На релокантов предлагается распространить действие шести административных статей. В правительстве отметили, что в поправки можно было бы включить еще больше норм. При этом в кабмине пока не понимают, как вести такие административные дела.
Правительство концептуально поддержало законопроект Госсовета Татарстана о возможности привлекать к административной ответственности граждан, которые совершили правонарушения за пределами РФ. Это следует из проекта официального отзыва, с которым ознакомился «Коммерсант».
Актуальная редакция КоАП позволяет привлекать релокантов к ответственности лишь по ст. 20.33 КоАП («Участие в деятельности нежелательной организации»). Инициатива предлагает распространить на уехавших россиян действие еще шести административных статей:
Еще депутаты предлагают продлить срок давности привлечения к ответственности по перечисленным статьям до двух лет. Сейчас он составляет от трех месяцев до года. Автор законопроекта отмечает, что именно за пределами России «общественные лидеры и активисты осуществляют деятельность против интересов РФ», и сейчас их нельзя привлечь за это к ответственности.
В правительстве согласились с тем, что поправки повысят «уровень защищенности интересов общества и государства, в том числе путем реализации принципа неотвратимости административной ответственности и обеспечения применения института административной преюдиции по уголовным делам». При этом в кабмине обратили внимание, что круг административных нарушений против интересов РФ, которые могут совершаться за ее пределами, вовсе «не ограничивается перечисленными в законопроекте нормами».
Еще из отзыва следует, что замечания к поправкам поступали от Минфина, Генеральной прокуратуры и Судебного департаменте при Верховном суде, но эти «разногласия были урегулированы» вице-премьером Дмитрием Григоренко. Но как будет осуществляться производство по таким делам с участием релокантов — пока в кабмине не знают.
В начале августа группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о праве Генпрокуратуры привлекать к уголовной ответственности россиян, находящихся за рубежом. Таким образом предлагают решить проблему невозможности экстрадировать в Россию уехавших из страны граждан, «ведущих из-за рубежа антироссийскую деятельность». Согласно инициативе, надзорное ведомство сможет направлять в иностранные государства материалы уголовных дел для привлечения к ответственности и иностранцев, и уехавших из страны россиян.
Чтобы избежать коллизии со ст. 247 УПК о заочном рассмотрении дел, авторы предлагают решать вопрос о передаче материалов за рубеж только в случае вывода о неприменимости ч. 4 и ч. 5 этой статьи, в частности, из-за отсутствия соответствующего ходатайства подсудимого и «исключительного случая». Еще они напоминают, что по условиям многих международных договоров РФ, законов иностранных государств и на основе принципа взаимности за рубеж можно передавать уголовные дела с запросами о преследовании подозреваемых и обвиняемых независимо от их гражданства, стадии уголовного процесса и места совершения подпадающего под юрисдикцию РФ преступления.
* По информации Πpавο.Ru