Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 09.12.2010 (Читать)

 

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

<Письмо> ПФ РФ от 18.10.2010 N 30-21/10970

Разъяснен порядок включения в базу для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды различных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц

В письме Пенсионного фонда РФ со ссылкой на действующее законодательство, в частности, сообщается, что выплаты, производимые работникам организации, – частичная оплата коммунальных услуг и компенсация на содержание детей в дошкольных учреждениях – облагаются страховыми взносами, а пособия и компенсации работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет, не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды.

Относительно выплат, производимых физическим лицам, не являющимся работниками предприятия (в том числе по гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права), было отмечено: указанные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами, независимо от того, за счет каких источников они произведены.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание ЦБ РФ от 25.10.2010 N 2509-У
“О внесении изменения в пункт 2 Указания Банка России от 27 ноября 2008 года N 2134-У “О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2010 N 19073.

С 1 января 2011 года изменяются требования к ценным бумагам для включения их в Ломбардный список Банка России

Соответствующие требования к ценным бумагам установлены Указанием ЦБ РФ от 27.11.2008 N 2134-У. Согласно внесенным изменениям для включения в Ломбардный список Банка России отдельных видов ценных бумаг (в том числе облигаций ипотечных агентств, облигаций юридических лиц – резидентов РФ, облигаций международных финансовых организаций, выпущенных в соответствии с законодательством РФ) их эмитенты, как и прежде, должны иметь установленный рейтинг долгосрочной кредитоспособности или исполнение обязательств эмитента по таким ценным бумагам должно быть обеспечено государственными гарантиями РФ.

Предусмотренные ранее условия включения в Ломбардный список ценных бумаг (пп. 1.6 и 1.7 Указания N 2134-У), выпущенных эмитентами, входящими в Перечень системообразующих организаций, и включенных в котировальный список одной из фондовых бирж, действующих на территории РФ, – исключены.

Решение об установлении с 1 января 2011 года новых подходов к формированию Перечня Банка России было принято Советом директоров Банка России 15 октября 2010 года (Информация ЦБ РФ “О подходах к формированию Перечня Банка России”).

<Письмо> ЦБ РФ от 25.11.2010 N 156-Т
“Об учете средств, поступающих во временное распоряжение казенных и бюджетных учреждений”

Уточнен порядок учета средств, поступающих во временное распоряжение казенных и бюджетных учреждений

С 1 января 2011 года указанные средства, подлежащие при наступлении определенных условий возврату вносителям или перечислению по принадлежности, учитываются на балансовом счете N 40302 “Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений”.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Приказ ФСФР РФ от 09.11.2010 N 10-288/пз
“Об утверждении экзаменационных вопросов по специализированному квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами (экзамен первой серии)”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.12.2010 N 19093.

Обновлен перечень вопросов по квалификационному экзамену для специалистов по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами (экзамен первой серии)

Утвержденный Перечень оформлен в виде вопросов, включающих варианты ответов, объединенных в 11 глав, среди которых, в частности: лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами; маржинальные сделки, сделки РЕПО; организация бэк-офиса, ведение внутренних регистров учета и виды отчетности; налогообложение операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; основы технического и фундаментального анализа ценных бумаг; методы оценки рисков инвестиций в ценные бумаги.

Утвержденный ранее Приказом ФСФР РФ от 14.05.2009 N 09-100/пз аналогичный перечень вопросов признан утратившим силу.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 938
“О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей”

Установлен состав и порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Утвержден исчерпывающий список раскрываемых данных, в который, в частности, входит информация: о ценах (тарифах, сборах) на регулируемые работы (услуги); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий в сфере выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг); об основных потребительских характеристиках регулируемых работ (услуг) и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества; о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (услугам), о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; об условиях, на которых осуществляется выполнение (оказание) регулируемых работ (услуг); об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации; о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг).

Информация раскрывается субъектом естественной монополии путем размещения на официальном сайте, опубликования в официальных печатных изданиях, а также на основании письменных запросов потребителей.

Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 968
“О внесении изменений в общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями”

Скорректированы “допустимые” условия соглашений, заключаемых между кредитными и страховыми организациями

В соответствии с Федеральным законом “О защите конкуренции” Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 386 на пятилетний срок установлены антимонопольные требования к соглашениям, определяющим порядок взаимодействия кредитных и страховых организаций при страховании рисков заемщиков.

Изменениями, внесенными в названное Постановление, действие установленных требований распространено на соглашения, определяющие порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования. Для таких соглашений сделано исключение из общего правила. При страховании рисков заемщиков (за исключением страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита) допустимым требованием к предоставлению страховой услуги является условие, предусматривающее обязанность заемщика заключать договор страхования рисков на срок, равный сроку кредитования, если согласно договору внесение страховой премии возможно в рассрочку с уплатой очередного взноса не реже 1 раза в год.

Помимо этого, в частности, установлены конкретные процедурные сроки: для рассмотрения банком представленных страховой организацией сведений и документов для проверки – не более 60 рабочих дней; для направления мотивированного ответа страховой организации о ее соответствии/несоответствии установленным требованиям – не более 10 рабочих дней со дня принятия решения.

