Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 02.12.2013 (Читать)

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 января 2014 года вступит в силу обновленный порядок принятия решений о заключении госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств

Постановление издано в целях реализации Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса”.

Государственные заказчики вправе заключать государственные контракты в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решениями главных распорядителей средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, принимаемыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, на срок, предусмотренный указанными актами и решениями.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 978 “Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом” признано утратившим силу.

Государственная услуга по лицензированию деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров будет предоставляться Ространснадзором в соответствии с новым Административным регламентом

Регламентом определены, в частности:

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме;

исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в представлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить;

исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги.

В приложениях к Регламенту приведены сведения о местонахождении, контактных телефонах и адресах официальных сайтов территориальных органов Ространснадзора, а также формы необходимых документов.

Признан утратившим силу Приказ Минтранса РФ от 14.11.2007 N 162, которым был утвержден ранее применявшийся регламент, с внесенными в него изменениями.

С 1 января 2014 года вступит в силу Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным поставщиком

Определены правила согласования проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России, Рособоронзаказом, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

Для получения согласования заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение направляют в указанные органы письменное обращение. По результатам рассмотрения обращения орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

Определены правила обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 – 2015 годы, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей

Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе “Обязательное общественное обсуждение закупок” официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также в виде очных публичных слушаний.

Обсуждение проводится в 2 этапа. Первый этап заключается в обсуждении на сайте и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план-график. На втором этапе на сайте обсуждается информация о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке.

По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Определена организация деятельности контрактной службы, создаваемой заказчиками, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей

Контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Определены основные принципы создания службы, ее функции и полномочия.

Служба создается путем выделения отдельного структурного подразделения либо утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования структурного подразделения. Структура и численность службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2-х человек. Службу возглавляет руководитель.

Приказ вступит в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

Ежегодно 12 декабря (либо на следующий после выходного рабочий день) в рамках общероссийского дня приема граждан в Минсельхозе России будет проводиться личный прием заявителей

Прием будет осуществляться в режиме имеющихся видов связи:

непосредственно с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по московскому времени;

в иное время в течение 7 рабочих дней либо в иные удобные для заявителя сроки по предварительной договоренности уполномоченных лиц, осуществляющих личный прием, с 13 по 23 декабря включительно с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут московского времени.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

В состав и структуру показателей налоговой декларации (в электронном виде) по НДС и акцизам при импорте товаров в РФ с территории членов Таможенного союза внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ “О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы” рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле “код ОКАТО” указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

В состав и структуру показателей налоговой декларации (в электронном виде) по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ “О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы” рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле “код ОКАТО” указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

В состав и структуру показателей единой (упрощенной) налоговой декларации (в электронном виде) внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ “О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы” рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле “код ОКАТО” указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

Представленные в Федеральное казначейство расходные расписания по распределению бюджетных данных на плановый период 2014 и 2015 годов по КБК, действующим до 1 января 2014 года, будут оставлены без исполнения

Связано это с тем, что утверждение и доведение показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на период 2014 – 2016 годов будет осуществляться в абсолютных суммах, по новым КБК, действие которых вводится с 1 января 2014 года.

Сообщается также, что главным распорядителям (главным администраторам источников), осуществлявшим в 2013 финансовом году распределение расходными расписаниями показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на плановый период 2014 и 2015 годов по находящимся в их ведении распорядителям и получателям (иным получателям) средств федерального бюджета, необходимо в срок до 1 декабря 2013 года осуществить возврат указанных бюджетных данных на лицевые счета главных распорядителей (главных администраторов источников).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банком России даны разъяснения, касающиеся подтверждения соответствия лицензионным требованиям при осуществлении брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар

Сообщается, что производный финансовый инструмент, наравне с ценной бумагой, является одним из видов финансовых инструментов. При этом работа на организованных торгах, в том числе и на товарной бирже, по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, может рассматриваться в качестве деятельности на рынке ценных бумаг.

С учетом этого отмечено, что для целей подтверждения соответствия лицензионным требованиям, установленным пунктами 2.1.7, 2.10.3 Положения, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н, соискатель лицензии на осуществление указанной выше брокерской деятельности может представлять сведения об опыте работы единоличного исполнительного органа соискателя лицензии в должности не ниже руководителя отдела или иного структурного подразделения биржевого посредника, об опыте работы руководителя отдела или иного структурного подразделения – не ниже должности специалиста биржевого посредника.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С 1 января 2014 года вступят в силу правила применения портовых сборов в речных портах и сборов с судов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних путей

За услуги субъектов естественных монополий в речных портах могут взиматься следующие сборы (тарифы): корабельный, якорный, причальный, лоцманский (внутрипортовая проводка).

За услуги субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей могут взиматься сборы (тарифы): навигационный, маячный, канальный, лоцманский (проводка по внутренним водным путям), сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям.

Ставки портовых сборов и сборов с судов устанавливаются для российских и иностранных судов, являются предельно максимальными.

В Правилах приводится порядок определения условного объема судна, условного объема плота, баржебуксирных, плотовых составов и прочих составных плавучих объектов для исчисления соответствующих сборов, а также порядок и основания их взимания.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

С 1 декабря 2013 года по 7 апреля 2014 года мобильный оператор, в сеть которого переносится абонентский номер, вправе самостоятельно определить дату и время начала оказания услуг с использованием перенесенного номера

Дата и время указываются в договоре об оказании услуг подвижной связи, предусматривающем использование перенесенного абонентского номера.

Оператор, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера, обязан:

– начать оказание услуг с использованием перенесенного абонентского номера в течение одного часа с указанного в договоре времени;

– не позднее 24 часов 00 минут первого дня, следующего за днем заключения договора, направить оператору, из сети которого переносится номер, сведения об указанных в договоре дате и времени начала оказания услуг с использованием перенесенного номера.

Информирование абонентов со стороны оператора-донора и оператора-реципиента при перенесении номера осуществляется по времени часовой зоны территории в соответствии с национальной шкалой времени РФ UTC (SU), в границах которой осуществляется перенесение номера.

При взаимодействии таких операторов между собой и оператором базы данных перенесенных абонентских номеров применяется единое учетно-отчетное время – московское.

Уточнены также сроки уведомления абонента о предстоящем перенесении абонентского номера в соответствии с договором.

Регламентирован порядок работы Информационной системы взаимодействия в рамках принятия мер по ограничению доступа к нелегально распространяемым фильмам

В функционал системы входят:

– возможность приема заявлений правообладателей о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим фильмы с нарушениями, а также распространяющим информацию для получения таких фильмов (осуществляется на сайте nap.rkn.gov.ru);

– формирование реестра записей о принятых заявлениях правообладателей и принятых мерах по ним (осуществляется с помощью программной подсистемы “Реестр нарушений авторских прав”);

– формирование и направление провайдерам хостинга и владельцам сайтов уведомлений о размещении нелегальных фильмов и принятии мер по ограничению доступа к ним;

– выгрузка Интернет-провайдерам информации о нелегальных фильмах (осуществляется на сайте vigruzki.rkn.gov.ru);

– возможность формализованного обмена информацией о судебных актах, принимаемых Московским городским судом по вопросам защиты исключительных прав на фильмы (осуществляется через подсистему автоматизированного взаимодействия Роскомнадзора и Мосгорсуда);

– регистрация действий должностных лиц Роскомнадзора.

Утверждены особенности размещения на сайте zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, действующие с 1 января 2014 года

План-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика, а также способом определения поставщика в соответствии с решением Правительства РФ.

Планы-графики (кроме содержащих гостайну) подлежат размещению на сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В отдельных случаях такое размещение осуществляется в день утверждения плана-графика.

Изменения в размещенный график вносятся не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика.

Документом определяются также особенности заполнения планов-графиков по установленной форме, утвержденной совместным Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N 761/20н.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

В связи со вступлением в силу нового закона об образовании обновлен порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении

Договор о целевом приеме заключается образовательной организацией высшего образования с федеральным, региональным или местным органом власти, а также с государственными организациями, заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить в рамках целевого обучения, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

Образовательная организация в течение 10 календарных дней сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и о количестве граждан, которые могут быть приняты, или об отказе в заключении договора в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема.

Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема, на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.

Порядок не распространяется на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной или муниципальной службы.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием”, которым регламентировался ранее действовавший порядок заключения таких договоров.

При реализации дополнительных образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, и электронное обучение

Новый порядок, регламентирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующей образовательной деятельностью.

Согласно документу, реализация дополнительных общеобразовательных программ должна быть направлена, в частности, на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии, а также должна обеспечивать духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся (клубы, секции, кружки и т.д.).

Запрещается использовать методы и средства обучения, наносящие вред физическому или психическому здоровью учащихся.

Обучение по дополнительным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся с учетом особенностей психофизического развития и в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, для детей инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по адаптивным основным общеобразовательным программам, будут выдавать соответствующие свидетельства установленного образца

Свидетельства выдаются выпускникам (с различными формами умственной отсталости) в связи с завершением ими обучения при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Свидетельства являются бланками строгой отчетности.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

В помощь дознавателям Федеральной службы судебных приставов подготовлены методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности)

Статьей 177 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступившего в законную силу соответствующего судебного акта.

Санкция за совершение данного преступления предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности относится к категории длящихся преступлений. Оно начинается после вступления в законную силу судебного акта, подтверждающего законность требований кредитора, и явного (очевидного) после этого уклонения от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг.

В Методических рекомендациях даны, в частности, разъяснения об объекте и субъекте преступления, его объективных и субъективных сторонах, порядке выявления и документирования противоправных действий виновных лиц при совершении преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ, особенностях производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных указанной статьей, составлении обвинительного акта (постановления).

ПРАВОСУДИЕ

Арбитражным судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим у них в процессе рассмотрения дел, связанных с применением таможенного законодательства

При рассмотрении указанной категории дел арбитражным судам рекомендовано руководствоваться, в частности, следующим:

при возникновении коллизии между нормами таможенного законодательства Таможенного союза, состоящего из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также решений Евразийской экономической комиссии, и нормами законодательства РФ, применению подлежат нормы таможенного законодательства Таможенного союза;

при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей, решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога. При этом необходимо принимать во внимание, что указанные имущественные требования могут быть заявлены в суд и в том случае, если к моменту обращения заявления названные решения таможенного органа были отменены в порядке ведомственного контроля;

указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ;

при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 КоАП РФ, следует иметь в виду, что под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля понимается физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами данных границ. В случае перемещения в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без разрешения таможенного органа через указанные границы нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы, действия нарушителя подлежат квалификации как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом;

при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 или частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, судам следует учитывать, что субъектом таких правонарушений может являться не только лицо, фактически осуществившее действия, перечисленные в диспозициях приведенных норм, но и перевозчик, не исполнивший обязанностей, определенных пунктами 2 и 3 статьи 223 ТК ТС, по обеспечению сохранности средств идентификации и недопущению совершения грузовых операций с товарами без разрешения таможенных органов, если будет установлено наличие вины перевозчика в неисполнении этих обязанностей;

продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне РФ, является товаром Таможенного союза и не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта. В случае вывоза ее с территории РФ применяется таможенная процедура экспорта с уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Определены правила подачи документов в арбитражные суды в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте в сети Интернет

Лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном ВАС РФ. Для этого указанные лица регистрируются в системе “Мой Арбитр”, размещенной на официальном сайте ВАС РФ. Лицо, зарегистрированное в указанной системе посредством создания своей учетной записи, образующей “личный кабинет”, является пользователем данной системы.

Для представления в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования в формате Adobe PDF в черно-белом либо сером цвете, обеспечивающем сохранение всех аутентичных признаков подлинности (графической подписи, печати, углового штампа бланка), а также исходящего номера и даты заявления. Размер файла не должен превышать 10 Мб.

Определены порядок подачи документов в арбитражный суд первой инстанции (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, встречный иск), на стадии пересмотра судебных актов, порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и порядок завершения подачи документов в электронном виде.