Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 24.04.2024 (Читать)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Опубликовано письмо ФНС России от 18.03.2024 N СД-4-5/3089@
“О направлении копии письма”

ФНС направлены разъяснения Минфина об осуществлении контрольной закупки и положениях Закона N 44-ФЗ

Указано в числе прочего, что проведение контрольной закупки при осуществлении государственного контроля (надзора) (муниципального контроля) не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.

Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и проведением контроля (надзора), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, частью 8 статьи 67 которого определен специальный порядок возврата денежных средств в рамках контрольной закупки.

Проект Постановления Правительства РФ “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по партионному учету в отношении маркированной молочной продукции”

С 1 июня 2024 года по 1 мая 2025 года на территории РФ планируется проведение эксперимента по партионному учету в отношении маркированной молочной продукции

Целями эксперимента являются в числе прочего тестирование возможностей использования механизмов, позволяющих осуществлять прослеживаемость молочной продукции с детализацией до партии, оценка целесообразности замены механизмов поэкземплярной прослеживаемости механизмами партионного учета в отношении маркированной молочной продукции.

Участники оборота молочной продукции, операторы электронного документооборота и операторы фискальных данных участвуют в эксперименте на добровольной основе.

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2024 N 20-П
“По делу о проверке конституционности части 3 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 57, части 1 статьи 59, части 1 статьи 60 и части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Александровой”

Отсутствие оснований для предоставления гражданам, проживающим в коммунальной квартире, освободившихся в ней жилых помещений по договору социального найма (тем более в жилищном фонде коммерческого использования) само по себе не предполагает прекращения или отказа в продлении договора найма, не являющегося договором социального найма

Взаимосвязанные часть 3 статьи 19, части 1 и 2 статьи 57, часть 1 статьи 59, часть 1 статьи 60 и часть 1 статьи 63 ЖК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку, не предусматривая предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма гражданам, проживающим в этой квартире на основании заключенного в связи со стечением тяжелых личных (семейных) обстоятельств с органом местного самоуправления (уполномоченной им организацией) договора найма, не являющегося договором социального найма – в том числе неоднократно продлевавшегося (перезаключавшегося), – равно как и переоформления (замены) такого договора на договор социального найма, эти нормы по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают прекращения такого договора или отказа в его продлении (перезаключении) на условиях, которые для граждан не должны ухудшаться по сравнению с ранее заключенным договором, на новый срок, если:

сохраняется то стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств, в связи с которым был заключен договор найма, не являющийся договором социального найма, и граждане-наниматели соблюдают условия заключенного с ними договора;

граждане признаны или могут быть признаны в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и отсутствуют основания для снятия их с соответствующего учета;

при прекращении или отказе в продлении (перезаключении) этого договора граждане лишились бы права занимать жилое помещение, являющееся для них единственным.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

“Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2024 – 2026 годы”
(утв. Минспортом России, Общественной организацией “Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации”, Общероссийским отраслевым объединением работодателей “Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта” 28.02.2024)

На 2024 – 2026 годы заключено отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта

Сторонами Соглашения являются Минспорт России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей “Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта”, Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма РФ.

Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии, компенсации и льготы работникам сферы физической культуры и спорта независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, в которых они работают.

Условия Соглашения обязательны для организаций отрасли, на которые оно распространяется.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 23.04.2024 N 97-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”

Вводится обязанность всех СЗКО применять подходы к оценке кредитных рисков на основе внутренних рейтингов

Системно значимые кредитные организации (СЗКО) будут обязаны в отношении установленной Банком России доли активов применять банковские методики управления кредитным риском и модели количественной оценки кредитного риска и соблюдать условия выданного разрешения на их применение (соответствующие положения закона подлежат применению с 1 января 2030 года).

Иные кредитные организации могут принять на себя обязанность по применению указанных банковских методик при условии получения разрешения на их применение.

В случае несоблюдения обязательного порядка применения банковских методик или условий выданного разрешения Банк России вправе установить для СЗКО повышенные минимально допустимые значения надбавок к нормативам достаточности собственных средств (капитала) (для иных КО – повышенные значения параметров риска) и (или) применить установленные меры ответственности.

Также внесено уточнение, согласно которому Банк России наряду с оценкой активов, пассивов и достаточности резервов кредитной организации проводит оценку величины кредитного риска, учитываемой при расчете обязательных нормативов.

Законом предусмотрен ряд иных изменений и дополнений, в том числе касающихся полномочий Банка России.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опубликовано письмо Минфина России от 04.04.2024 N 02-15-08/31174
<О направлении методических рекомендаций по формированию сведений, включаемых в отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества>

Разработаны методические рекомендации по формированию сведений, включаемых в отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества

Особенности по формированию указанных сведений применяются по отношению к формам сведений, приведенным в приложении к Общим требованиям к порядку составления и утверждения отчета, утвержденным приказом Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 171н.

Сведения формируются ежегодно, если не установлена дополнительная периодичность представления Отчета.

ТРАНСПОРТ

Приказ Минпромторга России от 05.04.2024 N 1478
“О внесении изменений в технические характеристики оборудования стационарной автомобильной зарядной станции публичного доступа, обеспечивающей возможность быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 1776”
Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2024 N 77948.

Уточнены требования к стационарным станциям быстрой зарядки электромобилей, соответствие которым является условием предоставления субсидий

Пересмотрена минимальная конфигурация зарядной станции в части ее оснащения коннекторами с разъемами CCS2, GB/T, CHAdeMO.

Кроме того, оборудование станции должно соответствовать требованиям к измерениям, указанным в статье 5 Федерального закона “Об обеспечении единства измерений”.

Зарядная станция должна быть оснащена оборудованием, обеспечивающим возможность измерения количества электрической энергии, поставляемой такой станцией, с определенной базовой погрешностью измерений.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

“Разъяснения по вопросу лицензирования деятельности провайдеров хостинга”
(утв. Роскомнадзором)

Роскомнадзором даны разъяснения по вопросу о необходимости лицензирования услуг провайдеров хостинга

Сообщается, что согласно действующему законодательству оказание возмездных услуг связи на территории РФ возможно только на основании лицензии. Под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Деятельность провайдеров хостинга по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети “Интернет”, не относится к услугам связи, поэтому ее осуществление в настоящее время не требует получения лицензии на оказание услуг связи.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

<Информация> Минэкономразвития России
“О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2024 года”

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 мая 2024 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

нефть сырая – 0 долларов США;

мазут, битум нефтяной – 0 долларов США;

легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные – 0 долларов США;

прямогонный бензин – 0 долларов США;

бензины товарные – 0 долларов США.

Ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодами 2707 50 100 0, 2707 50 900 0, 2707 99 110 0, 2707 99 190 0, 2707 99 910 0, 2707 99 990 0, 2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 1, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, 2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0, 2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, 2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0, 2710 19 510 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9, 2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, 2710 91 000 0 – 2710 99 000 0, 2712, 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 – 2902 43 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, применяются с учетом положений абзацев шестого – двадцать восьмого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276.

Также сообщается, что за период с 15 марта по 14 апреля 2024 года цена на нефть сырую марки “Юралс” на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) составляет 535,7 долл. США за тонну, цена на нефть сырую марки “North Sea Dated” на рынке Северного моря – 646,3 долл. США за тонну.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 23.04.2024 N 98-ФЗ
“О внесении изменений в статью 40 Федерального закона “О рекламе” и Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Определены особенности пролонгации в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций

До 31 декабря 2024 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, при условии отсутствия задолженности по нему.

Дополнительное соглашение должно содержать следующие требования, действующие в отношении срока, на который увеличивается срок действия договора: о ежегодной индексации размера платежей на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по отношению к действовавшим в предыдущем году размерам платежей по такому договору, а в случае, если условия такого договора содержат требования о ежегодной индексации платежей в большем размере, – об их ежегодной индексации в указанном размере; о безвозмездном размещении социальной рекламы в размере 10 процентов годового объема распространяемой рекламы, а в случае, если условия такого договора содержат требования об обязательном безвозмездном размещении социальной рекламы в большем объеме, – о ее размещении в указанном объеме. Срок пролонгации договора может составлять до десяти лет, если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший срок.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. В случае его заключения орган местного самоуправления продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции при условии уплаты государственной пошлины за его выдачу.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

<Информация> Минюста России
“Подписан закон, направленный на повышение гарантий реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юрпомощи и совершенствование регулирования адвокатской деятельности”

Минюст сообщает о поправках, внесенных в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре

Сообщается, в частности, о следующих изменениях:

– предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим сведения обо всех адвокатах РФ, а также о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен;

– Минюст наделяется полномочиями по ведению указанного реестра, а также по утверждению положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;

– уточняются требования, предъявляемые к претендентам на получение статуса адвоката, основания прекращения статуса адвоката, требования к адвокатскому запросу и пр.;

– предусматривается создание Комплексной информационной системы адвокатуры России.

*по информации Κoнcультaнт Πлюc