Еженедельный обзор новостей федерального законодательства от 24.10.2011 (Читать)

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 17.10.2011 N 273-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – представителя от законодательного или исполнительного органа власти субъекта РФ, кандидатом для назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть также член Совета Федерации

Также установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органа власти субъекта РФ, полномочия действующего представителя в Совете Федерации от данного органа могут быть пролонгированы решением законодательного органа государственной власти субъекта РФ нового созыва или решением нового высшего должностного лица субъекта РФ соответственно.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 820
“О внесении изменений в федеральную целевую программу “Национальная технологическая база” на 2007 – 2011 годы”

Объем финансирования ФЦП “Национальная технологическая база” на 2007 – 2011 годы увеличен с 50307,5 млн. рублей до 51596,5 млн. рублей

В новой редакции изложены отдельные приложения к Программе, в частности:

распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам Программы;

основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы.

Утверждена подпрограмма “Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 – 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения” ФЦП “Национальная технологическая база” на 2007 – 2011 годы, общий объем финансирования которой составит 16067 млн. рублей.

Целью подпрограммы является разработка и освоение производства конкурентоспособных типоразмерных рядов дизельных двигателей новой конструкции, а также задела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сохранения конкурентоспособности российского дизелестроения в долгосрочной перспективе.

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 827
“О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по тарифам”

С 1 января 2012 года в перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по тарифам, включено принятие методических указаний (методик) по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра

Соответствующее дополнение внесено в Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 842
“О внесении изменения в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации”

Министерству финансов РФ предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Минфину РФ

Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 329.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845
“О Федеральной службе по аккредитации”

Утверждено Положение о Федеральной службе по аккредитации

Установлено, что Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккредитация находится в ведении Минэкономразвития РФ.

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Россельхознадзора, а также Минрегиона РФ, Россвязи, Ростехрегулирования, Роспотребнадзора и Росжелдора в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Определены полномочия и организация деятельности Службы, внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты.

С 1 ноября 2011 года Росаккредитация будет осуществлять следующие полномочия, в том числе:

ведение аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

ведение единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия;

формирование и ведение национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС;

выдачу изготовленных по единой форме бланков сертификатов соответствия.

Напомним, что Федеральная служба по аккредитации была образована Указом Президента РФ от 24.01.2011 N 86 “О единой национальной системе аккредитации”.

Приказ Минтранса РФ от 18.07.2011 N 186
“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2011 N 22038.

Установлен порядок предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок

Согласно утвержденному Регламенту, для получения допуска юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, подают в территориальные органы Ространснадзора соответствующие заявления, с приложением документов согласно установленному перечню.

Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения Ространснадзором административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения и особенности выполнения таких процедур в электронной форме, в том числе с использованием портала gosuslugi.ru.

В приложении к Регламенту приведены территориальные органы Ространснадзора.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 N 977н
“Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22023.

Определены сроки и последовательность административных процедур при исполнении государственной функции по осуществлению контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных

Согласно утвержденному Регламенту государственная функция исполняется в отношении центров занятости населения. Государственная функция исполняется путем проведения проверок.

Результатом исполнения государственной функции является выявление нарушений законодательства о занятости населения.

В приложении к Регламенту приводится информация о местах нахождения, графике (режиме) работы, справочных телефонах, адресах электронной почты органов исполнительной власти субъектов РФ, исполняющих государственную функцию контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных.

Приказ Росалкогольрегулирования от 14.09.2011 N 16н
“Об утверждении Положения об организации личного приема граждан в центральном аппарате Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2011 N 22061.

Установлен порядок организации личного приема граждан в центральном аппарате Росалкогольрегулирования

Установлено, что личный прием осуществляется на основе обращений, поступивших в письменной форме, в виде электронного запроса и устного личного обращения. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Регламентированы различные вопросы организации приема граждан, а также приведена форма журнала учета личного приема граждан.

Приказ Госкорпорации “Росатом” от 22.09.2011 N 1/789-П
“О порядке
опубликования и вступления в силу актов Госкорпорации “Росатом”, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22033.

