АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
“Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 15 октября 2024 г. N 268/1”
(доведена Минфином России 18.10.2024 N 05-06-09/ВН-45106)
Обновлены условия осуществления сделок, направленных на отчуждение активов иностранными лицами, связанными с недружественными иностранными государствами
Принято решение при рассмотрении вопроса о выдаче Подкомиссией разрешений на осуществление сделок исходить, как правило, из следующих условий их осуществления:
продажа активов с дисконтом в размере не менее 60% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке;
наличие обязательства по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 35% от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете о независимой оценке, по установленному графику;
получение согласия Президента РФ на осуществление сделки с активами, рыночная стоимость которых превышает 50 млрд рублей.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2024 N 3030-р
<Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства>
Правительством утверждена Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года
Документ разработан в целях совершенствования формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей.
Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики РФ в области подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Она является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве ключевых направлений, определяющих развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, названы, в частности, следующие:
разработка и внедрение образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;
акцент на интерактивные методы обучения и реализация возможностей проектной работы в междисциплинарных командах;
расширение использования инструментов виртуальной и дополненной реальности, а также технологий с применением искусственного интеллекта;
массовое внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как вспомогательного инструментария;
внедрение модели “Цифровой университет” (“Цифровой колледж”) и др.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2024 N 49-П
“По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда”
Конституционный Суд запретил применять предусмотренные ГК РФ сроки исковой давности к искам прокуроров об обращении коррупционного имущества в доход государства
Взаимосвязанные статьи 195, 196, пункт 1 статьи 197, пункт 1 и абзац второй пункта 2 статьи 200, абзац второй статьи 208 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции и ее статьям в той мере, в какой судебное толкование позволяет рассматривать установленные ими общие трехлетний и десятилетний сроки исковой давности и правила их течения в качестве распространяющихся на требования прокуроров об обращении в доход РФ имущества как приобретенного вследствие нарушения лицом, занимающим или занимавшим публично значимую должность, требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции, что не позволяет обеспечить учет особенностей деяний, в связи с которыми возникают основания для таких требований. Это касается в том числе и имущества, в которое первоначально приобретенное посредством коррупции имущество было частично или полностью превращено или преобразовано.
В действующем законодательном регулировании какой-либо срок, ограничивающий возможность подачи прокурором искового заявления с требованиями об обращении в доход государства такого имущества, считается неустановленным.
В данном случае федеральный законодатель вправе как внести изменения в действующее правовое регулирование, так и воздержаться от каких-либо нормативных изменений, поскольку наличие срока, ограничивающего возможность предъявления исковых заявлений прокуроров, не является необходимым в российской правовой системе.
В случае установления федеральным законодателем срока (сроков) давности для требований прокурора об обращении коррупционного имущества в доход государства законодателю необходимо учитывать изложенную в Постановлении позицию Конституционного Суда, в частности: установить сроки, существенно превышающие уже имеющиеся сроки давности (три и десять лет); определить начало течения этих сроков (этого срока) со дня выявления прокурором фактов нарушения антикоррупционных требований и запретов и приобретения имущества вследствие этих нарушений; закрепить иные специальные правила течения срока давности и др. Также не должно допускаться применение такого срока (сроков) в случае противодействия ответчика выявлению прокурором обстоятельств нарушения антикоррупционных требований и запретов и формированию доказательственной базы для обращения в суд с исковым заявлением.
Отмечено, что сделанный в настоящем Постановлении вывод относится только к исковым заявлениям прокуроров, содержащим требования об обращении в доход РФ коррупционного имущества, и не может быть автоматически распространен на решение вопроса о применимости или неприменимости исковой давности к иным исковым заявлениям прокуроров, направленным на передачу имущества публично-правовым образованиям или признание их права на имущество, в том числе основанным на нарушении порядка приватизации.
Приказ Минэкономразвития России от 27.09.2024 N 610
“О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2023 г. N 107”
Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2024 N 79953.
Уточнены признаки, которые учитываются при проверке новизны изобретения (его изобретательского уровня), относящегося к применению продукта или способа по определенному назначению
Предусмотрено, что при проверке учитываются только признаки, характеризующие назначение.
Для изобретения, относящегося к применению продукта или способа по определенному назначению, используется формула, включающая только указание на применение продукта или способа по определенному назначению.
ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Опубликовано письмо Минстроя России от 18.09.2024 N 24722-ОГ/00
<Об определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению>
Рассмотрен вопрос об определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению
В частности, отмечается, что в случае непредставления показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии в расчетных периодах применяются положения пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, применяются формулы 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам, а объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определяется по формуле 3(7) приложения N 2 к Правилам, при этом пункт 60 Правил в отношении коммунальной услуги по отоплению не применяется в связи с определением размера платы с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в остальных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
Опубликовано письмо Минстроя России от 01.10.2024 N 25778-ОГ/06
<О порядке выбора уполномоченного лица, которое участвует в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме>
Разъяснен порядок выбора лица, уполномоченного от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в приемке выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты
Сообщается, в частности, что вопрос о выборе лица, которое от имени всех собственников помещений в доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, включая подписание соответствующих актов, решается в рамках решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 46 и пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, для принятия такого решения требуется кворум не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Приказ Минтруда России от 25.09.2024 N 506н
“Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования”
Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2024 N 79922.
С 1 марта 2025 года вступает в силу новый профстандарт “Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования”
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение тренировочного и соревновательного процессов исправной спортивной техникой, инвентарем и экипировкой, обладающими безопасными и качественными эксплуатационными свойствами.
Предусмотрены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе, другие характеристики.
Утратит силу приказ, которым ранее был утвержден аналогичный профстандарт.
Приказ Минтруда России от 25.09.2024 N 507н
“Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по эксплуатации систем и оборудования плавучих атомных станций”
Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2024 N 79920.
С 1 марта 2025 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт “Специалист по эксплуатации систем и оборудования плавучих атомных станций”
Целью профессиональной деятельности данных специалистов является эксплуатация систем и оборудования плавучих атомных электростанций.
Признаются утратившими силу приказы Минтруда России от 15.09.2015 N 638н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по организации технической эксплуатации плавучих атомных станций” и от 15.09.2015 N 641н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по эксплуатации электроэнергетических систем плавучих атомных станций”.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2031 г.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Опубликовано письмо Минтруда России от 16.10.2024 N 24-8/В-866
<О реализации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) услуги “Запись на медико-социальную экспертизу”>
Минтрудом сообщается о некоторых особенностях проведения медико-социальной экспертизы при записи на нее через Единый портал госуслуг
Так, в случае, если при проведении медико-социальной экспертизы требуется личное присутствие гражданина, в его личный кабинет на ЕПГУ направляется уведомление о возможности самостоятельного выбора посредством ЕПГУ предпочтительных даты и времени проведения медико-социальной экспертизы.
При отсутствии в ГИС “Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере” в течение 3 рабочих дней информации о выбранных гражданином предпочтительных дате и времени проведения освидетельствования необходимо связаться с гражданином по иным каналам связи для согласования даты и времени проведения медико-социальной экспертизы.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1448
“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137”
Утверждены изменения в форму книги продаж (дополнительного листа книги продаж) и правила ведения книги покупок и книги продаж, применяемые при расчетах по НДС
Изменения внесены в связи с принятием федеральных законов, предусматривающих, в частности:
обязанность уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, у которых сумма годового дохода превышает 60 млн. рублей. При этом платить НДС можно по пониженной ставке 5% или 7% (при соблюдении определенных условий) либо по общей ставке 20% (10%);
особенности исчисления и уплаты НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок.
С учетом указанных изменений в новой редакции изложены разделы 1 и 3 книги продаж, а также уточнены правила заполнения книги покупок и книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Приказ ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@
“Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков представления (направления) в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79967.
Утверждены формы документов, используемых налогоплательщиками при направлении жалоб (апелляционных жалоб), а также при рассмотрении их налоговым органом и принятии по ним решений
Приказ содержит, в числе прочего: форму жалобы (апелляционной жалобы), форму ходатайства о приостановлении ее рассмотрения, форму заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы), порядки заполнения соответствующих форм документов.
Также утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при исполнении своих полномочий, в том числе: форму решения о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы); форму извещения о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы); форму сообщения об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.
Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2025.
Приказ ФНС России от 19.09.2024 N ЕД-7-11/757@
“Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме”
Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2024 N 79974.
Утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ
Приказ содержит форму (формат) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и порядок ее заполнения.
Обновление формы обусловлено изменениями в налоговом законодательстве и переходом на использование номера записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@.
Новая форма декларации применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2024 года.
Опубликовано письмо ФНС России от 30.10.2024 N СД-4-3/12338@
<О заполнении налоговой декларации по акцизам>
ФНС сообщены коды для отражения в налоговой декларации по акцизам операций с новым подакцизным товаром – природный газ для производства аммиака
С 01.01.2025 природный газ для производства аммиака включен в перечень подакцизных товаров.
До внесения необходимых изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам, утвержденной приказом ФНС России от 12.01.2022 N ЕД-7-3/8@, ФНС рекомендует для отражения подакцизных операций и налоговых вычетов использовать приведенные в письме коды.
<Информация> ФНС России от 31.10.2024 “С 2025 года вводятся новые льготы при налогообложении объектов электроэнергетики организаций”
ФНС информирует о введении налоговых льгот по налогу на имущество организаций
В информации сообщается, в частности, об имуществе организаций электроэнергетики, в отношении которого с 1 января 2025 года вводятся льготы по налогу, а также о продлении до 1 января 2030 года положений, позволяющих уменьшать налоговую базу по налогу на сумму капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию гидротехнических сооружений и сооружений инфраструктуры воздушного транспорта.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
“Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов”
(утв. Банком России)
Банк России: инфляция снизится до 4,5 – 5,0% в 2025 году, до 4% в первой половине 2026 года и будет находиться на цели в дальнейшем
В базовом прогнозном сценарии Банк России предполагает, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках текущих трендов. Цены на нефть будут плавно снижаться до 70 долларов США за баррель в 2027 году в условиях ожидаемого увеличения добычи нефти в мире.
Трансформация российской экономики в ближайшие годы продолжится. В ее структуре будет преобладать внутренний спрос. Доля экспорта и импорта будет меньше той, которая наблюдалась в досанкционный период. По прогнозу Банка России, в 2024 году российская экономика вырастет на 3,5 – 4,0%. В конце 2024 года перегрев в экономике начнет постепенно уменьшаться. Этому будет способствовать проводимая денежно-кредитная политика. В 2027 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5 – 2,5%. Темпы увеличения потребительского и инвестиционного спроса в ближайшие годы станут более умеренными. По мере адаптации к усилению санкционных барьеров рост экспорта и импорта возобновится после снижения в 2024 году. Инфляция снизится до 4,5 – 5,0% в 2025 году, до 4% в первой половине 2026 года и будет находиться на цели и в дальнейшем. Для этого потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время.
Высокая ключевая ставка обеспечит необходимую реальную жесткость денежно-кредитных условий для снижения кредитной и увеличения сберегательной активности экономических агентов в условиях их повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий. По оценкам Банка России, в 2025 году ключевая ставка в среднем составит 17,0 – 20,0% годовых, в 2026 году – 12,0 – 13,0% годовых. В 2027 году ключевая ставка в среднем составит 7,5 – 8,5% годовых, что соответствует диапазонной оценке долгосрочной нейтральной ставки в россиийской экономике.
Основные риски для развития российской экономики связаны как с внутренними, так и с внешними условиями. С учетом этого Банк России рассматривает два альтернативных неблагоприятных сценария. Сценарий “Проинфляционный (Выше спрос)” предполагает более высокую долю расходов бюджета, приходящихся на льготные программы кредитования, а также расширение мер протекционистского характера, направленных на стимулирование импортозамещения. Сценарий “Рисковый (Глобальный кризис)” предполагает возможное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках, что может привести к глобальному финансовому кризису. Реализация рисков в обоих сценариях, по оценкам Банка России, приведет к более высокой инфляции в 2025 – 2026 годах и потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к цели позже, чем в базовом сценарии.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Указание Банка России от 12.07.2024 N 6804-У
“О внесении изменений в Положение Банка России от 3 августа 2023 года N 820-П “О платформе цифрового рубля”
Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2024 N 79208.
Уточнено нормативное регулирование обращения цифрового рубля
В частности, скорректированы функции Банка России и участника платформы, предусмотрена обязанность по уведомлению участником платформы своих клиентов – пользователей платформы при приостановлении доступа к платформе и возобновлении доступа к ней.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Информационное сообщение Минфина России от 29.10.2024 N ИС-учет-53
“Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии”
Минфин сообщает о новых требованиях к руководителям бухгалтерских служб финансовых организаций
В информационном сообщении, в частности: приведены основные новации, касающиеся требований к руководителям бухгалтерских служб субъектов страхового дела, клиринговых организаций и организаторов торговли; сообщено об уточнении порядка уведомления Банка России о назначении на должность (освобождении от должности) главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров в отдельных финансовых организациях; обращено внимание на уточнение требований в сфере ПОД/ФТ к субъектам, оказывающим бухгалтерские услуги.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Опубликовано письмо Минстроя России от 30.10.2024 N 63748-АЛ/09
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2024 года>
Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2024 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1452
“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2022 г. N 1386”
Упрощена процедура рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений
В частности, исключена процедура переоформления КЭР, сокращены сроки предоставления услуги по выдаче КЭР.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2024 N АКПИ24-266
<О признании не действующими абзацев третьего, пятого, седьмого пункта 54 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утв. Приказом Минюста России от 30.03.2018 N 63>
Верховный Суд РФ признал не действующими со дня вступления решения в законную силу абзацы третий, пятый, седьмой пункта 54 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от 30 марта 2018 г. N 63
Суд, в частности, отметил следующее.
Завершающим этапом конкурса является индивидуальное собеседование, порядок проведения которого регламентирован пунктом 54 Порядка. Для замещения должности нотариуса при проведении индивидуального собеседования членами конкурсной комиссии конкурсанту может быть задано не более десяти вопросов (абзац третий пункта 54 Порядка). Оспариваемая норма, исходя из ее буквального содержания, не определяет конкретное число вопросов при проведении индивидуального собеседования при том, что количество заданных вопросов каждому кандидату зависит от усмотрения членов конкурсной комиссии и может варьироваться от 0 до 10. Суд также принимает во внимание, что отсутствует единый перечень вопросов осуществления нотариальной деятельности и этических стандартов нотариальной деятельности и личного поведения, как это определено в абзаце первом пункта 54 Порядка, который позволял бы при проведении конкурсных процедур сравнивать ответы и реакцию разных кандидатов на одни и те же вопросы для максимально объективного их учета.
Оспариваемые положения абзацев третьего, пятого и седьмого пункта 54 Порядка системно связаны между собой, касаются организационных вопросов проведения данного этапа конкурса и определения оценки по итогам индивидуального собеседования. Соответственно, оценка кандидата каждым членом конкурсной комиссии и общая итоговая оценка (абзацы пятый и седьмой пункта 54 Порядка) являются произвольными, не отвечают критерию правовой определенности и нарушают принцип равенства при проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.
В Порядке на этапе индивидуального собеседования отсутствуют конкретные критерии и порядок их оценки, необходимые для надлежащего (объективного и законного) проведения конкурсного отбора кандидатов на должность нотариуса, что создает неопределенность содержания правовой нормы, не обеспечивает ее единообразное понимание и устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или невозможность необоснованного применения исключения из общих правил.
При изложенных обстоятельствах абзацы третий, пятый, седьмой пункта 54 Порядка противоречат положениям федерального законодательства, а их содержание нельзя признать определенным. Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
*по информации Κoнcультaнт Πлюc