ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 781
“О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами”
С момента присоединения Российской Федерации к ВТО изменятся размеры и порядок уплаты патентных и иных пошлин, уплачиваемых за регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности в технической сфере и на средства индивидуализации
В “Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий…” (Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N 941) внесены изменения, в соответствии с которыми из него исключены понятия “резидент” и “нерезидент”, и дифференциация в отношении них размеров пошлин (в настоящее время нерезиденты обязаны уплачивать пошлины в значительно большем размере); изменятся и размеры пошлин, которые будут выше тех, которые в настоящее время установлены для резидентов, но значительно ниже установленных для нерезидентов.
Установлено уменьшение размера пошлины за выдачу патентов РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец, за регистрацию заявок на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара в случае подачи заявки в электронном виде, а также уменьшение размера некоторых видов пошлин на 50 процентов для субъектов малого предпринимательства. Уточнены процедуры подачи заявки на выдачу соответствующего патента и на проведение экспертизы этой заявки (в частности, заявки на выдачу патента РФ на промышленный образец и принятие решения по результатам формальной экспертизы и на проведение экспертизы заявки на промышленный образец и принятие решения по ее результатам).
Постановление вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Приказ МИД РФ от 08.08.2011 N 14299
“О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 258”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2011 N 21809.
Для работников, работающих в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 3 до 15 календарных дней
В частности, для лиц, работающих в Афганистане, Ираке, Йемене, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составит 15 календарных дней; в Алжире, Индии, Иране, Ливии – 12 календарных дней; Анголе, Бразилии, Израиле, Кении – 9 календарных дней; Аргентине, Китае, Чили, Японии – 3 календарных дня.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2010 N 258 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам представительств РФ за границей предоставляется при наличии в стране пребывания одного из следующих условий:
тяжелые климатические условия;
неблагоприятная экологическая или эпидемиологическая обстановка;
военные действия, вооруженные конфликты;
нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность;
высокий уровень преступности.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Письмо ПФ РФ от 13.05.2011 N 25-25/5067
“Об учете нестраховых периодов в рамках международных соглашений с Республикой Беларусь, Латвийской Республикой и Республикой Болгарией”
Пенсионным фондом РФ разъяснен порядок учета в страховом стаже для назначения пенсии периодов работы и периодов ухода за детьми, имевших место на территории бывшего СССР
Разъяснения ПФР основаны на нормах российского законодательства, а также на нормах международных соглашений Российской Федерации с Республикой Беларусь, Латвийской Республикой и Республикой Болгарией о сотрудничестве в области социального обеспечения.
Так, в частности, сообщается, что с учетом норм Договора с Республикой Беларусь при установлении пенсии гражданам, проживающим на территории РФ, в страховой стаж включаются периоды ухода за детьми, независимо от того, на территории какого государства – бывшей республики СССР осуществлялся такой уход до 13 марта 1992 года.
На основании норм Договора с Латвийской Республикой при установлении пенсии в страховой стаж включаются периоды ухода за детьми, осуществлявшиеся до 1 января 1991 года как на территории России, так и на территории Латвии.
Кроме того, в письме ПФР содержатся конкретные примеры, иллюстрирующие порядок определения размера пенсионного капитала, в том числе с учетом периодов работы, а также периодов ухода за детьми в бывшем СССР, на территориях РФ и Беларусь.
Письмо ФСС РФ от 14.09.2011 N 14-03-11/15-10658
<О направлении письма Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2011 N 18-1/2756>
При назначении пособия по уходу за ребенком территориальные органы ФСС РФ не вправе требовать отражения дополнительной информации в справке с места работы отца (матери) о том, что он (она) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующего пособия
Данное разъяснение, содержащееся в письме Минздравсоцразвития РФ, направлено в территориальные органы ФСС РФ для использования в работе.
Проблема обусловлена тем, что форма соответствующей справки не утверждена. В этой связи сообщается, что требования к содержанию справки, представляемой в органы ФСС РФ для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определены подпунктом “д” пункта 54 “Порядка…”, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н. На основании данного положения в справке подлежит указанию лишь информация об использовании или неиспользовании родителем отпуска по уходу за ребенком.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ ФНС РФ от 21.07.2011 N ММВ-7-2/457@
“О внесении изменений в Требования к составлению Акта налоговой проверки, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@”
К актам выездной налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты налоговых правонарушений
Ранее налоговые органы отказывали налогоплательщику в выдаче таких документов на основании пункта 1.15 Требований к составлению Акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, согласно которому соответствующие материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования.
Решением ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 данное положение было признано противоречащим Налоговому кодексу РФ. В этой связи внесены изменения в названные Требования, в том числе упомянутый пункт 1.15 признан утратившим силу.
Приказ ФНС РФ от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@
“Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2011 N 21794.
Разработаны новые формы документов, используемых при постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах
Приказом ФНС РФ утверждены, в частности, формы заявлений о постановке на учет в налоговом органе (в том числе о постановке на учет в качестве ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента), уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе. Помимо этого определены требования к порядку заполнения этих документов, разработаны правила формирования соответствующих документов в электронном виде и их направления по телекоммуникационным каналам связи.
Письмо ФНС РФ от 19.09.2011 N АС-4-2/15264@
“О заполнении в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов КПП Российских экспортеров”
ФНС РФ сообщила об особенностях указания КПП (кода причины постановки на учет в налоговом органе) в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
Данное заявление представляется организацией – экспортером товаров с территории РФ в Республику Беларусь и Республику Казахстан для обоснования применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.
Сообщается, что некоторые организации имеют только Свидетельства о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и не имеют документа, подтверждающего их постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения с присвоением ИНН и КПП.
