ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 78
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору”
Уточнены полномочия Минприроды РФ, Росприроднадзора и Ростехнадзора
В частности, установлено, что нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Роспироднадзором (ранее – Ростехнадзором) и Минздравсоцразвития РФ по утвержденной форме.
Установлено также, что нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (кроме радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и совокупности таких источников (организации в целом).
Постановление Правительства РФ от 21.02.2011 N 94
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти
Проекты указанных актов (в отношении актов Правительства РФ имеются ввиду проекты, вносимые в Правительство РФ иными органами власти), которыми регулируются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к выполнению работ и оказанию услуг, включены в перечень нормативных правовых актов, подлежащих направлению в Минэкономразвития РФ на заключение об оценке регулирующего воздействия (в таком заключении делается вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные административные ограничения, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и бюджетов всех уровней).
Установлено также, что к проекту акта, направляемому на заключение об оценке регулирующего воздействия, должна прилагаться пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, по форме, устанавливаемой Минэкономразвития РФ.
В случае если в заключении об оценке регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта избыточных ограничений либо необоснованных расходов предпринимателей и бюджетов, подготовивший этот проект федеральный орган исполнительной власти должен провести с Минэкономразвития РФ согласительное совещание. В соответствии с ранее действовавшим порядком обязанность проведения согласительного совещания была возложена на Минэкономразвития РФ.
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 103
“О внесении изменения в положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта”
Уточнены полномочия, осуществляемые Ространснадзором
Установлено, что данное ведомство выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если его маршрут или часть маршрута проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов РФ.
Приказ Минтранса РФ от 15.09.2010 N 197
“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль)”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 N 19746.
Регламентирована деятельность Ространснадзора по контролю и надзору за соблюдением законодательства и международных договоров о порядке осуществления международных автомобильных перевозок
Утвержденный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность действий должностных лиц Ространснадзора при осуществлении контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, на территории РФ в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ и в специально обозначенных дорожными знаками стационарных и передвижных контрольных пунктах.
Определены требования к порядку исполнения государственной функции, перечень административных процедур (визуальный, документальный и инструментальный контроль), порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действия (бездействия) должностного лица и принимаемого им решения.
Приказ Минрегиона РФ от 25.10.2010 N 460
“Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2011 N 19764.
Регламентирована деятельность Минрегиона РФ по осуществлению государственного контроля за соблюдением субъектами РФ законодательства о градостроительной деятельности
Согласно утвержденному Административному регламенту результатами исполнения государственной функции являются, в частности:
акты о результатах проверки исполнения правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий;
предписание об отмене нормативного правового акта либо о внесении в него изменений;
предписание об устранении выявленных нарушений законодательства с установлением сроков их устранения;
обращение в органы прокуратуры.
Определены требования к порядку исполнения государственной функции, перечень административных процедур, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и их решений.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Решение Верховного Суда РФ от 16.02.2011 N ГКПИ10-1682
Наличие ВИЧ-инфекции само по себе не является безусловным основанием для признания кандидата негодным к летной работе, если нет иных противопоказаний, связанных с состоянием его здоровья
Верховный Суд РФ признал недействующим пункт 42.1 Приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации”, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 22 апреля 2002 года N 50, в части признания пилотов гражданской авиации (пилоты коммерческой авиации, линейные пилоты авиакомпаний, летчики-наблюдатели, пилоты авиации общего назначения) негодными к летной работе при установлении у них СПИДа и вирусоносительства.
Верховный Суд РФ, в частности, указал, что обнаружение у гражданина РФ ВИЧ-инфекции может явиться основанием для увольнения его с работы (отказа в приеме на работу), а также ограничения его иных прав и законных интересов лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом. Между тем в настоящее время в Российской Федерации отсутствует какой-либо федеральный закон, запрещающий гражданам осуществлять профессиональную деятельность в качестве пилотов гражданской авиации в связи с выявлением у них ВИЧ-инфекции. Следовательно, предписание пункта 42.1 Приложения N 3, позволяющее признавать пилотов гражданской авиации негодными к летной работе на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, подлежит признанию недействующим, поскольку противоречит нормам Федерального закона “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ
“О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и статьи 2 и 3 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”
Женщинам предоставлено право выбора порядка расчета пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком
С 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ был установлен новый порядок расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусматривающий исчисление названных пособий исходя из среднего заработка, рассчитываемого не за последние 12 месяцев, а за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего страхового случая.
Применение нового порядка расчета в отдельных случаях может привести к снижению размеров пособий. В этой связи на период 2011 – 2012 годов устанавливается право выбора наиболее выгодного для женщины порядка расчета пособий – согласно порядку, действовавшему до 1 января 2011 года, либо согласно порядку, установленному Законом N 343-ФЗ.
Кроме того, принятым Законом с 1 января 2013 года изменяется порядок определения среднего заработка для исчисления указанных видов пособий. При определении среднего заработка не будут учитываться периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, в отдельных случаях – периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы.
