц; размер штрафа, налагаемого на них, будет составлять от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Штраф, налагаемый на водителя автотранспортного средства за осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, также увеличен – его размер будет составлять от трех тысяч до четырех тысяч рублей (ранее – от одной до полутора тысяч рублей). Установлена ответственность за это правонарушение должностных лиц (размер штрафа – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей) и юридических лиц (размер штрафа – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей).
Ответственность должностных лиц и юридических лиц установлена также за осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов или пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ. Штраф за это правонарушение может быть наложен в большем размере, чем за иные случаи осуществления международных автомобильных перевозок без разрешений – для должностных лиц его минимальный размер составляет сорок тысяч рублей, а максимальный – пятьдесят тысяч рублей, для юридических лиц, соответственно, четыреста тысяч и пятьсот тысяч рублей. Штраф, который и ранее мог налагаться за это правонарушение на водителя, будет составлять от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (вместо полутора – двух тысяч рублей).
Для пресечения перечисленных административных правонарушений можно будет применять задержание транспортного средства до устранения причины задержания.
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255
“О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности”
Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Среди лицензионных требований теперь, в частности, значится необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления”.
Из списка лицензионных требований исключено положение о необходимости наличия у лицензиата паспортов отходов I – IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению, а так же ряд других требований.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 257
“О лицензировании производства маркшейдерских работ”
Определен порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Лицензируемая деятельность включает в себя, в частности, выполнение следующих работ и услуг:
– пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
– наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
– ведение горной графической документации;
– учет и обоснование объемов горных разработок;
– определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.
Документом определен перечень лицензионных требований и документы, необходимые для получения лицензии.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Письмо ФНС РФ от 02.04.2012 N АС-4-2/5467@
“О заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов”
ФНС РФ разъяснен порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в случае ввоза товаров на территорию РФ с территории государства – члена Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза
Сообщается, в частности, что с учетом положений пункта 8 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 документом, подтверждающим уплату налога на добавленную стоимость налоговому органу при ввозе товаров с территории государств – членов Таможенного союза, является заявление, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электроном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).
Вместе с тем, правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденными указанным Протоколом об обмене информацией, не установлен особый порядок заполнения такого заявления в случае ввоза на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза товаров, приобретаемых хозяйствующим субъектом этого другого государства – члена Таможенного союза на основании договора с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Протоколом об обмене информацией не запрещено отражение в заявлении дополнительной информации о взаимоотношениях налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза, с налогоплательщиком государства, являющегося членом Таможенного союза, с территории которого товары вывозятся на территорию другого государства – члена Таможенного союза. Поэтому в случае ввоза на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза товаров, приобретаемых хозяйствующим субъектом этого другого государства – члена Таможенного союза на основании договора с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, в разделе 3 заявления:
– в строках 08 “Продавец, комитент, доверитель, принципал” и 09 “Покупатель, комиссионер, поверенный, агент” налогоплательщику, на территорию которого импортированы товары, следует указывать соответственно наименования грузоотправителя – налогоплательщика государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывозятся товары, и налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза;
– в строках 10 и 11 – коды стран, налогоплательщиками которых являются указанные лица;
– в строке 12 – реквизиты договора между этими лицами.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Информация Банка России от 30.03.2012
Со 2 апреля 2012 года Банк России возобновляет проведение операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней
Кроме того, Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что с указанной даты Банк России приступает также к проведению операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом, в соответствии с Положением Банка России от 30.11.2010 N 362-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом” на срок от 181 до 365 календарных дней, процентная ставка по которым в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 30.03.2012 установлена в размере 7,75 процента годовых.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 252
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра таких объектов”
Вопрос об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети будет решаться только Министерством энергетики РФ
Из процедур подготовки и принятия такого решения исключена “рабочая группа”, в которую помимо представителя Минэнерго РФ входили также по одному представителю Минэкономразвития РФ, ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы”, ОАО “Системный оператор – центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы” и представитель “иного заинтересованного федерального органа исполнительной власти или организации”.
Уточнен порядок представления необходимых документов в Минэнерго РФ собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, претендующим на включение этих объектов в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в частности установлена возможность запроса некоторых документов в соответствующих органах самим Минэнерго РФ, а также возможность и процедуры принятия Министерством решения о проведении обследования объекта на месте в случае представления заявителем документов не в полном объеме или с неполной информацией.
Установлена подробная регламентация (основания, процедуры и сроки) внесения изменений в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказ Минэкономразвития РФ от 10.02.2012 N 52
“Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2012 N 23672.
Установлены правила оформления технического плана объекта незавершенного строительства и утверждена форма технического плана
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта незавершенного строительства, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте незавершенного строительства, которому присвоен кадастровый номер.
В приложении приведена форма технического плана, а также требования к его подготовке.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 251
“О порядке доведения через официальные источники информации средней цены на нефть сырую марки “Юралс” на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском)”
Средняя цена на сырую нефть марки “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья будет ежемесячно размещаться на официальном сайте Минэкономразвития РФ (www.economy.gov.ru)
Цена определяется по результатам мониторинга и доводится ежемесячно, в срок не позднее 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.
ОБОРОНА
Указ Президента РФ от 30.03.2012 N 345
“О призыве в апреле – июле 2012 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”
С 1 апреля по 15 июля 2012 года на военную службу будут призваны 155 570 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет
Призыву подлежат граждане, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек, подлежат увольнению с военной службы.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 254
“О внесении изменений в Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090”
Из Правил дорожного движения исключена обязанность водителя иметь при себе и передавать для проверки талон о прохождении технического осмотра
Изменениями, внесенными в Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 “О Правилах дорожного движения”, в частности, установлено, что:
водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси;
на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств разрешены движение и остановка транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
в словосочетании “аварийная световая сигнализация” слово “световая” в соответствующих падежах исключено.
В “Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения” включена позиция о запрете эксплуатации транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси или на крыше опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Кроме того, в соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 29.09.2011 N ГКПИ11-610 внесены поправки, запрещающие движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, при обгоне.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 02.04.2012 N 29-ФЗ
“О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров”
Ратифицировано Соглашение между Россией и Украиной об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров, подписанное в Москве 27 февраля 1998 года
Целью Соглашения является создание международно-правовой основы для открытия и функционирования на началах взаимности информационно-культурных центров России и Украины.
Это касается, в частности, освобождения информационно-культурных центров от уплаты таможенных платежей (кроме таможенных сборов) в отношении ввозимых и не предназначенных для продажи материалов и оборудования для строительства центров, книг, каталогов и других материалов, обеспечивающих нормальную работу центров.
Ратификация Соглашения Россией и вступление его в силу позволят открыть российские центры науки и культуры в ряде городов Украины и расширить российское информационное и гуманитарное присутствие в этой стране.
Федеральный закон от 02.04.2012 N 32-ФЗ
“О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем”
Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем, подписанное в Ялте 20 ноября 2009 года
Цель Соглашения – правовое обеспечение и определение условий надежной и эффективной эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем государств – участников Соглашения.
В соответствии с Соглашением стороны обеспечивают благоприятные условия хозяйствующим субъектам для обслуживания межгосударственных линий электропередачи, предоставляя членам бригад обслуживания право пересечения в упрощенном порядке государственных границ и таможенного оформления необходимых для обслуживания и ремонта межгосударственных линий электропередачи транспортных средств, специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов в упрощенном виде и в приоритетном порядке в соответствии с законодательством государства – участника настоящего Соглашения, на территории которого осуществляется обслуживание межгосударственных линий электропередачи.