Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 09.09.2013 (Читать)

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 N 915
“Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов; по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации (в том числе распространению), утилизации пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29804.

Регламентирован порядок осуществления Минпромторгом России лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов, патронов, пиротехнических изделий IV и V классов

Утверждены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, а также том числе в электронной форме, права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Решение ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-7940/13

ВАС РФ признал отдельные положения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике не противоречащими Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону “Об электроэнергетике”

Так, в частности, абзац двадцатый пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, в части содержащихся в нем положений, препятствующих после 1 января 2013 года гарантирующим поставщикам, энергосбытовым и энергоснабжающим организациям в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, выбирать цены (тарифы) в порядке, предусмотренном для потребителей электрической энергии, признан соответствующим ГК РФ и Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, имеющим большую юридическую силу.

Решение может быть пересмотрено ВАС РФ в порядке надзора.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 21.06.2013 N 3020-У
“О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29863.

Скорректирован порядок определения отпускных цен на памятные и инвестиционные монеты

Теперь отпускные цены будут рассчитываться следующим образом:

для монет из драгоценных металлов – исходя из стоимости металла и премии над ценой металла, утверждаемой по каждому виду монет;

для монет из недрагоценных металлов – исходя из стоимости их производства и премии к стоимости производства монет, размер которой в процентном выражении будет также утверждаться для каждого вида монет.

Указание Банка России от 04.09.2013 N 3053-У
“О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”

С 1 января 2014 года вносятся изменения в План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций

Из Плана счетов исключены, в частности, балансовые счета NN 40310 и 40311, предназначенные для учета просроченной задолженности и просроченных процентов по кредитам, предоставленным в соответствии с заключенными межправительственными договорами с иностранными государствами.

В новой редакции изложены наименования некоторых счетов бухгалтерского учета. Так, например, в наименовании счета N 30232 “Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры” упоминаются также операторы по переводу денежных средств; наименование счета N 427 “Привлеченные средства Минфина России” изменено на “Привлеченные средства Федерального казначейства”; счет N 90902 “Распоряжения, не оплаченные в срок” теперь именуется “Распоряжения, не исполненные в срок”.

С учетом изложенного скорректировано назначение указанных счетов.

Кроме того, в соответствии с требованиями нового Федерального закона “О бухгалтерском учете” внесены изменения в некоторые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций. Так, в частности, вместо “Отчета о прибылях и убытках” кредитными организациями должен будет представляться “Отчет о финансовых результатах”.

Указание Банка России, которым вносятся данные изменения, направлено на государственную регистрацию в Минюст России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

Указание Банка России от 04.09.2013 N 3054-У
“О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности”

Бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитных организаций за 2013 год должна составляться в соответствии с новыми требованиями

На государственную регистрацию в Минюст России направлено Указание Банка России, устанавливающее порядок составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями.

Данный документ заменит собой порядок составления кредитными организациями годового отчета, утвержденный Указанием Банка России от 08.10.2008 N 2089-У.

Новый Порядок содержит всего пять разделов (отсутствует глава 4 “Составление годового отчета”).

Установлено, что в состав годового отчета кредитной организации включаются:

– Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах;

– Приложения к ним (Отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, Сведения об обязательных нормативах, Отчет о движении денежных средств);

– Пояснительная информация о деятельности кредитной организации.

Основой для составления годовой отчетности являются: Баланс на 1 января по форме приложения 8 к Положению Банка России от 16.07.2012 N 385-П; Оборотная ведомость по счетам кредитной организации за отчетный год по форме приложения 7 к Положению N 385-П, а также сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты по форме приложения 13 (в настоящее время в данном перечне упоминается также Отчет о прибылях и убытках).

Введено положение, согласно которому до подписания годовой отчетности главный бухгалтер кредитной организации обязан обеспечить, в частности, сверку всех отчетных данных с данными баланса на отчетную дату с учетом событий после отчетной даты, проверить полноту составления годовой отчетности, правильность заполнения и взаимоувязку всех форм отчетности.

Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

<Информация> Банка России от 06.09.2013

Банком России подготовлены ответы на некоторые вопросы, касающиеся правил осуществления перевода денежных средств

Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П.