Определен порядок опубликования и вступления в силу актов Госкорпорации “Росатом”, признанных не нуждающимися в государственной регистрации

Установлено, что акты Госкорпорации “Росатом”, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете “Страна Росатом – Атом-пресса” и размещению на официальном Интернет-сайте Госкорпорации www.rosatom.ru. Опубликование актов в газете “Страна Росатом – Атом-пресса” будет считаться их официальной публикацией.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 19.10.2011 N 284-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации”

Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть возвращена им досрочно полностью или по частям при условии уведомления займодавца не менее чем за 30 дней до дня возврата

Заемщик-гражданин получил право возвращать процентный займ, предоставленный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, без получения согласия займодавца, при условии его уведомления не менее чем за 30 дней. При этом в договоре может быть установлен и более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить долг досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты в иных случаях, может быть возвращена досрочно только с согласия займодавца.

В случае досрочного возврата займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.

Действие новых положений данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие из договоров займа, кредитных договоров, заключенных до дня вступления Закона в силу.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147

ВАС РФ представил судебную практику разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о кредитном договоре

На примере конкретных судебных решений Президиум ВАС РФ разъяснил вопрос о правомерности, в частности:

применения положений ГК РФ о публичном договоре к кредитным договорам, заключаемым в рамках программы государственной поддержки сельхозпроизводителей;

применения к кредитным договорам положений ГК РФ о договоре присоединения (в т.ч. о правомерности требований об изменении условий такого договора, нарушающих баланс интересов сторон);

изменения банком в одностороннем порядке условий кредитования без должного учета принципов разумности и добросовестности;

получения банком отдельного вознаграждения (комиссии) наряду с процентами за пользование кредитом;

требования заемщика о возврате части процентов, уплаченных за период, в течение которого пользование денежными средствами уже прекратилось;

требования банка о возврате кредита, процентов по нему и неустойки в случае одностороннего отказа банка от исполнения обязательств по договору кредитной линии;

требования банка о досрочном взыскании кредита в связи с нарушением заемщиком условия договора, запрещающего ему выступать поручителем по обязательствам третьих лиц;

признания заключенным кредитного договора (договора кредитной линии), содержащего такие согласованные сторонами существенные условия, как положения о сумме кредита и условиях его выдачи.

Приказ Минфина РФ от 02.08.2011 N 91н
“О внесении изменения в форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2009 г. N 67н”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 N 22000.

С 1 января 2012 года вводится обновленная форма заявления о заключении договора ОСАГО

В новой форме заявления в числе прочих документов необходимо будет указывать серию и номер талона технического осмотра, а также срок очередного техосмотра.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минздравсоцразвития РФ N 914н и Минкомсвязи РФ N 207 от 12.08.2011
“Об утверждении регламента работы федеральной государственной информационной системы “Федеральный портал управленческих кадров”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 N 22008.

Установлен порядок функционирования Федерального портала управленческих кадров (rezerv.gov.ru)

Данный портал создается в целях обеспечения эффективного функционирования системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на российской государственной гражданской службе с использованием сети Интернет.

Определен порядок информационного взаимодействия между органом по формированию и развитию портала (Минздравсоцразвития РФ) и органами власти, изъявившими желание подключиться к порталу.

Регламентированы, в частности, порядок осуществления авторизированного доступа к порталу, порядок размещения и актуализации сведений на портале, порядок подготовки отчетов об использовании в кадровой работе ресурсов портала.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 839
“О мерах социальной поддержки в 2012 – 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях”

На 2012 – 2014 год определены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных бюджетных учреждений в сельской местности

Указанным работникам по месту их работы предусматривается выплачивать:

– в период 2012 – 2014 годов ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей;

– в 2012 году (лицам, имеющим право по состоянию на 31 декабря 2014 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением) – единовременную денежную выплату в размере, определяемом в соответствии с установленным порядком.

Указанные меры социальной поддержки предусматриваются в том числе лицам, уволившимся до 1 января 2012 года.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.10.2011 N 1129н
“О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2012 году”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2011 N 22065.

На 2012 год установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для инвалидов, сопровождающих их лиц и иных граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи

Для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость пребывания в санаторно-курортном учреждении определена в размере, не превышающем 1375,5 рублей (в 2011 году – 1 296,3 руб.). Для иных льготников (в том числе участников Великой Отечественной войны, блокадников Ленинграда, “чернобыльцев”), а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов, данный показатель определен в размере не более 879,3 рубля (в 2011 – 828,5 руб.).

