КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приказ Росреестра от 06.12.2024 N П/0392/24
“О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора), утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 июля 2021 г. N П/0303”
Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2025 N 80966.
Внесены изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Росреестром и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)
Утратившим силу признан такой индикатор, как несоответствие площади используемого юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Проект Постановления Правительства РФ “О внесении изменений в Правила маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации”
Понятийный аппарат Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации предлагается дополнить понятием “переработка (обработка)”
Согласно вносимым изменениям, переработка (обработка) включает термическую обработку (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушку, маринование, концентрирование, экстракцию, экструзию или сочетание этих процессов.
Предусматривается, что на товары, не прошедшие переработку (обработку), не будет распространяться действие указанных Правил маркировки икры.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Приказ АНО НАРК от 20.01.2025 N 02/25-ПР
“Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификации финансового рынка”
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям финансового рынка
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2029 г.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2025 N 2-П
“По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации”
Отдельные положения НК РФ признаны несоответствующими Конституции РФ, поскольку в силу своей неопределенности допускают произвольное решение вопроса о возникновении у общества, применяющего УСН, дохода в случае передачи им имущества вышедшему участнику, а также произвольное определение размера такого дохода
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Верховного Суда РФ о несоответствии Конституции РФ законоположений подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 НК РФ.
Согласно материалам дела решением налоговой инспекции обществу, применяющему УСН с объектом налогообложения “доходы”, были начислены налог, пени и назначен штраф в связи с фактом передачи вышедшему из состава общества участнику (физлицу) объектов недвижимости в счет выплаты действительной стоимости принадлежавшей ему доли. Налоговый орган признал возникновение у общества дохода в размере стоимости указанного имущества за вычетом номинальной стоимости доли этого участника и остаточной стоимости данного имущества.
По мнению Верховного Суда, оспариваемые нормы НК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку допускают включение в налоговую базу стоимости передаваемого имущества, притом что вменение такого дохода однозначно не следует из системы норм действующего налогового законодательства.
При рассмотрении дела Конституционный Суд указал, в частности, что, исполняя обязанность передать денежные средства или имущество в счет выплаты действительной стоимости доли, общество, в отличие от вышедшего участника, не преследует цели получения дохода от ведения предпринимательской деятельности или от передачи соответствующего имущества.
Вменение обществу дохода в отсутствие механизма определения и расчета экономической выгоды в таких обстоятельствах может привести к выводу о возложении на налогоплательщика обязанности по уплате налога, не основанной на положениях налогового закона.
Конституционный Суд предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения с учетом правовых позиций, вытекающие из настоящего Постановления.
До внесения необходимых изменений передача (отчуждение) обществом с ограниченной ответственностью, применяющим УСН, имущества в счет выплаты действительной стоимости доли вышедшему из него участнику предполагает необходимость обложения налогом экономической выгоды такого налогоплательщика в виде действительной (рыночной) стоимости доли, определяемой в установленном порядке на момент после перехода ее к налогоплательщику. При этом в случае, если срок исполнения указанной налоговой обязанности общества наступил до вступления в силу настоящего Постановления, к нему в связи с ее неисполнением не применяются меры налоговой ответственности.
Приказ ФНС России от 06.11.2024 N ЕД-7-19/1005@
“Об утверждении стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы”
Обновлены стандарт форм документов, направляемых в налоговые органы, а также стандарты их заполнения и разработки (изменения)
Указанные стандарты приведены в приложениях к настоящему Приказу.
Также приказ содержит чек-лист применения стандартов по разработке форм документов, представляемых налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) в налоговые органы.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 06.07.2017 N ММВ-7-17/535@.
Опубликовано письмо ФНС России от 10.01.2025 N БВ-4-7/58@
<О порядке заполнения требования о представлении документов (информации), утв. приложением N 17 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@>
ФНС: истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, является допустимым
В письме обращено внимание на выводы Верховного Суда РФ относительно порядка заполнения требования о представлении документов (информации), отраженных в Решении от 09.12.2024 N АКПИ24-755.
Указано, в частности, что истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, может быть признано не соответствующим пункту 1 статьи 93.1 НК РФ в случае неуказания в требовании цепочки контрагентов и отсутствия возможности установить связь истребуемых документов и сведений с проверяемым налогоплательщиком.
