Оппозиция против ужесточения правил отправки людей в тюрьму

Авторы законопроекта считают, что одной из причин увеличения количества повторных правонарушений являются небольшие сроки отбывания лишения свободы, особенно за серьезные преступления. Поэтому они предлагают увеличить минимальные сроки заключения и привязать их к тяжести совершенного преступления. Однако Верховный суд и Правительство не поддерживают эту идею.

19 марта депутаты фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект о дифференцированном повышении минимальных сроков наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории и тяжести преступления.

Авторы указывают: в России постоянно растет уровень рецидивов. Ссылаясь на данные экспертов, депутаты указывают и причину этого явления: несистематичное применение уголовного законодательства, то есть как слишком мягкие, так и чрезмерно жесткие меры наказания. «Тенденция к либерализации уголовного законодательства нарастает за последние два десятилетия и, в большинстве случаев, не соответствует принципам гуманизации и справедливости, поскольку ведет к приему законов, предусматривающих ответственность, не пропорциональную степени общественной опасности преступления», — отмечают авторы.

Согласно Уголовному кодексу, наказание в виде лишения свободы может быть назначено на срок от двух месяцев до 20 лет. В 2011 году из составов Особенной части УК были исключены нижние пределы сроков лишения свободы. В результате кодекс содержит девять составов тяжких преступлений и 126 тяжких преступлений, за которые лицам, признанным виновными, могут быть назначены лишь два месяца заключения. Краткие сроки неэффективны, однако они назначаются все чаще, утверждают авторы законопроекта. Например, если в 2012 году количество лиц, получивших наказание до одного года лишения свободы, составляло 15% от общего числа осужденных, то в 2017 году — 18,6%, а в 2022 году — уже 23%.

Поэтому авторы предлагают ввести в часть 2 статьи 56 Уголовного кодекса шкалу сроков лишения свободы: за преступления малой тяжести — от шести месяцев заключения; средней тяжести — от одного года; за тяжкие преступления — от двух лет; и за особо тяжкие — от трех лет лишения свободы. «Таким образом, достигается цель снижения возможности вынесения излишне мягких приговоров за серьезные преступления», — отмечается в пояснительной записке.

Однако эта идея не получила поддержки со стороны Верховного суда и Правительства. Верховный суд в своем отзыве указал, что предложения авторов противоречат проводимой в последние годы государственной политике по гуманизации уголовного закона. Кроме того, авторы не представили доказательства неэффективности кратковременных сроков лишения свободы и необоснованной необходимости изменения концептуальных подходов к закону. Отрицательный отзыв на законопроект также поступил от Правительства. Они считают, что проект ограничивает свободу судейского усмотрения и не позволяет судьям учитывать особенности конкретного преступления и личность гражданина, признанного виновным. Кроме того, по мнению правительства, депутаты не обосновали связи между кратковременными сроками лишения свободы и ростом рецидивизма.

Законопроект № 579191-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс»