ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1288
“О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации”
На Минприроды России возложены полномочия по установлению тарифов на захоронение радиоактивных отходов
Соответствующее изменение внесено в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404).
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1292
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Уточнены цели деятельности Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения
Изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 29.09.1998 N 1132 “О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения”, предусмотрено, в частности, что указанное Агентство является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя Агентства осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Основными целями деятельности Агентства определены в том числе:
информационно-аналитическое обеспечение проведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности проверок деятельности государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета;
техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ;
техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения.
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1293
“О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”
Образована Правительственная комиссия по вопросам реализации Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”
Предусмотрено, что Комиссия является координационным органом, созданным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
В частности, Комиссия имеет право:
принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений;
вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ и Правительства РФ;
запрашивать и получать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных, общественных и иных организаций материалы и информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
осуществлять взаимодействие со СМИ для освещения вопросов, связанных с реализацией Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”.
ЖИЛИЩЕ
<Письмо> Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19
“О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды”
Значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
“О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии”
Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности – по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию)
В связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения отдельных вопросов, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии.
В частности, обращается внимание на то, что при проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336.36 Налогового кодекса РФ. Также уточняется, что Пенсионный фонд РФ не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Отмечается, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Также обращается внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении.
Признано утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии”.
Приказ ФСКН России от 31.10.2012 N 436
“О повышении размеров должностных окладов (тарифных ставок) работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”
Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2012 N 26078
С 1 октября 2012 года оклады работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ повышены на 6 процентов
При повышении должностных окладов (тарифных ставок) их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Постановление Правительства РФ от 13.12.2012 N 1299
“Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”
С 1 января 2013 года выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут проиндексированы на 1,055
Указанные выплаты подлежат периодической индексации с учетом уровня инфляции. Коэффициент индексации в 2012 году был несколько выше и составил 1,06.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Приказ Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598
“Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2012 N 26070.
Утверждены коды товаров по ТН ВЭД в отношении нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, сделки с которыми для целей налогообложения признаются контролируемыми
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ, классифицируемые кодами товаров ТН ВЭД в соответствии с утвержденным Минпромторгом России Перечнем.
Письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710
“О рассмотрении обращения”
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся проявления налогоплательщиками “должной осмотрительности” при выборе контрагентов
Сообщается, в частности, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
При этом обращено внимание на то, что сведения налогового органа о представлении контрагентом налоговой декларации, в том числе не “нулевой”, не являются подтверждением его благонадежности, поскольку достоверность отчетности, а также реальность осуществления контрагентом финансово-хозяйственной деятельности может быть подтверждена только после проведения выездной налоговой проверки.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Отмечено также, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, а также сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса “массовой” регистрации, характерные, как правило, для “фирм-однодневок”), и наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20238
“О порядке уплаты налога”
ФНС России разъяснен порядок уплаты НДФЛ, удержанного с денежного довольствия военнослужащих, в бюджетную систему РФ
Воинские части, дислоцированные на территории субъектов РФ, являются для целей налогообложения обособленными подразделениями Минобороны России.
Уполномоченным представителем Минобороны России в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, является Федеральное казенное учреждение (ФКУ), на которое с 1 января 2012 года возложены функции финансового обеспечения по выплате денежного довольствия военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территории разных субъектов РФ.
В этой связи ФКУ производит исчисление, удержание и перечисление из денежного довольствия и прочих выплат военнослужащих налога на доходы физических лиц.
При перечислении налога в бюджетную систему рекомендовано оформлять отдельные платежные поручения по каждой воинской части. При этом в полях “ИНН плательщика” и “КПП плательщика” необходимо указывать соответственно ИНН и КПП обособленных подразделений Минобороны России, а в поле “Плательщик” – Министерство обороны РФ с указанием в скобках уполномоченного представителя ФКУ, которому открыт счет в банке для учета операций со средствами федерального бюджета, с которого списываются денежные средства.