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 100
“О внесении изменений в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг”
Уточнен порядок финансового обеспечения расходов на социальные услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд
Изменениями, вносимыми в “Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи…”, уточняется, в частности, перечень социальных услуг, а также устанавливается, что в случае передачи полномочий по предоставлению указанных услуг органам исполнительной власти субъектов РФ финансовое обеспечение расходов, связанных с их предоставлением, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются заключаемым с Минздравсоцразвития РФ соглашением о передаче данных полномочий.
Кроме того, из названных Правил исключено положение, на основании которого к компетенции Минздравсоцразвития РФ было отнесено определение объема и условий оказания санаторно-курортной помощи, а также длительности пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания.
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 104
“О порядке индексации размеров выплат, предусмотренных частью 9 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”
Установлен порядок индексации размеров ежемесячных пособий, выплачиваемых в связи с получением телесного повреждения (гибелью) сотрудника таможенного органа
Федеральным законом “О таможенном регулировании в Российской Федерации” предусматривается выплата ежемесячных пособий несовершеннолетним иждивенцам должностного лица таможенного органа в случае его гибели, а также ежемесячного пособия в сумме разницы между размером ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой должности в таможенном органе и размером назначенной пенсии, в связи с получением должностным лицом телесного повреждения, исключающего для него возможность в дальнейшем заниматься служебной деятельностью.
Правительством РФ установлено, что для индексации указанных пособий должны применяться коэффициенты, устанавливаемые для индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1072 с 1 января 2011 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты установлен в размере 1,065.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.02.2011 N 85н
“О внесении изменений в Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2011 N 19941.
Внесены изменения в Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.
Граждане, за исключением граждан, указанных в статье 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, теперь имеют право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 62-2
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. N 468”
(Выписка)
Утвержденный для целей налогообложения НДС перечень товаров (работ, услуг), производственный цикл изготовления которых превышает шесть месяцев, дополнен новыми позициями
На основании пункта 13 статьи 167 НК РФ при соблюдении ряда условий НДС с суммы предоплаты не начисляется, если она получена в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Перечень таких товаров (работ, услуг) утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468. В названном Перечне отдельные позиции изложены в новой редакции, а также включены, в частности, оборудование специализированное и устройства железнодорожного транспорта (31 8513), вагоны специального назначения (31 8800).
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 110
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
На один год продлен срок отбора проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, реализуемых с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ
Установлено, что отбор проектов проводится до вступления в силу “Правил распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение” (Постановление Правительства РФ от 30.10.2010 N 880), т.е. до 1 января 2012 года, а не до 31 декабря 2010 года, как это было установлено ранее.
Приказ ФНС РФ от 25.10.2010 N ММВ-7-3/515@
“Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2011 N 19929.
О выдаче банковской гарантии налогоплательщику НДС банк обязан уведомить налоговый орган
ФНС РФ утвердила Порядок, определяющий процедуру уведомления налогового органа о факте выдачи банковской гарантии налогоплательщику, применяющему заявительный порядок возмещения НДС в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса РФ (данный порядок позволяет вернуть НДС до окончания камеральной проверки налоговой декларации, на основании которой заявлялся вычет). Согласно банковской гарантии банк обязуется по требованию налогового органа уплатить в бюджет НДС, возвращенный (зачтенный) в заявительном порядке, если в его возмещении (полностью или частично) отказано по итогам камеральной проверки.
О факте выдачи гарантии банк обязан уведомить налоговый орган не позднее дня, следующего за днем ее выдачи. Уведомление может направляться по почте заказным письмом либо по ТКС. Определена процедура уведомления налоговых органов, перечень обязательных реквизитов уведомления, требования к формату электронного документооборота.
Приказ ФНС РФ от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@
“Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2011 N 19928.
Вводится в действие новая форма налоговой декларации о предполагаемом доходе (форма 4-НДФЛ)
Декларацию представляют в налоговые органы индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой.
Вновь зарегистрированные лица представляют декларацию в случае появления в течение года доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или занятия частной практикой. Лица, не первый год осуществляющие предпринимательскую деятельность, представляют данную декларацию в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения дохода в налоговом периоде. На основании декларации рассчитывается сумма авансового платежа по НДФЛ на текущий налоговый период.
Новая форма декларации адаптирована для целей применения электронного документооборота. Определены требования к заполнению декларации на бумажном носителе, а также в электронном виде с использованием программного обеспечения.
Приказ ФНС РФ от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@
“Об утверждении форм и форматов заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19917.
Вводятся в действие новые формы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщиков ЕНВД
Утверждены формы указанных заявлений, а также форматы их представления в налоговые органы в электронном виде. В новых формах заявлений, в частности, предусмотрены поля для отражения сведений о документах, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика. Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 14.01.2009 N ММ-7-6/5@ “Об утверждении форм заявлений о постановке на учет и снятии с учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.