Расширен перечень условий соглашений, которые не могут быть признаны допустимыми. Так, в частности, недопустимым является условие, предусматривающее обязанность страховой организации размещать денежные средства на депозитах и в ценные бумаги кредитной организации.

Приказ ФСТ РФ от 26.10.2010 N 259-э/5
“О внесении изменений и дополнений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2009 г. N 268-э/1”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2010 N 19110.

Уточнен порядок индексации регулируемых цен на электроэнергию (мощность), применяемый в договорах купли-продажи электроэнергии (мощности)

В целях определения зависимости регулируемых цен и тарифов на поставляемую электроэнергию от прогнозных показателей инфляции на соответствующий год, изменений цен на топливо, ставок налогов и платежей, а также технологических особенностей производства электроэнергии Приказом ФСТ РФ от 30.10.2009 N 268-э/1 были утверждены формулы индексации цен (тарифов), порядок их применения и порядок установления используемых в формулах показателей.

В эти формулы внесены изменения, касающиеся порядка определения некоторых показателей – удельных расходов, относимых на финансирование капитальных вложений за счет прибыли, планового объема потребления топлива, цен на потребляемый поставщиками электроэнергии природный газ, величины выпадающих доходов или полученного избытка, связанных с отклонениями фактических показателей от плановых показателей, учтенных в тарифах на электроэнергию. В соответствии с изменениями, в частности, из формул исключена привязка отдельных показателей к 2007 и 2008 годам. Кроме этого, для поставщиков оптового рынка электроэнергии, расположенных на территориях, объединенных в ценовые зоны, установлен порядок применения при расчете индексированных цен (тарифов) на генерирующую мощность на 2011 год коэффициентов, учитывающих соотношение отдельных показателей, определенных в прогнозном балансе рынка электроэнергии на 2007 год и в прогнозном балансе на 2010 год.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

<Письмо> ФТС РФ от 18.08.2010 N 01-11/40165
“О включении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в соответствующий реестр”

ФТС РФ разъяснены некоторые вопросы, касающиеся включения лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в соответствующий реестр после введения в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза

Согласно положениям пункта 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 7 статьи 19, подпунктом 4 пункта 1 статьи 24, подпунктом 4 пункта 1 статьи 29 и подпунктом 4 статьи 34 ТК ТС в качестве одного из условий включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов и реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли является отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза. Механизм реализации указанных норм будет определен в Федеральном законе “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

В Российской Федерации до введения в действие данного Федерального закона действует Таможенный кодекс РФ (далее – ТК РФ) в части, не противоречащей ТК ТС. Положения ТК РФ не содержат в качестве условий включения в указанные реестры отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Таможенным органам при включении юридических лиц в соответствующие реестры необходимо руководствоваться вышеназванными положениями ТК ТС только после установления законодательством РФ о таможенном деле конкретных составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, которое позволит юридическим лицам, обратившимся в таможенные органы, обеспечить соблюдение упомянутых условий.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2010 N 20-П
“По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” в связи с жалобами граждан Д.Р. Барановского, Ю.Н. Волохонского и И.В. Плотникова”

Цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом возможна только в крайних случаях и должна быть письменно оформлена

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения статей 20 и 21 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, регулирующие осуществление администрацией места содержания под стражей цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своими адвокатами, поскольку, по смыслу этих законоположений, цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом (защитником) возможна лишь в случаях, когда у администрации следственного изолятора есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер; в таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ привел, в частности, решения Европейского Суда по правам человека, содержащие аналогичные выводы.

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 934
“Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры”

Определен перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю

Постановление издано в развитие Федерального закона от 19.05.2010 N 87-ФЗ, которым установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку, за хищение либо вымогательство растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей. В соответствии с названным Законом крупный и особо крупный размеры культивирования таких растений должны быть утверждены Правительством РФ.

Утвержденный перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в РФ, включает 10 наименований растений, в том числе: голубой лотос; грибы любого вида, содержащие псилоцибин или псилоцин; кактусы, содержащие мескалин; кат; конопля; роза гавайская; шалфей предсказателей; эфедра.

Кроме того, утверждены крупный и особо крупный размеры для растений (частей таких растений), содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их прекурсоры, для целей статей 228, 228.1, 229, 231 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих ответственность за незаконные культивирование, приобретение, хранение, перевозку, сбыт или пересылку, а также хищение или вымогательство таких растений.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969
“О программе подготовки медиаторов”

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе смогут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Минобрнауки РФ по согласованию с Минюстом РФ

С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, которым регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Процедура медиации представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора, то есть независимого физического лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

На непрофессиональной основе деятельность медиатора могут осуществлять лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Профессиональными медиаторами могут являться лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по специальной программе подготовки медиаторов. Постановлением Правительства РФ установлено, что данная программа должна быть утверждена Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.

КонсультантПлюс - разработчик справочной правовой системы

Информация предоставлена компанией КонсультантПлюс