Если учреждения расположены в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, указанная стоимость определяется с учетом таких коэффициентов.

Финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения осуществляет ФСС РФ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 19.10.2011 N 285-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и статью 2 Федерального закона “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”

Банк России наделен полномочиями по составлению финансового счета Российской Федерации

Финансовый счет является составной частью системы национальных счетов и отражает, в частности, распределение финансовых активов (монетарное золото, валюта, депозиты, ценные бумаги и т.д.) и финансовых обязательств между основными секторами экономики.

До настоящего времени в рамках российской системы национальных счетов показатели финансового счета не формировались. Это в значительной мере затрудняло проведение мониторинга финансовых ресурсов страны, осуществление системного анализа экономического и финансового положения резидентов российской экономики.

Кроме того, предоставление статистической информации, включающей данные финансового счета, является обязательным условием членства Российской Федерации в международных организациях, в том числе в ОЭСР.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 N 836
“О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988”

В Постановление Правительства РФ, которым утвержден перечень НИОКР для целей налогообложения, внесена техническая поправка

В действующей редакции статьи 262 НК РФ предусмотрен порядок признания расходов на НИОКР. После 1 января 2012 года вступит в силу новая редакция этой статьи (конкретизирован перечень расходов на НИОКР и изменен порядок их признания в налоговом учете). Положения, предусматривающие отнесение отдельных расходов на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, будут содержаться в пункте 7 статьи 262 НК РФ (в действующей редакции – это пункт 2 статьи 262 НК РФ).

С учетом данного обстоятельства в наименовании и тексте Постановления Правительства РФ, которым утвержден перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, ссылка на пункт 2 статьи 262 НК РФ заменена ссылкой на пункт 7 данной статьи.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 844
“Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу “Российские железные дороги” на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении”

С 1 января по 31 декабря 2011 года установлен льготный исключительный тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые РЖД

В этот период при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, при расчетах за оказанные услуги, должен применяться льготный исключительный тариф в виде коэффициента 0,01.

Компенсация потерь в доходах РЖД, возникающих в связи с применением льготного тарифа, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Предоставление РЖД субсидий регламентировано утвержденными Правилами.

Приказ Минфина РФ от 04.10.2011 N 122н
“О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22024.

Часть сэкономленных в 2011 году средств федерального бюджета на оказание государственных услуг подлежит перераспределению на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по модернизации экономики на основании решений Правительства РФ

Как и ранее, часть ассигнований федерального бюджета (в размере, не превышающем пятидесяти процентов от суммы экономии), перераспределяется на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета.

При этом, согласно ранее установленному предписанию, оставшаяся часть экономии бюджетных средств подлежала перераспределению на финансирование мероприятий по модернизации экономики при условии внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”. Теперь решение о перераспределении бюджетных ассигнований уполномочено принимать Правительство РФ.

С учетом данных изменений скорректирован “Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета…”. В частности, установлено, что при оформлении Справки об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств (ф. 0501055) может быть использован код 101, присваиваемый вносимым изменениям в случае принятия Правительством РФ решений о дополнительном финансовом обеспечении мероприятий по модернизации экономики за счет экономии в 2011 году бюджетных ассигнований.

Помимо этого, вносимыми изменениями уточнен порядок представления главными распорядителями средств федерального бюджета предложений об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, а также в новой редакции изложена форма 0501065 “Предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год и на плановый период”.

<Письмо> Минфина РФ от 10.08.2011 N 02-04-09/3641
<Об урегулировании вопроса возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет территориального органа Федерального казначейства>

Ошибочно перечисленные платежи, предназначенные для уплаты на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, должны быть возвращены налогоплательщику

Сообщается, что механизм возврата ошибочно перечисленных сумм платежей, установленный пунктом 12 “Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации…”, к платежам, администрируемым налоговыми органами, не применим.

До внесения соответствующих изменений в указанный Порядок, Минфином РФ даны рекомендации по взаимодействию налогоплательщика, налоговых органов и территориальных органов Федерального казначейства РФ субъектов РФ (на территории которого налогоплательщик числится на учете в налоговом органе и на территории которого ошибочно был зачислен платеж) при проведении операции по возврату соответствующих сумм платежей.