<Письмо> ФНС РФ от 24.02.2011 N АС-4-2/2888@
“О регистрации в налоговых органах после 1 января 2011 года контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежных терминалов”
ФНС РФ сообщила о недопустимости после 1 января 2011 года регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники? не соответствующей требованиям законодательства
В письме ФНС РФ сообщается о дополнительных требованиях к контрольно-кассовой технике, входящей в состав платежных терминалов, установленных Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц…”, от 03.06.2009 N 121-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты…”. При этом указано, что согласно названным Законам ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и не соответствующая установленным требованиям, может применяться до 1 января 2014 года при условии ее регистрации в налоговых органах до 1 января 2011 года. В связи с этим сообщается о том, что регистрация в налоговых органах такой техники после указанной даты не допускается.
Письмо ФНС РФ от 24.02.2011 КЕ-4-3/2894@
“О действиях налоговых органов при изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций”
Организации вправе не уплачивать в I квартале 2011 года начисленные ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, если их доходы за 2010 год составили от 12 до 40 млн. рублей
На основании пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса РФ с 2011 года организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если ее доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн. рублей (ранее – 3 млн. рублей) за каждый квартал. Следовательно, организации, соответствующие указанным критериям, вправе не уплачивать ежемесячные авансовые платежи, начисленные по срокам уплаты: 28 января, 28 февраля, 28 марта.
В этой связи налоговым органам в частности, рекомендовано: в отношении таких организаций произвести сложение указанных сумм авансовых платежей; проинформировать налогоплательщика об изменении порядка уплаты авансовых платежей (приведена рекомендуемая форма уведомления); при наличии у организации обособленных подразделений направить соответствующее информационное сообщение налоговым органам по месту нахождения таких подразделений.
Письмо ФНС РФ от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@
“О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные”
Для целей налогообложения механизм распределения расходов организаций на прямые и косвенные должен быть экономически обоснованным
Прямые расходы на производство и реализацию относятся к затратам текущего налогового периода, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, только в части, относящейся к реализованной продукции (работ, услуг). Косвенные расходы уменьшают полученные доходы в полном объеме в месяце их осуществления. Налогоплательщики самостоятельно определяют перечень прямых расходов и закрепляют его в учетной политике. Отнести отдельные затраты к косвенным расходам налогоплательщики вправе только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам.
По мнению ФНС РФ, Налоговый кодекс РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Вместе с тем сообщается, что на основании статей 252, 318, 319 НК РФ, а также с учетом позиции ВАС РФ, сформулированной в Определении от 13.05.2010 N ВАС-5306/10, механизм распределения затрат должен быть основан на экономических показателях деятельности организаций, обусловленных технологическим процессом.
<Письмо> Минфина РФ от 09.02.2011 N 03-04-08/8-23
Минфин РФ разъяснил порядок учета доходов и расходов в целях исчисления НДФЛ индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой
В октябре 2010 года ВАС РФ признал недействующими отдельные положения утвержденного Минфином РФ “Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей”:
– пункт 13, устанавливающий для ИП кассовый метод определения доходов и расходов (для организаций НК РФ предусматривает два метода определения доходов и расходов – метод начисления и кассовый метод);
– подпункты 1 – 3 пункта 15, устанавливающие порядок списания материальных расходов только после получения связанного с ними дохода (т.е. в периоде получения дохода от реализации).
В этой связи Минфин РФ напоминает о том, что глава “Налог на доходы физических лиц” НК РФ устанавливает свои правила исчисления НДФЛ, в которой не используются понятия кассовый метод или метод начисления.
Сообщается, в частности, что в доход налогоплательщика за конкретный налоговый период (год) должны включаться все доходы, дата получения которых приходится на этот период (год); расходы могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в текущем или в последующих налоговых периодах (однако на следующий год разница между суммой вычетов в этом году и суммой доходов, облагаемых по ставке 13%, не переносится. Исключение предусмотрено только для имущественного вычета.).
<Письмо> Минфина РФ от 11.02.2011 N 03-11-09/6
При исчислении единого налога на вмененный доход в 2011 году следует применять коэффициент-дефлятор К1 в размере, равном 1,372
Коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, установленный на 2011 г. Приказом Минэкономразвития РФ от 27.10.2010 N 519, учитывает размер коэффициента-дефлятора, применявшегося в 2010 г. (1,295), и размер коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в 2010 г. (1,0594). В этой связи сообщается, что при исчислении единого налога на вмененный доход за налоговые периоды 2011 г. коэффициент-дефлятор, установленный на 2010 год Приказом Минэкономразвития РФ от 13.11.2009 N 465, и коэффициент-дефлятор, установленный упомянутым выше Приказом на 2011 год, перемножать не следует.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Приказ Банка России от 25.02.2011 N ОД-141
“О расчете рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России”
Рыночная стоимость одной ценной бумаги, принимаемой в обеспечение по кредитам Банка России, рассчитывается в российских рублях без применения операции округления
Утвержденным Банком России порядком расчета рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, в частности, установлено, что для расчета рыночной стоимости облигаций федерального займа, облигаций внешних облигационных займов РФ и облигаций Банка России используется средневзвешенная цена соответствующих выпусков облигаций, сложившаяся на ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа” по итогам дня проведения торгов по ценным бумагам, предшествующего дню расчета рыночной стоимости указанных облигаций.
Для расчета рыночной стоимости иных облигаций используется средневзвешенная цена соответствующих выпусков облигаций, сложившаяся на ЗАО “Фондовая биржа ММВБ” по итогам дня проведения торгов по ценным бумагам, предшествующего дню расчета рыночной стоимости указанных облигаций.
Расчет рыночной стоимости ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, осуществляется исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты к российскому рублю, установленного Банком России на день расчета рыночной стоимости указанных ценных бумаг.
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2582-У
“Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России”
Определены размеры нормативов обязательных резервов, применяемых с 1 марта 2011 года
В соответствии с решением Совета директоров Банка России нормативы обязательных резервов устанавливаются в следующем размере:
– по обязательствам перед юридическими лицами- нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте – 4,5 процента;
– по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ и в иностранной валюте – 3,5 процента;
– по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и в иностранной валюте – 3,5 процента.
Утвержденные нормативы применяются, начиная с регулирования обязательных резервов кредитных организаций за отчетный период с 1 марта по 1 апреля 2011 года.
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2583-У
“О размере ставки рефинансирования Банка России”
С 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8 процентов годовых.
Напомним, что с 1 июня 2010 года применялась ставка рефинансирования, утвержденная Указанием Банка России от 31 мая 2010 года N 2450-У, в размере 7,75 процента годовых.
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2584-У
“О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России”
С 28 февраля 2011 года процентная ставка по кредиту овернайт Банка России устанавливается в размере 8 процентов годовых
Начиная с 1 июня 2010 года процентная ставка по кредиту овернайт Банка России составляла 7,75 процента годовых.
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2585-У
“О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России”
По депозитным операциям Банка России установлены процентные ставки
Начиная с 28 февраля 2011 года фиксированные процентные ставки по депозитным операциям на стандартных условиях “овернайт”, “том-некст”, “спот-некст”, “до востребования” составят 3 процента годовых.
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2586-У
“О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами”
с 28 февраля 2011 года увеличивается размер процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами
Процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 12 ноября 2007 года N 312-П, устанавливаются в следующем размере:
– на срок до 90 календарных дней – 7 процентов годовых;
– на срок от 91 до 180 календарных дней – 7,5 процента годовых;
– на срок от 181 до 365 календарных дней – 8 процентов годовых.
Информация Банка России от 28.02.2011
“О подходах к формированию Перечня Банка России в части критерия наличия у организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте”
Повышаются требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности организаций, включаемых в Перечень банка России
Советом директоров Банка России принято решение об установлении новых подходов к формированию Перечня Банка России. В этой связи Банк России информирует о постепенном повышении требований к рейтингу долгосрочной кредитоспособности организаций по обязательствам в иностранной валюте:
– с 1 апреля 2011 года с B-/B3 до B/B2 по классификации рейтинговых агентств “Standard&Poor’s”, “Fitch Ratings” и “Moody’s Investors Service”;
– с 1 июля 2011 года – с B/B2 до B+/B1 по классификации указанных рейтинговых агентств.
С 1 марта приостанавливается включение в Перечень Банка России организаций с рейтингом на уровне В-/В3, а с 1 апреля – организаций с рейтингом на уровне В/В2.
Обязательства указанных организаций будут оставаться в залоге по кредитам Банка России до их погашения.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Приказ Минфина РФ от 25.02.2011 N 60
“Об эмиссии на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации”
Минфин РФ определил параметры эмиссии в 2011 году на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации
Номинальная стоимость одной облигации установлена в 5 миллионов рублей, количество облигаций – 8 тысяч штук; объем выпуска по номинальной стоимости составляет 40 миллиардов рублей. Определены также даты размещения и погашения облигаций (10 марта 2011 года и 10 марта 2018 года соответственно), цена размещения одной облигации (100 процентов номинальной стоимости), ставка купонного дохода по первому – четырнадцатому купонам (7,85 процента годовых каждая), даты выплаты купонного дохода.
Размещение облигаций осуществляется в форме закрытой подписки; потенциальными владельцами облигаций могут стать юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты РФ. Определено также, в частности, что облигации могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, установленных в глобальных сертификатах, оформляющих выпуск облигаций. Глобальные сертификаты будут переданы на хранение в Дойче Банк, в т.ч. в определенные подразделения этого банка в разных странах.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107
“Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации”
Определена процедура признания на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)
Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа в действие на территории РФ. Данный процесс включает в себя: официальное получение документа от Фонда Международных стандартов финансовой отчетности; экспертизу его применимости на территории РФ; принятие решения о введении в действие; опубликование.
Получение документа и его перевод на русский язык обеспечивает Минфин РФ. Экспертиза документа на предмет возможности его применения на территории РФ проводится экспертным органом в соответствии с соглашением, заключаемым с Минфином РФ. Экспертный орган – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации). Экспертный орган определяется на конкурсной основе при условии соответствия установленным критериям. Решение о введении в действие документа международных стандартов на территории РФ принимается Минфином РФ по согласованию с ФСФР и ЦБ РФ. Признанный документ подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом Минфином РФ, а также размещается на официальном сайте данного ведомства в сети Интернет.
Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н
“О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19910.
Стоимость имущества, относимого в состав основных средств, увеличена до 40 тысяч рублей
Скорректированы положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Поправки внесены, в частности: в “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”; ПБУ 6/01 “Учет основных средств”; ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”; ПБУ 3/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте”; ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”, а также в Методические указания, касающиеся вопросов бухгалтерского учета материально-производственных запасов, основных средств, специального инструмента, оборудования, спецодежды.
Так, например: увеличен лимит стоимости имущества, включаемого в состав основных средств, с 20 000 до 40 000 рублей; установлено, что переоценка объектов основных средств и нематериальных активов может проводиться на конец отчетного года (ранее – на начало отчетного года); в связи с изменением классификации расходов и доходов термины “внереализационные” и “операционные” заменены на “прочие”.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 01.03.2011 N 22-ФЗ
“О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” и статью 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции”
Инновационные предприятия при государственных и муниципальных вузах могут стать арендаторами имущества этих вузов без проведения конкурсов или аукционов
Заключить договор аренды с такими предприятиями без проведения требуемых антимонопольным законодательством конкурса или аукциона можно при условии, что эти предприятия являются хозяйственными обществами, созданными самими вузами, и их деятельность заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы. Договором аренды должен устанавливаться запрет на сдачу имущества арендаторами в субаренду, безвозмездное пользование, в залог, а также на передачу прав и обязанностей по договору аренды другим лицам.
Порядок и условия заключения указанных договоров аренды должны быть определены Правительством РФ.
Правительству РФ также предоставлено право устанавливать иной порядок определения размера арендной платы за аренду имущества государственных научных организаций, учрежденных Российской Федерацией, отличный от общего порядка, установленного Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике” (в соответствии с этим Законом размер арендной платы за аренду имущества указанных научных организаций не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в данной местности).
Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 N 88
“Об утверждении Положения о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами”
Установлен порядок признания организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения
Положение также регламентирует порядок признания организации пригодной осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
Положение не распространяется на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 109
“О внесении изменения в таблицу 16 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”
К ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных применяется поправочный коэффициент 0,1
Соответствующее положение добавлено в Постановление от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”.
Приказ Минэкономразвития РФ от 14.01.2011 N 9
“Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19914.
Установлены ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные газопроводам и иным трубопроводам аналогичного назначения
Размеры ставок, установленных в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, дифференцированы по субъектам РФ. Установлено также, что при заключении договоров аренды земельных участков в 2012 году и последующих годах ставка арендной платы увеличивается на размер уровня инфляции, определяемый за период, начиная с 2011 года включительно.
Приказ ФСТ РФ от 19.01.2011 N 11-э
“Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм”
Обязанности владельцев нефтепроводов по раскрытию информации о своей деятельности получили дальнейшую правовую регламентацию
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2010 N 844 были утверждены стандарты (состав и порядок) раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В соответствии с этим постановлением Федеральная служба по тарифам утвердила формы раскрытия указанными субъектами информации о тарифах на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об инвестиционных программах, об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества. Утверждены также правила заполнения этих форм, сроки и периодичность раскрытия информации.
Приказ Минтранса РФ от 25.01.2011 N 20
“Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2011 N 19930.
В целях повышения безопасности перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов утверждена Номенклатура комплектующих изделий, для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств
Указанная Номенклатура включает в себя, в частности, подушки и ремни безопасности, датчики пневматической системы тормозов, насосы антиблокировочной тормозной системы, диски и колодки тормозные, педали тормоза, колеса рулевые, наконечники рулевой тяги, шарниры рулевого управления (всего 102 позиции).
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Постановление Правительства РФ от 22.02.2011 N 99
“Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе”
С 1 марта 2011 года устанавливаются новые ставки таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные товары из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе
В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее – ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 365 долларов США против 346,6 долларов США, применяемых в настоящее время. Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 170,4 доллара США (сейчас – 161,8 доллара США). С 232,2 до 244,6 долларов США повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. В то же время ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы снижена со 198,8 долларов США до 150,2 долларов США.