Письмо ФНС России от 13.12.2012 N БС-4-11/21285@
“О налоге на имущество организаций”
ФНС России разъяснен порядок применения с 1 января 2013 года пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью
С 1 января 2013 года в отношении указанного имущества отменено освобождение от налогообложения налогом на имущество. Одновременно предусмотрено постепенное повышение налоговых ставок, в пределах которых законами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые ставки налога на имущество на территории соответствующего субъекта РФ (с 0,4 процентов в 2013 году до 1,9 процента в 2018 году).
Сообщается, что в целях применения пониженных ставок налога на имущество организаций необходимо руководствоваться перечнем имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Информация Банка России от 04.12.2012
С 5 декабря 2012 года начинается первичное размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) на Фондовой бирже ММВБ, что означает объединение рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка в рамках группы “Московская биржа”
Как сообщает Департамент внешних и общественных связей Банка России, к операциям по размещению и выкупу ОФЗ будут допущены все участники торгов Фондовой биржи ММВБ. Операции размещения и выкупа ОФЗ будут совершаться в соответствии с Правилами проведения торгов по ценным бумагам в ЗАО “ФБ ММВБ”.
Для операций размещения и выкупа ОФЗ устанавливается ставка комиссионного вознаграждения в соответствии с тарифами ЗАО “ФБ ММВБ”.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287
“О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов”
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных или цветных металлов, должны обеспечить наличие минимального штата квалифицированных работников
К числу таких работников, с которыми заключаются трудовые договоры, относятся:
контролер лома и отходов металла 2 разряда – на каждом объекте по приему лома и отходов черных или цветных металлов;
прессовщик лома и отходов металла 1 разряда – не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных или цветных металлов в пределах территории субъекта РФ.
Утвержденным Положением определены в том числе:
лицензионные требования к осуществлению деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов;
перечень грубых нарушений лицензионных требований;
перечень документов, необходимых для получения лицензии;
порядок осуществления лицензионного контроля.
Аналогичный порядок лицензирования деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766, признан утратившим силу.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1286
“О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863”
При подаче декларации на товары в электронной форме можно будет сэкономить на таможенных сборах
В Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенные операции” внесено дополнение, согласно которому при подаче декларации на товары в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от ставок таможенных сборов за таможенные операции, установленные указанным Постановлением.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 августа 2012 года.
Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1291
“О внесении изменения в Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределами территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза”
Внесены уточнения в порядок определения базового периода, в течение которого участниками внешнеэкономической деятельности осуществляется вывоз ели и сосны обыкновенной
Определено, что базовым периодом является: начиная с 2013 года – период с 1 января по 31 декабря каждых трех лет, предшествующих году, являющемуся предыдущим для года, на который установлена тарифная квота.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 N 273
“О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров”
При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 5 в качестве основы принимается расчетная стоимость этих товаров
Таможенная стоимость товаров определяется, как правило, на основе документов и сведений, доступных на таможенной территории Таможенного союза. Однако для определения расчетной стоимости необходимо располагать документами и сведениями о расходах на производство (об издержках производства) оцениваемых (ввозимых) товаров, другими документами и сведениями производителя указанных товаров, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза.
В связи с тем что производитель оцениваемых (ввозимых) товаров находится вне юрисдикции таможенных органов государств – членов Таможенного союза и названные документы и сведения обычно являются конфиденциальными и производителем не разглашаются, использование метода 5 в основном ограничено случаями, когда покупатель и продавец товаров являются взаимосвязанными лицами и при этом производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства и при необходимости обеспечить возможность их проверки.
В Правилах приводятся примеры определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 5.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 N 276
“О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798”
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза “О безопасности игрушек” (ТР ТС 008/2011), изложен в новой редакции
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Письмо Россельхознадзора от 11.12.2012 N ФС-ЕН-7/16498
На сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru в разделе ввоз/вывоз/транзит размещены электронные версии ветеринарных сертификатов, действующих с 1 января 2013 года
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору направляет ветеринарные сертификаты на экспортируемые из Европейского союза в Таможенный союз мясо, сырые мясопродукты и субпродукты, полученные при убое и переработке крупного рогатого скота, а также сырье животного происхождения, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных и пушных зверей, парафированные в формате ЕС-ТС между представителями Генерального Директората ЕК по здравоохранению и защите прав потребителя и ветеринарных служб государств – членов Таможенного союза 19 октября 2012 года. Эти ветеринарные сертификаты будут действовать с 1 января 2013 года.
Сообщается, что с целью обеспечения бесперебойной торговли экспорт мяса, сырых мясопродуктов и субпродуктов, полученных при убое и переработке крупного рогатого скота из стран – членов ЕС в Российскую Федерацию до 1 марта 2013 года может также осуществляться по образцу ветеринарного сертификата, парафированного Россельхознадзором и Генеральным Директоратом ЕК 24 мая 2011 года.
ПРАВОСУДИЕ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29
“О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции”
Верховный Суд РФ разъяснил вопросы, возникающие у судов при применении главы ГПК РФ о производстве в суде кассационной инстанции, действующей в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ
В Постановлении затронуты все аспекты кассационной процедуры, в том числе:
виды судебных актов, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке;
понятие исчерпанности иных способов обжалования судебного акта, являющейся условием для обращения в кассационную инстанцию;
определение лиц, имеющих право кассационного обжалования;
определение судов кассационной инстанции для судебных актов некоторых категорий;
порядок исчисления шестимесячного срока, установленного для кассационного обжалования;
порядок восстановления пропущенного срока на кассационное обжалование;
порядок уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы;
основания и порядок приостановления исполнения решения суда первой инстанции судьей кассационной инстанции в связи с истребованием дела;
основания и порядок отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
порядок принятия судьей кассационной инстанции решения о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (в т.ч. содержание соответствующего определения);
вопрос о возможности подачи лицом, по кассационной жалобе которого вынесено определение судьи о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании, дополнений к кассационной жалобе;
порядок надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени судебного заседания;
необходимость учета судом кассационной инстанции при вынесении кассационного определения и таких обстоятельств, как нарушения судами первой или апелляционной инстанций норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств;
возможность выхода суда кассационной инстанции при проверке законности обжалуемого судебного акта за пределы доводов кассационной жалобы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 31
“О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений”
Верховный Суд РФ разъяснил различные аспекты порядка пересмотра судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
В Постановлении затронуты вопросы, касающиеся, в частности:
обстоятельств, которые могут рассматриваться как вновь открывшиеся или новые;
возможности пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам определений судов, которыми дело не разрешается по существу;
перечня лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
содержания заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
соблюдения, в т.ч. порядка исчисления срока, предусмотренного для обращения в суд о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (в соответствии с ГПК РФ этот срок составляет три месяца со дня установления оснований для пересмотра);
непосредственно процедуры рассмотрения заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
сроков рассмотрения судом таких заявлений;
последствий вынесения определения об удовлетворении заявления либо об отказе в пересмотре дела по указанным обстоятельствам, а также порядка обжалования этих определений.
Информация ВАС РФ от 14.12.2012
ВАС РФ и ФГУП “Почта России” согласован порядок хранения почтовой корреспонденции разряда “Судебное” в период новогодних и рождественских каникул
Сообщается, что для корреспонденции разряда “Судебное”, поступившей в отделение почтовой связи с 24 по 31 декабря, при исчислении сроков хранения учитываются выходные и праздничные дни, установленные частью 1 статьи 112 Трудового кодекса РФ. Таким образом, для почтовой корреспонденции разряда “Судебное”, поступившей на узел почтовой связи 29 декабря 2012 года, последним днем хранения будет являться 15 января 2013 года, а для корреспонденции разряда “Судебное”, поступившей 30.12.2012 и 31.12.2012 – 16 января 2013 года.
Для корреспонденции разряда “Судебное”, поступившей в отделения почтовой связи в период новогодних и рождественских праздников, исчисление семидневного срока хранения начинается с первого рабочего дня года, а именно с 9 января 2013 года.