В приложении к письму содержится форма письменного обращения налогового органа в территориальный орган Федерального казначейства РФ о возврате ошибочно перечисленных сумм платежей на банковский счет налогоплательщика.

Письмо ФНС РФ от 21.09.2011 N СА-4-7/15431

Начисление процентов на излишне взысканную налоговыми органами сумму налога должно производиться независимо от формы возмещения налогоплательщику таких сумм (возврат или зачет)

Положения Налогового кодекса РФ увязывают начисление процентов на излишне взысканную сумму налога с незаконной задержкой возврата сумм, причитающихся налогоплательщику. При этом, отмечает ФНС РФ, не имеет значения, в какой форме будет произведен возврат излишне взысканного налога – на банковский счет налогоплательщика или зачет.

Иное толкование норм Налогового кодекса РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков на восстановление имущественного положения, нарушенного налоговыми органами, а также противоречило бы принципам, лежащим в основе правового регулирования в сфере налогообложения, направленного на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17213@
“О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2011 года”

В сентябре 2011 года значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, определено в размере 11,4029

В августе этого года значение коэффициента Кц составляло 10,4155. Изменение значения коэффициента обусловлено прежде всего изменением уровня мировых цен на нефть сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В сентябре цена на нефть составила 112,54 долл. США за баррель. Еще один показатель, исходя из которого рассчитан данный коэффициент, – среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В сентябре данный показатель составил 30,5121.

Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@
“О пересчете выручки, полученной в иностранной валюте”

Новый порядок документального подтверждения обоснованности применения ставки НДС ноль процентов должен применяться в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 октября 2011 года

ФНС РФ разъяснила применение положений Налогового кодекса РФ, касающихся налогообложения НДС экспортных операций, в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ.

В частности сообщается, что в отношении предусмотренных подпунктами 1, 8, 21 – 28, 3, 31, 4, 5, 9, 91 пункта 1 статьи 164 НК РФ товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 октября 2011 года, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС ноль процентов выписка из банка не представляется, а полученная выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Если отгрузка товаров, выполнение работ или оказание услуг были осуществлены до указанной даты, то следует руководствоваться ранее установленным порядком, действующим до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

<Информация> ПФ РФ от 18.10.2011

ПФР напоминает порядок сдачи отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев текущего года, а также сведений индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011 года

Пенсионный фонд РФ сообщает, что с 2011 года работодателям ежеквартально нужно сдавать не только отчетность по страховым взносам в ПФР, ФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету. Одновременный прием двух видов отчетности призван минимизировать количество ошибок и повысить качество представляемой отчетности.

С 1 апреля 2011 года внесены изменения в порядок представления отчетности в органы ПФ РФ в электронном виде по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью. Представлять отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения персучета в электронной форме, начиная с первого квартала 2011 года, в обязательном порядке необходимо одновременно и одним отправлением по телекоммуникационным каналам связи.

Представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек. Пенсионный фонд РФ рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек.

Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по персучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда РФ (http://www.pfrf.ru/) в разделе “Работодателям”. Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

<Письмо> Банка России от 28.07.2011 N 111-Т
“О порядке заполнения клиентами кредитных организаций и подразделений расчетной сети Банка России полей “ИНН” в расчетных документах”

Банк России разъяснил, как правильно заполнить поля 60 и 61 платежного поручения, в части указания ИНН

Сообщается, что в соответствии с требованиями Положения “О безналичных расчетах в Российской Федерации” в поле 60 указывается ИНН плательщика или КИО (код иностранной организации), а в поле 61 указывается ИНН получателя, если он присвоен.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 831
“О внесении изменений в инвестиционную декларацию расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании”

Ограничения на количество ипотечных ценных бумаг, приобретаемых государственной управляющей компанией в целях инвестирования средств пенсионных накоплений, вступят в силу на два года позднее – с 1 января 2014 года

Ранее предполагалось, что эти ограничения, а именно ограничение количества приобретаемых в расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании (Внешэкономбанка) ипотечных ценных бумаг одного выпуска 70-ю процентами находящихся в обращении ипотечных ценных бумаг этого выпуска, должны вступить в силу с 1 января 2012 года.