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 545
“О внесении изменений в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений”
В новой редакции изложены коды ТН ВЭД ТС в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
Изменения внесены, в частности, в раздел 2.9 “Драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте”, в раздел 2.10 “Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте” Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 546
“О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении нетканых материалов”
Ставка ввозной таможенной пошлины на нетканые материалы, классифицируемые кодом 5603 94 900 0 единой ТН ВЭД ТС, установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг
Ранее ставка таможенной пошлины на указанный вид товаров составляла 5% от таможенной стоимости.
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 547
“О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара”
На период с 1 марта по 30 апреля 2011 года установлены ставки сезонных таможенных пошлин на отдельные виды сахара
При среднемесячной цене не менее 396,84 доллара США за 1 т на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже ставки ввозных таможенных пошлин в отношении сахара, классифицируемого товарными подсубпозициями 1701 11 101 5, 1701 11 901 5 и 1701 91 001 5 ТН ВЭД ТС, установлены в размере 50 долларов США за 1000 кг.
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 548
“О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов зерна”
До 30 июня 2011 года в отношении отдельных видов зерна будут применяться нулевые ставки ввозных таможенных пошлин
В частности, по ставке ввозной таможенной пошлины в размере, равном нулю, будет осуществляться ввоз пшеницы твердой (код ТН ВЭД ТС 1001 10 000 0), ржи семенной (код ТН ВЭД ТС 1003 00 100 0), овса (код ТН ВЭД ТС 1004 00 000 0).
Приказ ФТС РФ от 01.02.2011 N 186
“Об утверждении формы свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, порядка его заполнения и формы Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2011 N 19931.
Комплект бланков “Свидетельство о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли” относится к защищенной полиграфической продукции уровня “В”
ФТС РФ утверждена форма свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, порядок его заполнения, а также форма Реестра. Установлено, в частности, что свидетельство о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли заполняется должностным лицом таможенного органа, в компетенцию которого входит его выдача. Каждый лист Свидетельства подписывает начальник таможни либо лицо, его замещающее, и заверяет печатью таможни.
Приказ ФТС РФ от 14.02.2011 N 272
“Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров”
Разработана инструкция, определяющая порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза
Утвержденная Инструкция применяется при контроле таможенной стоимости:
– заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров;
– по результатам дополнительной проверки;
– до и после выпуска товаров.
Инструкция не применяется при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает, в частности, следующие действия уполномоченных должностных лиц:
– проверку наличия всех установленных документов;
– проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (в случаях, когда она заполняется);
– проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров;
– проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости;
– проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов);
– оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
Также в Приказе приведен Регламент действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 81
“О внесении изменений в федеральную целевую программу “Мировой океан”
В ФЦП “Мировой океан” включено направление, предусматривающее комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов дальневосточных морей России
В новом направлении, в частности, отмечается, что интенсивное развитие Дальневосточного региона, отвечающее интересам национальной безопасности, целям текущего и перспективного социально-экономического развития страны, требует надежных знаний о ресурсах дальневосточных морей, состоянии морской среды, ее изменчивости, обусловленной как глобальными климатическими изменениями, так и региональным антропогенным воздействием. Для повышения эффективности морской деятельности и рационального природопользования необходимо, в том числе развитие методов и систем мониторинга и прогноза происходящих разномасштабных изменений морской среды.
Кроме того, в новой редакции изложены распределение объемов и источников финансирования подпрограммы “Освоение и использование Арктики”, а также отдельные приложения к Программе.
Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 186-р
Утверждена Концепция федеральной целевой программы “Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года”
Государственным заказчиком – координатором данной Программы определено МЧС РФ. Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет федерального бюджета составляет до 8361,6 млн. рублей.
ФЦП “Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года” направлена на достижение следующих целей:
обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
завершение комплекса работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне, создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем, связанных с загрязненными территориями, на региональный уровень.
Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить, в частности:
улучшение состояния окружающей среды;
реабилитацию и возврат в сферу хозяйственной деятельности загрязненных территорий;
медицинскую помощь лицам с наибольшим риском реализации негативных последствий радиационного воздействия (группа риска);
содействие повышению уровня и качества жизни населения на основе создания условий для динамичного и устойчивого экономического роста территорий, подвергшихся радиационному воздействию.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы”
Разработана Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в субъектах РФ качественные системы профессионального образования, эффективно взаимодействующие с рынком труда.
Предполагается, что в результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:
создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
развитие существующих аппаратно-программных средств;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных детей.
В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Государственным заказчиком – координатором Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы является Минобрнауки РФ.
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 54228,8 млн. рублей.
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 164-р
Утверждена Концепция федеральной целевой программы “Русский язык” на 2011 – 2015 годы
Государственным заказчиком – координатором Программы определено Минобрнауки РФ. Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2179,1 млн. рублей.
Целью Программы является поддержка, сохранение и распространение русского языка (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом).
Задачами Программы являются:
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка РФ и создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов в Российской Федерации;
поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 25
“Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2011 N 19901.
Установлен перечень направлений подготовки, по которым при приеме в вузы для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания
В Перечень включены, в частности, следующие наименования направлений подготовки (специальности): журналистика, физическая культура, телевидение, история искусств, таможенное дело, сценография, живопись, графика, скульптура, хореографическое искусство, реставрация, дизайн, дирижирование, продюсерство, архитектура, градостроительство.
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки РФ от 10.12.2009 N 719 “Об утверждении перечня направлений подготовки, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности”, применявшийся с 1 января 2010 года.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.12.2010 N 168
“Об утверждении СанПиН 2.3.2.2795-10 “Дополнения и изменения N 3 к СанПиН 2.3.2.1293-03 “Гигиенические требования по применению пищевых добавок”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19706.
В перечни разрешенных пищевых добавок, используемых при производстве пищевых продуктов, внесены многочисленные изменения
Данные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области производства, ввоза в страну и оборота пищевых продуктов, пищевых добавок и вспомогательных средств, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175
“Об утверждении СанПиН 2.1.2.2801-10 “Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2011 N 19948.
Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений, ионизирующего излучения изложены в новой редакции
Кроме того, уточнены оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий, допустимые уровни инфразвука для жилых помещений, а также допустимые уровни электромагнитного излучения радиочастотного диапазона в жилых помещениях (включая балконы и лоджии).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 177
“Об утверждении СанПиН 2.3.2.2804-10 “Дополнения и изменения N 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19879.
В гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов внесены многочисленные изменения
В частности, введены гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами. Также внесены изменения, касающиеся безопасности продуктов детского питания. Установлены максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных препаратов в пищевых продуктах животного происхождения, контролируемые согласно информации об их использовании при производстве продовольственного сырья.
Нормативы предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность в области изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также для органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 184
“Об утверждении СП 2.5.2818-10 “Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Изменение и дополнение N 2 к СП 2.5.1250-03”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2011 N 19936.
Уточнены правила организации железнодорожных перевозок некоторых видов грузов
Установлено, в частности, что обработка и промывка крытых изотермических и вагонов-термосов перед погрузкой продовольственных тарных грузов (соки, минеральная вода, пиво пастеризованное) проводится по технологии, утвержденной в установленном порядке.
Документ более не содержит положения, согласно которому промывка и обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки продовольственных и скоропортящихся грузов проводятся перевозчиками за счет грузополучателей; специализированных вагонов, контейнеров – грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон. Он также не содержит более положения о том, что обеззараживание грузов и транспортных средств производит грузополучатель.
Приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 N 35
“Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19918.
Определен порядок проведения аккредитованными организациями классификации объектов туристской индустрии
Классификация включает в себя:
рассмотрение аккредитованной организацией заявления и документов, предусмотренных соответствующей системой классификации;
оценку соответствия объекта туристской индустрии установленным требованиям;
оформление результатов оценки объектов туристской индустрии;
принятие решения о присвоении объекту туристской индустрии соответствующей категории.
Объект туристской индустрии, прошедший классификацию, 1 раз в 2 года подтверждает присвоенную категорию путем проведения оценки аккредитованной организацией соответствия требованиям категории, установленным в системе классификации.
В приложениях к порядку приведены: система классификации гостиниц и иных средств размещения, система классификации горнолыжных трасс, система классификации пляжей.
Аналогичный Порядок, утвержденный Приказом Минспорттуризма РФ от 07.05.2010 N 461, признан утратившим силу.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248
“Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”
Утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ
Положение определяет основные задачи Министерства внутренних дел РФ, главными из которых являются разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, разработка государственной политики в сфере миграции, обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. Определены также соответствующие этим задачам права и полномочия МВД РФ, организация его деятельности, в частности полномочия министра, система МВД РФ (центральный аппарат, территориальные органы, научно-исследовательские и образовательные учреждения, медико-санитарные организации, представительства за рубежом и т.д.).
Штатная численность центрального аппарата МВД РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий) установлена в количестве 9264 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел – 8000 человек, военнослужащих внутренних войск – 545 человек и федеральных государственных гражданских служащих – 719 человек.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249
“Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации”
Определены задачи, основные полномочия и организация деятельности территориального органа МВД РФ на региональном уровне
В соответствии с утвержденным Типовым положением территориальными органами МВД РФ на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД РФ по иным субъектам РФ. Территориальные органы входят в систему органов внутренних дел РФ и подчиняются МВД РФ. Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел РФ.
К полномочиям территориального органа отнесены, в частности:
организация и осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности;
организация и осуществление дознания и производства предварительного следствия по уголовным делам;
организация и осуществление розыска лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;
принятие мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
обеспечение проведения государственной дактилоскопической и государственной геномной регистрации;
участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или на территории субъекта РФ.