Банком России даны ответы на вопросы по применению указанного Положения, в частности:

может ли договор банковского счета определять порядок контроля наличия согласия третьего лица на списание денежных средств с банковского счета;

является ли сообщение о переводе денежных средств, переданное через СВИФТ, распоряжением о переводе денежных средств;

вправе ли банк применять банковский ордер при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте с одного банковского счета клиента на другой;

обязан ли банк плательщика подтверждать плательщику исполнение банковского ордера после осуществления перевода денежных средств по банковскому счету плательщика.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Приказ ФСФР России от 18.06.2013 N 13-51/пз-н
“Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29797.

Обновлены процедуры уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, передачи списков инсайдеров организаторам торговли и направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях

Разработаны новые Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка и Положение о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, и Положение о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях.

Признан утратившим силу Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н “Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях”.

Приказ ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н
“Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29800.

Утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, регулирующие эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц

“Стандарты…” подробно регламентируют различные этапы процедуры эмиссии ценных бумаг, от принятия решения об их размещении до государственной регистрации отчета об итогах выпуска, а также, в частности, процедуры внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг или в проспект ценных бумаг, эмиссии акций при учреждении акционерного общества и эмиссии дополнительных акций, размещаемых среди акционеров, эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при изменении номинальной стоимости, при изменении прав, при консолидации и дроблении, эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем подписки, эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, и т.д.

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, признаны утратившими силу.

Приказ ФСФР России от 30.07.2013 N 13-62/пз-н
“О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29801.

Установлен порядок допуска ценных бумаг к организованным торгам, которые проводятся биржами или торговыми системами

Регламентированы условия и процедуры включения ценных бумаг в список ценных бумаг, допущенных к торгам, и исключения бумаг из этого списка, определены последствия нарушения эмитентом или лицом, выдавшим ценные бумаги, требований о раскрытии информации, особенности включения в котировальные списки и исключения из этих списков акций и облигаций российских эмитентов, российских депозитарных расписок, инвестиционных паев, ипотечных сертификатов участия, акций, облигаций и депозитарных расписок иностранных эмитентов, установлены обязанности организатора торговли по контролю и раскрытию информации.

Установлено также, в частности, что организаторы торговли обязаны привести свои правила допуска ценных бумаг к организованным торгам в течение одного года с даты вступления настоящего Приказа в силу; определен порядок, в том числе сроки, вступления в силу новых правил допуска ценных бумаг к организованным торгам, утверждаемых организаторами торговли.

Приказ ФСФР России от 30.07.2013 N 13-63/пз-н
“О внесении изменений в приказ ФСФР России от 09.02.2010 N 10-5/пз-н “Об утверждении положения о составе и порядке расчета показателей, характеризующих уровень ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровень инвестиционного риска ценных бумаг, на основании которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимается решение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29803.

Уточнены условия допуска ценных бумаг иностранного биржевого инвестиционного фонда к торгам на российской бирже

Из этих условий исключено требование о наличии в проспекте ценных бумаг иностранного биржевого инвестиционного фонда указания на право владельца ценных бумаг требовать покупки этих бумаг по цене, отклоняющейся от расчетной не более чем на 5 процентов (по новой формулировке – по цене, “существенно не отличающейся от цены, определенной исходя из стоимости чистых активов иностранного биржевого инвестиционного фонда”).

Снижено количество времени в течение торговой сессии, которое привлеченный российской биржей маркет-мейкер должен потратить на выставление заявок на покупку и на продажу ценных бумаг иностранного биржевого инвестиционного фонда.

В то же время установлено, что ранее определенное условие об упомянутом содержании в проспекте ценных бумаг указания на цену, по которой владелец ценных бумаг вправе требовать их покупки, и условие о наличии в проспекте ограничения на привлечение фондом заемных средств не распространяются на ценные бумаги, прошедшие листинг на определенных данным Приказом европейских и американских биржах. Кроме этого, первое из упомянутых условий и условие об ограничении размера обязательств фонда за счет активов по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, не применяются, если инвестиционная политика иностранного биржевого инвестиционного фонда предусматривает следование доходности этого фонда индексу, в расчет которого входит не менее десяти ценных бумаг одного вида или биржевых товаров одного вида, что отражено в проспекте ценных бумаг фонда.