В этой связи сообщается, что в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов у организаций-экспортеров в КПП 5 и 6 разряды могут принимать одно из следующих значений:
01 – в случае постановки на учет российской организации по месту нахождения;
50 – в случае постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
с 51 по 56, 63 – в случае постановки на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, международной организации.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Приказ ФСФР РФ от 02.08.2011 N 11-36/пз-н
“О внесении изменений в Порядок организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденный Приказом ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2011 N 21790.
Уточнены технические вопросы процедуры представления в ФСФР РФ документов в электронной форме
Изменения, внесенные в “Порядок электронного документооборота…” (утвержден Приказом ФСФР РФ от 25.03.2010 N 10-21/пз-н), касаются, в частности, требований к собственным программным средствам участников информационного обмена, используемым для подготовки и направления электронных документов в ФСФР РФ, порядка формирования архива файлов электронной переписки (установлены два варианта формирования архива), порядка взаимного уведомления участников информационного обмена о получении электронных документов (регламентирован более подробно). Установлен порядок извещения участников информационного обмена о технических сбоях на стороне ФСФР РФ и о плановом временном прекращении приема электронных документов на сайте ФСФР РФ.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388
“Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.09.2011 N 21825.
Установлены правила оформления проекта межевания земельных участков
Проект межевания подготавливается в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельной доли, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В проекте определяются размеры и местоположение границ образуемых земельных участков.
Регламентированы общие требования к подготовке проекта и к оформлению его текстовой и графической частей, а также состав проекта межевания. К документу прилагается рекомендуемый образец такого проекта.
Установлено, что проект межевания утверждается:
– решением общего собрания участников долевой собственности на участок из земель с/х назначения;
– решением собственника земельной доли.
Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 N 221
“О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. N 11”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2011 N 21810.
Минтрансом РФ ужесточены сертификационные требования, предъявляемые при осуществлении коммерческих воздушных перевозок
Внесены изменения в Приказ Министерства транспорта РФ от 4 февраля 2003 года N 11 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации”.
Согласно внесенным изменениям Федеральные авиационные правила теперь устанавливают сертификационные требования к физическим и юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, порядок проведения сертификации физических и юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата.
Также Правила теперь содержат следующие положения:
сертификат эксплуатанта действует бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом в области гражданской авиации (ранее предусматривалось, что сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет);
инспекционную проверку заявителя (эксплуатанта) должен проводить уполномоченный орган в области гражданской авиации (в прежней редакции инспекционную проверку по поручению уполномоченного органа в области гражданской авиации проводила научная или иная организация);
установлен порядок заполнения сертификата эксплуатанта и эксплуатационных спецификаций;
в ходе проведения инспекционного контроля в обязательном порядке будут проверяться (ранее – могли проверяться), в том числе:
укомплектованность структурных подразделений и соответствие квалификационным требованиям руководящего и авиационного персонала эксплуатанта, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности;
состояние воздушных судов и судовая документация;
организация воздушных перевозок;
организация обеспечения авиационной безопасности;
нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации, выявленное по результатам расследования, будет являться основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта (ранее таким основанием был факт авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с воздушным судном эксплуатанта).
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ ФТС РФ от 27.05.2011 N 1071
“Об утверждении Порядка списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов безнадежной к взысканию”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.09.2011 N 21823.
ФТС РФ установлен порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию и списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза
Утвержденный Порядок применяется в случаях:
ликвидации организации – плательщика таможенных пошлин, налогов – в той части задолженности, которая осталась непогашенной после принятия таможенным органом всех мер взыскания, предусмотренных законодательством РФ;
признания банкротом индивидуального предпринимателя в той части задолженности, которая осталась непогашенной по причине недостаточности имущества должника;
смерти физического лица или объявления его умершим, в отношении той части задолженности, которая является непогашенной на дату смерти физического лица или объявления его умершим;
принятия судом акта, в соответствии с которым таможенные органы утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
наличия сумм налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (применяется в отношении задолженности, возникшей до 01.07.2010), списанных со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленных в бюджетную систему РФ, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списания соответствующие банки ликвидированы.
Приказ ФТС РФ от 27.05.2011 N 1072
“Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров вне таможенной территории”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.09.2011 N 21822.
При осуществлении действий, касающихся разрешений на переработку товаров, должностные лица таможенных органов будут руководствоваться утвержденным Порядком
Порядок определяет действия уполномоченных должностных лиц таможенных органов при выдаче, отзыве (аннулировании) разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, согласовании и продлении срока переработки товаров вне таможенной территории, внесении дополнений и изменений в разрешение на переработку товаров, форму разрешения на переработку товаров, а также устанавливает форму отзыва (аннулирования) разрешения на переработку товаров.
В приложениях к Приказу приведены образцы необходимых документов.
Приказ ФТС РФ от 27.05.2011 N 1075
“Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2011 N 21801.
В целях развития перевозок товаров морским транспортом, упрощения и ускорения таможенных процедур установлены особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом
Особенности применяются при перевозке иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на морских судах, осуществляющих международную перевозку товаров между определенными портами с регулярным движением судов с последовательными заходами в два и более морских порта Российской Федерации.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Минприроды РФ от 16.08.2011 N 679
“Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения “Земля Франца-Иосифа”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2011 N 21799.
Для государственного природного заказника “Земля Франца-Иосифа” разработано положение, определяющее задачи заказника, режим особой охраны его территории, природных комплексов и объектов
Государственной природный заказник федерального значения “Земля Франца-Иосифа”, общей площадью в 4,2 млн. га, имеет профиль комплексного (ландшафтного) и расположен на одноименном архипелаге и в прилегающей акватории Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.