<Информация> ФНС России от 21.01.2025 “Жалобу теперь можно подать в упрощенном порядке”
ФНС: с 1 января 2025 года налогоплательщики могут подавать жалобы в налоговые органы в упрощенном порядке
Жалоба для рассмотрения в упрощенном порядке может быть направлена только по телекоммуникационным каналам связи или через интерактивный сервис “Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц”, “Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя” в электронной форме и в порядке, утвержденных приказом ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@.
При подаче жалобы необходимо указать на необходимость ее рассмотрения в порядке, установленном статьей 140.1 НК РФ. В этом случае жалоба направляется в налоговый орган, чьи акты, действия (бездействие) обжалуются. В течение семи рабочих дней он либо удовлетворит жалобу налогоплательщика, либо перенаправит ее в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в общем порядке, установленном НК РФ.
ФНС России напоминает, что в упрощенном порядке не рассматриваются жалобы на решения, вынесенные в порядке, установленном статьями 101 и 101.4 НК РФ.
Опубликовано письмо Росреестра от 14.01.2025 N 06-00041/25
<О дополнительных вопросах, связанных с новым порядком расчета государственной пошлины за осуществление учетно-регистрационных действий с 1 января 2025 года>
Направлены дополнительные ответы на вопросы, связанные с переходом к новому порядку расчета госпошлины за осуществление учетно-регистрационных действий с 01.01.2025
Приведены вопросы, требующие разъяснений, и ответы к ним.
Настоящие разъяснения выпущены в дополнение к ранее направленному письму Росреестра от 09.01.2025 N 06-00006/25.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Приказ ФНС России от 17.01.2025 N ЕД-7-8/26@
“О внесении изменений в приказ ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/841@”
Скорректирован перечень источников доходов, закрепляемых за территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
В новой редакции изложено приложение N 3 к приказу ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/841@ “Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации”.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Разъяснения Банка России от 15.07.2024
“По вопросам составления отчетности, утвержденной приложениями 1, 2 к Указанию Банка России от 16.11.2022 N 6316-У “О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний”
Даны разъяснения по некоторым вопросам составления отчетности по форме 0420840 “Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой компании”, а также по форме 0420846 “Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании”
Отмечается, что при составлении отчетности по форме 0420846 “Отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании” по аналогичным показателям следует придерживаться аналогичных подходов.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Информационное сообщение Минфина России от 20.01.2025 N ИС-аудит-76
“Опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 г.”
Минфин информирует об издании перечня случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год и некоторых изменениях в проведении обязательного аудита
По сравнению с Перечнем за 2023 год в новый Перечень внесены отдельные изменения.
Обращено внимание на то, что на основании Федерального закона “Об аудиторской деятельности” обязательный аудит проводится в случае, если отчетность освобождена от него по одному из оснований, предусмотренных федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному федеральными законами.
Также приведена информация об организациях, которые вправе проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (годовой консолидированной финансовой отчетности, составляемой по МСФО годовой финансовой отчетности организаций, не создающих группу) за 2024 год.
ПРАВОСУДИЕ
“Обзор практики Верховного суда Российской Федерации по применению норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера (по материалам уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке)”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)
Обобщена практика применения норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера при рассмотрении дел в кассационном порядке
В документе содержатся следующие выводы, в том числе:
отмена условного осуждения по предыдущему приговору образует рецидив преступлений только в том случае, когда решение об отмене условного осуждения и о направлении осужденного для отбывания наказания в места лишения свободы было принято до совершения им нового преступления;
при назначении ограничения свободы в качестве дополнительного наказания за каждое или некоторые из преступлений, в том числе и одно, образующих совокупность, срок ограничения свободы необходимо указывать за каждое из таких преступлений, а соответствующие ограничения и обязанности – после назначения окончательного наказания;
добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении является явкой с повинной и согласно пункту “и” части 1 статьи 61 УК РФ учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Приказ Росфинмониторинга от 23.12.2024 N 333
“Об определении удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2025 N 80953.
Определен перечень удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 7.1 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
Реализованы положения Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 222-ФЗ, которыми усовершенствованы механизмы участия нотариусов в системе ПОД/ФТ.
*по информации Κoнcультaнт Πлюc