Приказ ФСФР России от 30.07.2013 N 13-65/пз-н
“О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29799.

Вводятся новые требования к открытию и ведению лицами, осуществляющими ведение реестра владельцев ценных бумаг, лицевых счетов, предназначенных для учета прав на ценные бумаги, и иных счетов

Новый порядок распространяется на лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, и лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев ипотечных сертификатов участия.

Открытие и ведение счетов для учета прав на ценные бумаги подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями в течение 6 месяцев с даты вступления Приказа в силу.

В этот же срок необходимо привести в соответствие с утвержденным Порядком нумерацию (кодировку) ранее открытых лицевых счетов.

Кроме того, утверждены изменения в Порядок открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов, утвержденный Приказом ФСФР России от 30.08.2012 N 12-78/пз-н (изменения коснулись в том числе порядка списания ценных бумаг со счета неустановленных лиц, а также совершения операций с эмиссионными ценными бумагами в случае реорганизации эмитента), и Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. Приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н.

Приказ ФСФР России от 06.08.2013 N 13-67/пз-н
“Об отчете об объединении имущества паевых инвестиционных фондов”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29796.

Установлен порядок предоставления отчета об объединении имущества паевых инвестиционных фондов

Отчет предоставляется на бумажном носителе в одном экземпляре. Отчет сшивается, подписывается единоличным исполнительным органом управляющей компании паевых инвестиционных фондов и скрепляется печатью управляющей компании. Страницы отчета нумеруются.

К отчету прилагается оптический носитель, содержащий текст отчета в виде единого файла с именем connection.rtf. Соответствие текста отчета на оптическом носителе представленному отчету подтверждается письмом, подписанным единоличным исполнительным органом управляющей компании и заверенным ее печатью. Отчет должен быть согласован со специализированным депозитарием паевых инвестиционных фондов.

Отчет представляется в течение 2 недель после конвертации инвестиционных паев одного открытого паевого инвестиционного фонда в инвестиционные паи другого открытого паевого инвестиционного фонда.

Также утверждены требования к отчету об объединении имущества паевых инвестиционных фондов.

Приказ ФСФР России от 08.08.2013 N 13-71/пз-н
“О Единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов, а также признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29798.

Установлен порядок расчета собственных средств клиентов, которые учитываются в целях оказания им брокерских услуг

Утвержденные “Единые требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов” устанавливают порядок определения принадлежности клиенту ценных бумаг на определенный момент в связи с операциями клиента, порядок расчета различных финансовых показателей, определяющих стоимость портфеля клиента, порядок расчета размера начальной маржи, скорректированного с учетом поручений клиента.

Признаны утратившими силу ранее изданные ФСФР России нормативные правовые акты, регулирующие порядок совершения маржинальных сделок. Установлено также, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, должны привести свою деятельность в соответствие с “Едиными требованиями…” в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Приказ ФСФР России от 13.08.2013 N 13-72/пз-н
“Об утверждении требований по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации”
Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 N 29802.

В клиринговой организации должен быть назначен контролер или сформировано отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля), ответственные за осуществление внутреннего контроля

Клиринговая организация обязана на постоянной основе обеспечивать осуществление внутреннего контроля за соответствием ее деятельности требованиям Федерального закона “О клиринге и клиринговой деятельности” и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России (если клиринговая организация является кредитной организацией), уставу и внутренним документам клиринговой организации, а также создавать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления контролером (службой внутреннего контроля) своих функций. При этом такой контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно, исходя из масштабов и характера деятельности клиринговой организации.

Контролер (служба внутреннего контроля) обязан не реже одного раза в 6 месяцев осуществлять проверку соответствия деятельности клиринговой организации требованиям Закона о клиринге, нормативных правовых актов, уставу и внутренним документам клиринговой организации, включая проверку деятельности должностного лица (структурного подразделения), ответственного за управление рисками.

Система внутреннего контроля клиринговой организации должна включать следующие направления:

контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;

наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля;

контроль за функционированием системы управления рисками.

Также определены функции контролера (службы внутреннего контроля) и содержание правил внутреннего контроля.