Информационное письмо ФСФР РФ от 14.10.2011
“О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”

Акционерным обществам при обращении в ФСФР РФ с заявлением об освобождении от обязанности раскрытия информации рекомендовано подтверждать наличие у них такой обязанности

В этих целях акционерные общества могут одновременно с документами, предусмотренными соответствующими нормативными правовыми актами, прилагать к заявлению об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации также сведения о способах размещения каждого выпуска ценных бумаг, в отношении которого осуществлялась регистрация их проспекта, а в отношении закрытой подписки – и сведения о количестве лиц, среди которых такие ценные бумаги могли быть размещены. В случае создания акционерного общества при приватизации предприятий рекомендовано представлять сведения о количестве лиц, имевших право на приобретение акций в соответствии с планом приватизации.

ФСФР РФ разъяснила также, что для составления справки о количестве акционеров эмитента на момент составления списка лиц, имевших право на участие в собрании акционеров, принявшем решение об обращении в ФСФР РФ с просьбой об освобождении от обязанности раскрытия информации, а также на дату подписания (в определенных случаях – на дату представления) такого заявления, сведения о количестве акционеров могут представляться и номинальными держателями (в частности депозитариями и брокерами), т.к. сведения о количестве акционеров не являются списком акционеров с указанием их имен (или наименований).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 19.10.2011 N 283-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Уточнено определение опасных объектов, владельцы которых обязаны страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии, и уточнен порядок лицензирования некоторых видов деятельности

Из примерного перечня указанных объектов (производственных, горнорудных, гидротехнических и т.п. промышленных объектов), установленного Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ, исключено упоминание автозаправочных станций с заправкой сжиженными углеводородными газами, а также лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

В Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (от 04.05.2011) внесены изменения, касающиеся лицензирования деятельности, связанной с оборотом шифровальных средств, и лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.

Ранее было установлено, что лицензии на определенные указанным Федеральным законом “О лицензировании…” виды деятельности, связанные с оборотом шифровальных (криптографических) средств, предоставленные до вступления этого Закона в силу, действуют бессрочно. Внесено уточнение – лицензии действуют в том случае, если до вступления Закона в силу не истек срок их действия.

Установлено также, что до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, органам государственной власти субъектов РФ, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 832
“О внесении изменения в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре”

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, смогут участвовать в конкурсе на участие в проверке технического состояния транспортных средств

Соответствующие изменения внесены в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 880. Ранее было установлено, что к участию в конкурсе не допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в состоянии банкротства, реорганизации, ликвидации либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с законодательством РФ, а также занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 N 837
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 539”

Уточнен порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Изменения касаются, в частности, порядка подачи заявления о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в территориальный орган Роскомнадзора, а также порядка их перерегистрации.

Невыполнение заявителем условия, установленного в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в части предельного срока регистрации радиоэлектронного средства теперь является основанием для отказа в регистрации.

Также обновлено Приложение к Постановлению, содержащее изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации.

Приказ Минтранса РФ от 31.08.2011 N 228
“Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22022.

С 1 января 2012 года на железнодорожном транспорте вводится новая форма электронного проездного билета

Установлено, что контрольный купон электронного проездного билета (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями денежных расчетов (наличных или с помощью пластиковых карт) без применения контрольно-кассовой техники.

Установлено также, что контрольный купон в обязательном порядке оформляется и направляется пассажиру в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети. Электронный билет и контрольный купон должны иметь серию и номер.

Приказ Росрыболовства от 22.09.2011 N 939
“Об установлении ограничений рыболовства камбал дальневосточных в Восточно-Сахалинской подзоне в 2011 году”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 N 22020.

До 31 декабря 2011 года установлен запрет рыболовства дальневосточных камбал в Восточно-Сахалинской подзоне

Ограничение установлено в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

Приказ Минрегиона РФ от 04.10.2011 N 481
“Об утверждении Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры”

Минрегионом РФ подготовлены Методические рекомендации, применяемые при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства

Сметные расчеты, выполняемые с применением государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом указанных Методических рекомендаций.

Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 235-т/9
“Об установлении льготных исключительных тарифов на перевозки зерна, продукции мукомольно-крупяной промышленности, сои и соевого шрота железнодорожным транспортом”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22026.

Установлены льготные исключительные тарифы на железнодорожные перевозки зерна, продукции мукомольно-крупяной промышленности, сои и соевого шрота

Льготы установлены в виде коэффициентов к тарифам в следующих размерах:

– коэффициент 0,5 на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности на расстояние свыше 1100 км из Сибирского федерального округа и Курганской области в Монголию, Китай, Северную Корею и Украину;

– коэффициент 0,5 на перевозку сои и соевого шрота российского происхождения на расстояние свыше 1100 км из Дальневосточного федерального округа в другие регионы России.

Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 239-э/4
“О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2012 год”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22025.

Установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию (мощность) на 2012 год для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии

Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов установлены для 18-ти субъектов Российской Федерации и города Байконура; указанные предельные уровни тарифов не распространяются на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены Приказом ФСТ РФ от 06.10.2011 N 240-э/5).

Органам исполнительной власти субъектов РФ при установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней рекомендовано учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства электроэнергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов покупаемой энергоснабжающими организациями и поставляемой потребителям электрической энергии, в том числе за счет увеличения покупки электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (мощности).

Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 240-э/5
“О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2012 год”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22029.

Установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению, на 2012 год

Предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены в среднем по субъектам Российской Федерации с дифференциацией по полугодиям (с увеличением с 01.07.2012). Органы исполнительной власти субъектов РФ должны производить дифференциацию тарифов по зонам (часам) суток, а также с учетом, в частности, особого порядка ценообразования в отношении электроэнергии, потребляемой населением, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 N 1444.

Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 241-э/6
“О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2012 год”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22028.

Установлены предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2012 год

Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов установлены в среднем по субъектам РФ, с разбивкой по трем периодам 2012 года (с постепенным увеличением, в последний период – с увеличением только максимального предельного уровня).

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при установлении тарифов в рамках предельных минимальных и максимальных уровней учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства тепловой энергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов поставляемой потребителям тепловой энергии, а также имевшее место в предыдущие периоды тарифного регулирования экономически необоснованное сдерживание роста тарифов на тепловую энергию. Рекомендовано также предусматривать, при необходимости, дифференциацию по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению) и системам централизованного теплоснабжения. При дифференциации тарифов необходимо учитывать, в соответствии с законодательством, виды теплоносителя.

Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7
“Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.10.2011 N 22027.

С 1 января 2012 года вводятся в действие предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъектам РФ

Установлено, что тарифы вводятся в действие со следующей календарной разбивкой:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по субъекту РФ;

с 01.07.2012 по 31.08.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2011, и максимальной величины роста тарифов по субъекту РФ;

с 01.09.2012 по 31.12.2012 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.08.2012, и максимальной величины роста тарифов по субъекту РФ.

В приложении к Приказу приводится таблица с максимальными величинами роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2012 год.

<Письмо> ФАС РФ от 27.01.2011 N АЦ/2447
“О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона “О защите конкуренции”

ФАС РФ разъяснены вопросы применения Федерального закона “О защите конкуренции” при приобретении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

В случае приобретения в собственность имущества в порядке приватизации по процедурам Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” покупатель обязан предоставить документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести имущество, подлежащее приватизации независимо от того, попадают ли условия сделки под критерии, установленные главой 7 Закона о защите конкуренции, определяющей меры государственного контроля за экономической концентрацией.

Сообщается, что действующим законодательством не установлена процедура предоставления указанного уведомления в антимонопольные органы, в том числе не установлен срок направления уведомления и требования к его содержанию.

ФАС РФ принимает к сведению уведомления о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество, составленные в произвольной форме.

Претенденты на приобретение государственного и муниципального имущества среди документов, требующихся для участия в торгах, могут представить любой документ, который подтверждает тот факт, что антимонопольный орган уведомлен о намерении претендента приобрести подлежащее приватизации имущество (например, ответ антимонопольного органа о получении уведомления, копия уведомления с отметкой антимонопольного органа о принятии, подтверждающий документ организации почтовой связи).

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 840
“О расчете ставки вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную”

Ставка вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную будет определяться с учетом сложившейся за период мониторинга средней цены (Лондонская биржа металлов)

Периодом мониторинга является период с 1-го числа первого календарного месяца квартала по последнее число последнего календарного месяца квартала включительно. Ставка вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную вводится в действие с 5-го числа третьего календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

В приложении к Постановлению приводятся формулы, применяемые при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на медь рафинированную.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

<Информация> ФТС РФ от 30.09.2011
“Разъяснения о порядке предоставления ФТС России государственных услуг с 1 октября 2011 года”

С 1 октября 2011 года ФТС РФ переходит на оказание государственных услуг в упрощенном порядке

Сообщается, что ФТС РФ выполнены мероприятия по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг.

Теперь при оказании государственных услуг ФТС РФ будет обеспечивать реализацию межведомственного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, по получению необходимых документов и сведений.

Новый, упрощенный, порядок относится, в частности, к следующим государственным услугам:

принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

ведение реестра таможенных перевозчиков;

ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

ведение реестра владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов; таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов;

ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Также приводится информация о должностных лицах, ответственных за работу с заявителями и федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721
“Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 N 22050.

Установлены требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и размещенных отходов

Порядок, утвержденный в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, не распространяется на ведение учета в области обращения:

с радиоактивными отходами;

с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений;

с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу и юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом, на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности.

Данные учета оформляются в письменном или электронном виде по прилагаемому к Приказу образцу и обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

<Письмо> Минэкономразвития РФ от 10.10.2011 N 22114-ОФ/Д09
“Об организации межведомственного информационного взаимодействия”

С 1 октября 2011 года федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги

Минэкономразвития РФ сообщает, что выявляются случаи истребования исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления от заявителей документов без правовых оснований для формирования собственных информационных систем с целью минимизации межведомственного информационного взаимодействия этих органов с органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, в распоряжении которых находятся необходимые вышеупомянутые документы.

Обращается внимание на недопустимость такого подхода, как влекущего избыточную нагрузку на заявителей, противоречащего принципам указанного Федерального закона и способствующего росту социальной напряженности в обществе и недовольству работой органов власти.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Письмо Роспотребнадзора от 03.10.2011 N 01/12592-1-32
“Об объектах и видах деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе”

Роспотребнадзором уточнено, в каких случаях требуется выдача санитарно-эпидемиологического заключения

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека”, по ряду оснований отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.

Роспотребнадзор сообщает, что в настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения выдаются:

– на методики, программы и режимы воспитания и обучения;

– на проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях;

– на проекты нормативов предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух;

– на проекты организации и обоснования размера санитарно-защитных зон;

– на проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользования;

– на проекты размещения передающих радиотехнических объектов;

– на медицинскую и фармацевтическую деятельность;

– на образовательную деятельность;

– на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности.

ОБОРОНА

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 830
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165”

Рыночная стоимость высвобождаемого движимого военного имущества будет определяться оценщиком в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ

Внесены изменения в Правила высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1999 года N 1165.

В частности, уточнено, что в целях решения вопросов, связанных с высвобождением и реализацией движимого военного имущества, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в числе прочего, определяют уполномоченные подразделения, территориальные органы этих федеральных органов исполнительной власти или находящиеся в их ведении организации, через которые осуществляется реализация высвобождаемого движимого военного имущества, либо привлекают для этих целей лиц, в порядке, установленном Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Также определено, что на внутреннем рынке реализация высвобождаемого движимого военного имущества должна осуществляться не по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, либо на условиях договора мены, как было установлено ранее, а на аукционе в соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Применительно к внешним рынкам установлено, что реализации подлежит высвобождаемое движимое военное имущество, не относящееся к продукции военного назначения.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2011 N ГКПИ11-610

Верховный суд РФ признал недействующим положение Правил дорожного движения, разрешающее движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона

Заявитель просил признать недействующим пункт 9.6 Правил дорожного движения в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. По его мнению, из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.1 Правил и определения понятия “обгон” следует, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.6 Правил противоречит как названным пунктам Правил, так и Федеральному закону “О безопасности дорожного движения”.

Суд установил, что, как следует из анализа названных положений Правил, при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия “обгон”.

