Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 16.03.2011 (Читать)

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 163
“О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации”

Министерство экономического развития РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”

Установлено, что в числе прочих нормативных правовых актов Минэкономразвития РФ принимает, в частности:

перечень дополнительных визуальных сведений универсальной электронной карты, а также иных сведений, подлежащих фиксации на электронном носителе универсальной электронной карты;

типовую форму заявления о выдаче универсальной электронной карты;

порядок аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования;

порядок ведения единого реестра универсальных электронных карт, выданных на территории Российской Федерации;

примерную форму соглашения о взаимодействии, на основании которого осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;

перечень сведений, которые указываются в заявлении о выдаче универсальной электронной карты.

Кроме того, на Министерство возложен ряд дополнительных полномочий, в числе которых:

контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ функций по организации деятельности, связанной с выпуском, выдачей и обслуживанием универсальных электронных карт;

методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и мониторинг их деятельности;

согласование правил разработки, подключения и функционирования электронного банковского приложения и технических требований к нему, разрабатываемых федеральной уполномоченной организацией;

согласование устанавливаемых федеральной уполномоченной организацией перечня и размера тарифов за обслуживание универсальных электронных карт в части, не касающейся функционирования электронных банковских приложений.

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 165
“О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях”

Изменен порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Полномочия по проставлению подтверждающего апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях переданы региональным органам исполнительной власти. Ранее эту функцию выполнял Рособрнадзор. Утверждены правила подтверждения таких документов.

Процедуры подтверждения документов государственного образца осуществляются в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 5 октября 1961 года. Согласно Конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10
“О некоторых вопросах применения законодательства о залоге”

Арбитражным судам даны разъяснения по применению отдельных положений законодательства о залоге

Особое внимание Пленум ВАС РФ уделил вопросам внесудебного обращения взыскания на предмет залога.

В частности, судам следует иметь в виду, что соглашение залогодателя с залогодержателем о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, нарушающее действующий в момент его заключения запрет внесудебного обращения взыскания на предмет залога, является ничтожной сделкой на основании статьи 168 ГК РФ. Если условие о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, включенное в текст договора о залоге, противоречит положениям закона, взыскание на имущество, заложенное по такому договору, обращается в судебном порядке.

В случае, когда залогодержатель по договору о залоге, не имея права на обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, обратил взыскание на предмет залога и заложенное имущество было отчуждено им третьему лицу, судам необходимо руководствоваться следующим.

Залогодатель вправе истребовать от приобретателя свое имущество, неправомерно отчужденное залогодержателем, а если имущество неправомерно оставлено залогодержателем за собой – от залогодержателя. При этом удовлетворение виндикационного иска залогодателя к приобретателю предмета залога не исключает обязанности залогодержателя по возмещению залогодателю дополнительных расходов, связанных с восстановлением нарушенного права, и иных убытков. В случаях, когда заложенное имущество не может быть истребовано посредством виндикационного иска либо залогодатель не реализует свое право на истребование предмета залога из чужого незаконного владения, залогодатель не лишен права требовать от залогодержателя полного возмещения причиненных ему убытков, включающих в себя стоимость предмета залога.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2
“О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Верховный Суд РФ разъяснил правовые нормы, регулирующие обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Кроме норм Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” в постановлении разъясняются затрагивающие указанную сферу нормы Трудового, Гражданского и Семейного кодексов, а также подзаконных актов, регулирующих расследование и учет профессиональных заболеваний, медико-социальную экспертизу, установление степени утраты профессиональной трудоспособности.

В постановлении напоминаются субъекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – круг лиц, подлежащих страхованию, страхователи и страховщик (Фонд социального страхования РФ). Указан, со ссылками на нормы соответствующих законодательных актов, подробный перечень лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию в случае смерти застрахованного лица (иждивенцев).

Разъяснены порядок определения размера возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу, также и в соответствии с гражданским законодательством, в части, превышающей обеспечение по страхованию, и возможность компенсации морального вреда причинителем вреда.