Территориальный орган возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД РФ по иному субъекту РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Министра. Руководитель территориального органа имеет трех заместителей (одного заместителя – начальника полиции, одного заместителя – начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) и одного заместителя, курирующего иные вопросы), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250
“Вопросы организации полиции”
Определены функции, возлагаемые на подразделения, организации и службы полиции
Установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются функции, связанные, в частности, с решением следующих вопросов: розыск лиц и раскрытие преступлений; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; обеспечение безопасности дорожного движения; противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; государственная охрана объектов; осуществление лицензионно-разрешительной работы; обеспечение собственной безопасности; контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Установлено, что перечень подразделений и служб в центральном аппарате МВД РФ утверждается Президентом РФ, в территориальных органах – Министром внутренних дел РФ. Организации полиции создаются в порядке, установленном законодательством РФ. Определены полномочия должностных лиц по созданию, реорганизации и ликвидации подразделений полиции на окружном, межрегиональном, региональном районном уровнях, а также в линейных отделах МВД РФ.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 251
“О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации”
Претенденты на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел России должны пройти аттестацию в соответствующей Комиссии при Президенте РФ
Документом утвержден состав данной Комиссии. МВД РФ до 15 марта 2011 года представляет на рассмотрение Комиссии кандидатуры на вышеуказанные должности. Председатель Комиссии до 1 июня 2011 года представляет Президенту РФ предложения о кандидатурах.
Также МВД РФ предписано, при проведении аттестации претендентов на должности заместителей руководителей территориальных органов и руководителей подразделений территориальных органов МВД РФ, обеспечить учет мнения постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ.
Проведение аттестации претендентов на иные должности в органах внутренних дел РФ должно быть обеспечено МВД РФ до 1 июня 2011 года.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 253
“Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий”
Установлено предельное количество должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел РФ, в ФМС РФ, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств
Согласно Указу Президента РФ предельное количество должностей высшего начальствующего состава составляет:
– в органах внутренних дел РФ – 340;
– в ФМС РФ – 3;
– в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств – 2.
Возложение на сотрудника органов внутренних дел РФ, временного исполнения обязанностей по вакантной должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ. осуществляется Министром внутренних дел РФ с письменного разрешения Президента РФ. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Министром внутренних дел РФ.
Указ вступает в силу с 1 марта 2011 года.
Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 112
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств”
Дополнен список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список I)
В раздел “Наркотические средства” списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I), перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681, и в аналогичный раздел списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I), крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76, включена позиция “Метилендиоксипировалерон”.
Крупный размер названного наркотического средства для целей указанных статей УК РФ установлен свыше 0,6 грамма, а особо крупный – свыше 3 граммов.
Приказ ФМС РФ от 29.11.2010 N 424
“О внесении изменений в Приказ ФМС России от 8 ноября 2007 г. N 430”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2011 N 19937.
Уточнены административные процедуры, выполняемые ФМС РФ при оформлении, выдаче, продлении срока действия, восстановлении и аннулировании виз иностранным гражданам
Внесены изменения в Административный регламент ФМС РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный Приказом ФМС РФ от 08.11.2007 N 430.
В частности, установлено, что вкладной визовый бланк и машиночитаемый визовый бланк являются защищенной от подделок полиграфической продукцией с уровнем защиты “Б”.
Актуализированы в соответствии с Налоговым кодексом РФ размеры государственной пошлины за оформление, продление срока действия и восстановление визы.
Уточнены основания для отказа в выдаче визы и ее аннулирования.
Для оформления, продления срока действия или восстановления визы иностранный гражданин теперь должен представить в территориальный орган ФМС РФ, кроме прочего, также миграционную карту и ее копию.
Также уточнены особенности продления визы иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию в качестве высококвалифицированного специалиста или получившему разрешение на работу в качестве высококвалифицированного специалиста.
Приказ Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД
“Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19919.
Установлены правила режима в пунктах пропуска через государственную границу России
Определены правила въезда в пункты пропуска, пребывания в них и выезда из них лиц и транспортных средств, а также правила ввоза, нахождения и вывоза из них грузов, товаров и животных. Также установлены режимные ограничения в пунктах пропуска и положения по контролю за соблюдением правил режима в них.
Установлено, в частности, что обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих на территории объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на собственников таких объектов или лиц, использующих эти объекты на ином законном основании.
Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43
“Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2011 N 19913.
Определена система мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства
Утвержденные “Требования по обеспечению транспортной безопасности…” являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры различных категорий и уровней безопасности, подробно регламентируют их права и обязанности.
Субъект транспортной инфраструктуры, в частности, обязан:
назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
разработать, утвердить и реализовать план обеспечения транспортной безопасности;
обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах управления обеспечением транспортной безопасности;
воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных контрольно-пропускных пунктов;
обеспечить защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.
Информация предоставлена компанией КонсультантПлюс |