Суд указал, что названное положение пункта 9.6 Правил не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности и признал его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 N 835
“О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации”

Переход на новую форму одежды сотрудников органов внутренних дел РФ будет осуществляться с учетом сроков носки ранее выданных предметов форменной одежды прежних образцов

В целях реализации Федерального закона “О полиции” утверждены:

описание форменной одежды сотрудников органов внутренних дел РФ;

описание знаков различия по специальным званиям;

общие положения о вещевом обеспечении;

нормы снабжения вещевым имуществом;

перечень местностей РФ с особо холодным, холодным, жарким и умеренным климатом, прохождение службы в которых дает право на получение отдельных предметов вещевого имущества.

Определено, что форменная одежда и знаки различия лиц, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел РФ, не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников органов внутренних дел, а также сходными с ними до степени смешения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 N 989н
“Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 N 22016.

Утвержден новый перечень медицинских противопоказаний для допуска к государственной тайне

Новый перечень содержит указание на конкретные заболевания, относящиеся к психическим расстройствам и расстройствам поведения, и являющиеся противопоказаниями для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В перечень включен еще один раздел – “Болезни нервной системы” (содержит одно заболевание – эпилепсию).

Утверждены также форма справки об отсутствии указанных медицинских противопоказаний и порядок ее получения. Установлено, в частности, что справка, срок действия которой составляет один год, выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям “психиатрия”, “психиатрия-наркология” и “неврология”.

Приказ МВД РФ от 20.09.2011 N 1020
“Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2011 N 22048.

Определены требования к техническим параметрам гражданского и служебного оружия, означающим его пониженное боевое качество, а также способствующим его идентификации

В отношении огнестрельного оружия, в том числе травматического, а также газового, сигнального и пневматического оружия соответствующие требования установлены к калибру и мощности патрона (либо выстрела – газовой, воздушной струи и т.п.), возможности его переделки с целью усиления боевых качеств, возможности использования деталей упомянутого травматического, газового, сигнального и пневматического оружия для ремонта боевого, гражданского и служебного оружия. Кроме этого установлено, что нарезное огнестрельное оружие должно оставлять достаточные для его идентификации следы на выпущенных пулях и стреляных гильзах; гладкоствольное и травматическое оружие – на стреляных гильзах.

В отношении холодного оружия установлены подробные, зависящие от вида оружия, требования к длине, ширине и твердости клинка, углу его острия, ширине заточки; в отношении метательного оружия (луков и арбалетов) – требования к силе метательной дуги.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление Правительства РФ от 11.10.2011 N 828
“Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы”

Определен порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений либо преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Установлено, что учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.

Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения указанного биологического материала утверждаются Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Правила обработки геномной информации утверждаются Министерством внутренних дел РФ.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2011 N 22-П
“По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко”

Оправданные по уголовным делам частного обвинения граждане имеют такое же право на реабилитацию, как и оправданные по уголовным делам публичного обвинения

Положения частей первой и второй статьи 133 УПК РФ (устанавливают основания возникновения и содержание права на реабилитацию) признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, служат основанием для отказа лицу, в отношении которого выдвигалось частное обвинение, в возмещении государством вреда, причиненного незаконными или необоснованными решениями суда.

Как отметил Конституционный Суд РФ, введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние (в данном случае – за клевету, оскорбление, нанесение побоев и умышленное причинение легкого вреда здоровью) является свидетельством достижения этим деянием такого уровня общественной опасности, при котором для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование соответствующих государственных сил и средств.

Исключительное полномочие судебной власти принимать окончательные решения, в том числе по делам частного обвинения, и определяющая роль суда как единственного участника уголовного процесса со стороны государства по такого рода делам, от которого зависит сама возможность их возбуждения, обуславливает необходимость возмещения причиненного уголовным преследованием вреда за счет казны Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 19.10.2011 N 282-ФЗ
“О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы”

Ратифицирован Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписанный в Минске 19 мая 2011 года

Целью Договора является обеспечение полноценного функционирования Таможенного союза в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Договор также устанавливает правовые основы выполнения государствами – членами Таможенного союза своих обязательств в ВТО в условиях передачи части функций по регулированию торговли на наднациональный уровень.

В соответствии с Договором нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

Кроме этого, Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза.