Покупателям нужно будет регистрироваться на маркетплейсах через «Госуслуги», а банкам, операторам связи и интернет-магазинам запретят общаться с клиентами через иностранные мессенджеры.
Правительство подготовило два пакета антимошеннических поправок, которые вносят изменения в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». С текстом планируемых изменений ознакомился Forbes.
Так, предлагают обязать пользователей регистрироваться на маркетплейсах, сайтах объявлений и услуг и сервисах по поиску работу через «Госуслуги». Кроме этого, на государственном портале нужно будет регистрировать передачу сим-карт третьим лицам, если речь не идет о ближайших родственниках.
Банки, операторы связи и интернет-магазины должны в свою очередь добавить биометрию в качестве способа авторизации в приложениях и личных кабинетах. Дополнительно этим компаниям хотят запретить общаться с клиентами через иностранные мессенджеры. К ним относятся в том числе Telegram и WhatsApp.
В ноябре 2024 года вице-премьер Дмитрий Григоренко заявил, что правительство вместе с правоохранительными органами и Центробанком подготовило пакет мер против кибермошенничества, в том числе для борьбы с обманом через звонки и оформление кредитов. Сейчас документ проходит межведомственное согласование, рассказал источник Forbes.
Ранее Сбербанк предварительно оценил, что за 2024 год экономика страны может потерять до 1 трлн руб. из-за мошеннических схем (кибератак, звонков мошенников, утечек данных и т. п.). А ущерб физлиц может доходить до 250 млрд руб.
Доля мошеннических звонков в мессенджерах составляет около 40%, рассказали в «Мегафоне». Три года назад этот показатель был не больше 1%. Пик телефонного мошенничества пришелся на конец 2023 и начало 2024 года. Тогда количество попыток дозвониться до физлиц достигло 20 млн в сутки.
Минцифры считает, что подготовленные поправки защитят от мошенничества и усилят цифровую безопасность. Но участники рынка, на которых направлено регулирование, опасаются негативных последствий планируемых изменений. Так, требование идентификации только через «Госуслуги» снизит конверсию на сервисах объявлений «как минимум на 50%», оценивают в Ассоциации больших данных. А в мессенджерах бизнес ведет большую часть коммуникации с клиентами, поэтому запрет на это может «критично сказаться на всем ретейле».
Кроме этого, проверка по биометрии – это дорого для бизнеса, и не все пользователи захотят передавать свои данные в единую систему. Это может спровоцировать клиентов перейти в небезопасные каналы связи, где такой проверки нет, объясняют в Avito.
* По информации Πpавο.Ru