Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 30.08.2013 (Читать)

ЭКОНОМИКА

Проект Федерального закона
“О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации по вопросам безопасности пищевой продукции”

Минсельхоз России предлагает обязать еще больше производителей пищевой продукции уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления деятельности

На сайте Минэкономразвития России размещен проект Федерального закона, которым предполагается внести уточнения в правила изготовления и обращения пищевой продукции на территории России (далее – Проект). Наиболее существенные поправки предлагается внести в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” (далее – Закон N 29-ФЗ). Большинство положений Проекта нацелены на приведение российского законодательства в соответствие с нормативными актами Таможенного союза, однако разработчики планируют также ввести некоторые новые нормы.

Напомним, что с 1 июля 2013 г. на территории Таможенного союза действует технический регламент Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции” ТР ТС 021/2011 (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, далее – Техрегламент). В указанном документе установлены требования к процессам, связанным с пищевой продукцией: производству, обращению, утилизации и др. Некоторые из них отличаются от правил, предусмотренных Законом N 29-ФЗ.

Техрегламент устанавливает более широкий круг обязанностей в сфере производства и обращения пищевой продукции по сравнению с Законом N 29-ФЗ. Так, например, Техрегламент содержит норму об обязательном обеззараживании пищевой продукции перед уничтожением или в процессе уничтожения, если инфицированная пищевая продукция опасна для людей и животных (п. 7 ст. 18 Техрегламента). В Законе N 29-ФЗ подобное требование отсутствует.

Разработчики Проекта предлагают включить в Закон N 29-ФЗ положения, аналогичные содержащимся в Техрегламенте, и привести терминологию закона в соответствие с терминологией Техрегламента. В настоящее время различия в понятийном аппарате двух документов проявляются уже в том, что они относят к пищевой продукции. Например, в соответствии с Техрегламентом ароматизаторы считаются пищевой продукцией, в то время как Закон N 29-ФЗ их к таковой не относит.

Помимо этого планируется добавить в Закон N 29-ФЗ некоторые новые нормы. Авторы Проекта предлагают обязать изготовителей всех видов пищевой продукции направлять в уполномоченные органы уведомление о начале осуществления деятельности по ее производству. В настоящее время законодательством такая обязанность установлена только в отношении шести разновидностей пищевой продукции (п. п. 14 – 20 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Напомним, что за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. – для должностных лиц, от 10 до 20 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).

Производителей пищевой продукции предлагается избавить от необходимости уведомлять о начале деятельности по изготовлению пищевой продукции только в том случае, если такая деятельность осуществляется с использованием производственных объектов, подлежащих государственной регистрации.

Соответственно, в Закон N 29-ФЗ предполагается добавить нормы о госрегистрации отдельных производственных объектов. В настоящее время подобные требования содержатся в Техрегламенте: в ст. 32 приводится закрытый перечень объектов, подлежащих обязательной госрегистрации. В Проекте вместо перечня дается только общее определение. Планируется, что обязательной регистрации будут подлежать объекты, на которых осуществляются отдельные виды работ (услуг) по получению, переработке (обработке), производству (изготовлению), хранению непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, предназначенного для последующего изготовления пищевой продукции.

В Техрегламенте порядок регистрации прямо установлен (ст. ст. 31 и 33 Техрегламента). Согласно Проекту предполагается, что утверждение такого порядка будет осуществляться на подзаконном уровне. Для реализации указанных положений Проекта Правительству РФ необходимо будет принять нормативный правовой акт.

ГОСУДАРСТВО

Проект Федерального закона N 333556-6
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Термин “социальная сеть” предлагается закрепить в законе

В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается установить уголовную ответственность за незаконное использование или распространение персональных данных пользователей социальных сетей (далее – Законопроект). В документе предусмотрены поправки к Уголовному кодексу РФ, Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – Закон N 149-ФЗ) и Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Разработчики Законопроекта предлагают закрепить в Законе N 149-ФЗ нормативное определение понятия “социальная сеть”. Под социальной сетью будет пониматься сайт в сети Интернет, в персональных разделах которого пользователи размещают свои персональные данные, сведения о своей частной жизни и обмениваются информацией с другими пользователями. Таким образом, определение социальной сети сформулировано достаточно широко, поскольку многие сервисы требуют от пользователей указывать свои персональные данные, позволяют размещать информацию о частной жизни, а также обмениваться сведениями. Например, подобные услуги предоставляют почтовые сервисы.

В настоящее время термин “социальная сеть” отсутствует в законодательстве, однако применяется в практической деятельности участников гражданского оборота, в частности в договорах по оптимизации сайтов (см., например, Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 N 15АП-1573/2013 по делу N А53-25998/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А65-23614/2012).

На основании действий в социальных сетях уполномоченные органы могут принимать различные решения, например о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А56-4135/2013).

Разработчики Законопроекта предлагают установить повышенную защиту для личной информации, размещенной пользователями в социальных сетях. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 137 “Неприкосновенность частной жизни” УК РФ. В Законопроекте предусматривается уголовная ответственность за использование или распространение (доведение хотя бы до одного лица) без согласия пользователя размещенных в его персональном разделе в социальной сети сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну, а равно за их распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Ответственность за совершение данных деяний будет выше, чем за нарушение неприкосновенности частной жизни, не связанное с использованием социальных сетей. Максимальное наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. Напомним, что сейчас за нарушение неприкосновенности частной жизни максимальный срок лишения свободы составляет два года.

Согласно Законопроекту информация о частной жизни, подлежащая повышенной защите, должна размещаться в социальной сети только теми пользователями, которые прошли верификацию. То есть пользователь должен подтвердить, что персональные данные и информация о частной жизни, размещаемые в его персональном разделе, принадлежат именно ему. Разработчики Законопроекта предлагают установить в Законе N 149-ФЗ обязанность прохождения верификации для каждого пользователя социальных сетей, аудиторией которых являются резиденты. В верхней части персонального раздела пользователя, прошедшего такую процедуру, появится знак со словами “Личность подтверждена”.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые авторы полагают, что не могут составлять личную или семейную тайну сведения, опубликованные для неопределенного круга лиц [1].

[1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 1069 с.