Подробно разъяснено понятие страхового случая, с указанием и разъяснением, со ссылками на соответствующие правовые нормы, каждого из квалифицирующих признаков страхового случая – факта повреждения здоровья, принадлежности пострадавшего к кругу застрахованных, наличия причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.

В постановлении затронуты также вопросы определения степени утраты профессиональной трудоспособности, в т.ч. при несогласии застрахованного с заключением медико-социальной экспертизы, особенности применения такого вида обеспечения по страхованию, как единовременная страховая выплата, а также вопросы взыскания страхового возмещения при невыполнении работодателем обязанности по уплате страховых взносов (в таких случаях взыскание производится с соответствующего отделения ФСС РФ).

Подробно разъясняются вопросы расчета и перерасчета размера назначенных страховых выплат, в т.ч. в связи со спорами об обеспечении права истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и в связи с инфляционными процессами. Разъяснены также некоторые особенности осуществления выплат за счет капитализированных платежей (в т.ч. в определенных случаях – вне зависимости от наличия капитализированных платежей).

В постановлении также напоминается содержание соответствующих судебно-процессуальных норм – норм, определяющих подсудность дел по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, норм, регулирующих вопросы уплаты государственной пошлины по таким делам и участие в них прокурора.

 

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 154
“О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость”

В перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС, включена новая позиция

Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372. В названный перечень включены газовые турбины модели PG 6111FA (код ТН ВЭД ТС 8502 31 000 0). Отдельные позиции (классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8417 80 850 0, 8477 80 990 0) изложены в новой редакции.

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 159
“О внесении изменений в Правила предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов”

Соглашение о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства должно предусматривать обязательство по возврату предоставленных средств

Правила предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 815.

Субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти – главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Минрегионом РФ.

Названными Правилами установлены требования к содержанию данного соглашения. В частности, оно должно содержать перечень объектов капитального строительства, на софинансирование которых предоставляются субсидии, размер средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), направляемых на финансирование таких объектов. Теперь еще одним важным условием является наличие в соглашении положения, предусматривающего обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ возвратить предоставленные средства в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением участниками проекта своих обязательств по инвестиционному проекту (в отношении проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение).

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 160
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1017”

Действие Правил предоставления госгарантий по кредитам (облигационным займам), привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, распространено на 2011 год с учетом некоторых особенностей

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017 утверждены Правила предоставления указанных госгарантий в 2010 году. Вносимыми изменениями в тексте документа 2010 год заменен на 2011 год.

Кроме того, Правила дополнены положениями, предусматривающими особенности предоставления государственных гарантий. В частности, установлено, что гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита и процентов за пользование кредитом, а также по выплате номинальной стоимости облигаций и процентов по ним, срок исполнения которых наступает после 1 января 2014 года.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153
“Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В Положении о Федеральном дорожном агентстве закреплены полномочия по выкупу земельных участков для формирования полос отвода федеральных автомобильных дорог

В соответствии с изменениями, внесенными в “Положение о Федеральном дорожном агентстве”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374, Росавтодор заключает договоры с собственниками земельных участков или расположенных на них иных объектов недвижимости о выкупе таких земельных участков (расположенных на них иных объектов недвижимости) в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог.

Также закреплено право Агентства уполномочивать находящиеся в его ведении федеральные государственные учреждения заключать договоры о выкупе земельных участков в федеральную собственность в целях размещения автомобильных дорог федерального значения.

Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 “Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования” и от 14.04.2007 N 233 “О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог” с внесенными в них изменениями.

Приказ Минфина РФ от 29.12.2010 N 193н
“Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.03.2011 N 20043.

Страховщики обязаны создать оптимальные условия для хранения документов, обеспечивающие их сохранность и оперативность получения по запросам органов государственной власти

Во исполнение требований Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” Минфином РФ утвержден перечень документов и требования к обеспечению их сохранности страховщиками.

В Перечень включены, в частности, документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (учредительные документы, свидетельство о госрегистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, сведения о составе акционеров и т.д.), документы, подтверждающие право на осуществление страховой деятельности (лицензии, предписания, выданные органами страхового надзора, заключения органов финансового контроля, аудиторские заключения, документы, подтверждающие членство в профессиональных объединениях и др.), а также документы, подтверждающие принятие и исполнение обязательств по договорам страхования (бланки страховых полисов, договоры страхования, первичные учетные документы, расчеты страховых резервов, номенклатура и описи дел и т.п.).

Установлены обязательные меры, обеспечивающие сохранность документов, в том числе: ведение учета документов, разработка номенклатуры дел, создание архива и обеспечение порядка выдачи дел из него, обеспечение физико-химической сохранности документов. Для каждого вида документов предусмотрены сроки хранения, определен порядок передачи документов при смене руководителя страховщика, а также установлены правила их уничтожения.

Документ содержит также положения, предусматривающие требования к учету, хранению, использованию бланков строгой отчетности (БСО). В частности, установлено, что транспортировка БСО должна быть обеспечена надлежащей охраной, а сведения об утраченных или похищенных БСО должны размещаться на сайте страховщика или на сайте профессионального объединения страховщиков.

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Приказ ФТС РФ от 27.01.2011 N 150
“Об утверждении формы заявления об уплате акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства – члена Таможенного союза”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.03.2011 N 20033.

Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства – члена Таможенного союза, утверждена форма заявления, предоставляемого налогоплательщиком в таможенный орган

Заявление предоставляется на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Один экземпляр заявления остается в таможенном органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой таможенного органа, подтверждающей уплату акциза в полном объеме.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164
“Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования”

Утверждены новые правила осуществления контроля и надзора в сфере образования

Установлено, в частности, что при осуществлении государственного контроля качества образования одним из предметов плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2011 N 385-р

Утвержден перечень вузов, которым предоставляется право проводить в 2011 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности

Перечень содержит следующие государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в частности:

“Московский государственный лингвистический университет”;

“Московский педагогический государственный университет”;

“Российский государственный гуманитарный университет”;

“Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина”;

“Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова”;

“Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения”;

“Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики”.

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 N 91
“О федеральной целевой программе “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”

В целях перехода отечественной медицинской промышленности на инновационную модель развития разработана федеральная целевая программа

Основными задачами ФЦП “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”, в частности, определены:

технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня;

выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинской техники и изделий медицинского назначения с целью импортозамещения;

увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом.

Объем финансирования Программы определен в размере 188067 млн. рублей.

Предусмотрены следующие мероприятия Программы:

развитие научно-технического и инновационного потенциала фармацевтической промышленности;

развитие научно-технического и инновационного потенциала медицинской промышленности;

развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности;

технологическое перевооружение, модернизация и переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

Приказ Ростуризма от 12.03.2011 N 50
“О мерах по информированию туроператоров, турагентов и туристов о стихийном бедствии в Японии”

Ростуризм предписал туроператорам, турагентам и их объединениям временно приостановить оказание услуг российским гражданам по организации путешествий в Японию

В связи с произошедшими в Японии землетрясением и цунами российским гражданам рекомендовано временно воздержаться от путешествий в эту страну.

Российским туристам, находящимся на территории Японии, в случае необходимости оказания им помощи рекомендовано обращаться на телефоны “горячей линии” российского Посольства в Токио ( +81-3-3583-4297, +81-3-3583-4224, +81-80-3175-2170).

В Ростуризме организована работа “горячей линии” на период существования угрозы безопасности в Японии. Телефон “горячей линии” +7 (495) 607-34-77.

Туроператорам, турагентам и их объединениям предписано принять все необходимые меры для обеспечения личной безопасности российских туристов, находящихся в Японии, в том числе оказывать содействие в их досрочном возвращении в Россию.

Им также предписано, в частности, в обязательном порядке информировать российских туристов, заключивших договоры, связанные с путешествиями в Японию, о порядке изменения или расторжения таких договоров, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

КонсультантПлюс - разработчик справочной правовой системы

Информация предоставлена компанией КонсультантПлюс