Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 07.12.2011 (Читать)

 

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 06.12.2011 N 395-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе”

С 1 января 2013 года вступает в силу Закон, устанавливающий порядок ротации гражданских служащих в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы

Законом устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обязанность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность гражданской службы.

Перечень должностей, по которым предусматривается ротация, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ
“О хозяйственных партнерствах”

С 1 июля 2012 года в Российской Федерации появится еще один вид юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, – хозяйственные партнерства

Участниками хозяйственного партнерства (их должно быть не менее двух) могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах может быть запрещено или ограничено.

Создание хозяйственного партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается; в то же время реорганизовано партнерство может быть только в форме преобразования в акционерное общество. Партнерство не может быть учредителем или участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Оно также не вправе размещать рекламу своей деятельности.

В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определены уставом либо единогласным решением всех участников на весь срок деятельности партнерства.

Федеральный закон “О хозяйственных партнерствах” регулирует и другие вопросы, связанные с созданием, особенностями осуществления деятельности, управлением партнерством, взаимоотношением его участников, реорганизацией и ликвидацией.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 393-ФЗ
“О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О хозяйственных партнерствах”

В Гражданский кодекс РФ включено упоминание еще одного вида юридических лиц – хозяйственных партнерств

В перечень юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, включены “хозяйственные партнерства”. Деятельность этого вида юридических лиц регулируется принятым Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ “О хозяйственных партнерствах”.

Данный Федеральный закон так же, как и Федеральный закон “О хозяйственных партнерствах”, вступает в силу с 1 июля 2012 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 06.12.2011 N 394-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике”

Уточнены полномочия государственных органов и иных организаций в сфере регулирования электроэнергетики, а также полномочия органов самоуправления рынка электроэнергии

Правительству РФ предоставлено полномочие по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем и по определению механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем определения надбавок к ценам на такую электроэнергию.

Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти получили право утверждать правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, а также устанавливать применяемые до 1 января 2014 года тарифы на электроэнергию (мощность), продаваемую и приобретаемую на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств.

Совет оптового рынка электроэнергии должен, помимо других своих функций, осуществлять мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и проводить мероприятия в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающие принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса.

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью получила право преимущественной покупки объектов электросетевого хозяйства, входящих в эту сеть.

Территориальные сетевые организации отнесены к естественным монополиям.

В Федеральный закон “Об электроэнергетике” внесены и другие изменения, уточняющие полномочия упомянутых лиц, а также затрагивающие иные вопросы электроэнергетики, в т.ч. процедуры, связанные с ценообразованием на рынках электроэнергии и получением статуса субъекта этих рынков.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 396-ФЗ
“О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”

Уточнены требования к оборудованию и застройке рынков

Установлено, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона “О розничных рынках…”, содержащей требования к планировке, перепланировке и застройке рынка.

С указанной даты для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Данные требования в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения применяются с 1 января 2015 года, а требования в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, – с 1 июля 2012 года (ранее – с 1 января 2012 года).

Закон вступает в силу с 31 декабря 2011 года.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

С 1 января 2012 года вступят в силу “антимонопольные поправки” в российское законодательство

Основные изменения коснулись положений Федерального закона “О защите конкуренции”, в том числе:

– уточнен понятийный аппарат Закона, введено такое понятие как “лицо, являющееся объектом экономической концентрации”;

– уточнены правила признания цен монопольно высокими (определены условия, при которых цены на товары таковыми не признаются);

– скорректированы нормы Закона, предусматривающие критерии признания действий хозяйствующих субъектов согласованными и приводящими к ограничению конкуренции, а также критерии признания совокупности лиц – группой лиц для целей данного Закона. Определен ряд случаев, при которых являются допустимыми ограничивающие конкуренцию соглашения о совместной деятельности;

– определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;

– предусмотрена возможность направления хозяйствующему субъекту предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

– уточнены условия, при которых создание и реорганизация хозяйствующих субъектов осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа;

– введены дополнительные требования к составу и содержанию документов, прилагаемых к ходатайству (уведомлению) об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю;

– определены основания для пересмотра решения (предписания) по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Отдельные изменения внесены также в Федеральные законы “О естественных монополиях” (в частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры), “Об электроэнергетике” (введено понятие манипулирования ценами на рынках электрической энергии), а также Уголовный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ.

Приказ ФСТ РФ от 27.10.2011 N 254-э/4
“О внесении изменений и дополнений в Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 412-э/8”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2011 N 22443.

Поставщики газа, оказывающие снабженческо-сбытовые услуги конечным потребителям, вправе не согласовывать с ФСТ РФ график покрытия незапланированного убытка прошлых лет, учитываемого при установлении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в течение нескольких последующих лет

Из Методических указаний, устанавливающих порядок определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, исключена также регламентация процедур представления в ФСТ РФ материалов для рассмотрения вопросов об утверждении или пересмотре размера платы.

В Методические указания включены пункты, регулирующие учет расходов по оплате комиссионных вознаграждений за услуги по приему платежей населения за газ, регулирующие определение размера платы в случае увеличения зоны реализации газа организацией, которой переданы функции по реализации газа от другой организации, а также устанавливающие правила отнесения конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется плата за снабженческо-сбытовые услуги, для случаев, когда в течение календарного года происходит смена поставщика газа.

Уточнен порядок расчета размера платы за указанные услуги в случаях, когда фактический объем поставки газа конечному потребителю выходит за объемные пределы группы, к которой данный потребитель был отнесен.

Изменены коэффициенты удельной сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг для различных направлений использования газа населением (ранее учитывался не вид использования газа, а объемы его потребления). В новой редакции приведены формы расчета расходов на оказание снабженческо-сбытовых услуг и расчета дифференцированного размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 06.12.2011 N 397-ФЗ
“О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие действительных документов, удостоверяющих их личность, в отношении которых Генеральной прокуратурой РФ принято решение о выдаче иностранному государству, могут выезжать из РФ на основании данного решения

Вышеупомянутые лица, в отношении которых иностранным государством удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры РФ о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории РФ и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве, могут въезжать в РФ на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении такого запроса.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 398-ФЗ
“О внесении изменения в статью 12 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Внесены уточнения в порядок выдачи дипломатических и служебных паспортов

Установлено, в частности, что дипломатические паспорта могут выдаваться, в числе прочих, иным лицам, согласно перечню, утверждаемому Президентом РФ. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.

Оформление и выдача служебных паспортов будут осуществляться также лицам, осуществляющим медицинское и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента РФ и высших должностных лиц РФ в их зарубежных командировках.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 399-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”

Регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется по выбору гражданина в одном из поселений муниципального района, в границах которого проходят маршруты его кочевий

В соответствии с законодательством РФ к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

К особой категории относятся коренные малочисленные народы, ведущие кочевой образ жизни, обусловленный особенностями их хозяйствования (выпас оленей). Указанные лица не обладают постоянным местом жительства, проживают в переносных видах жилища, которые не попадали под определение “место жительства”, содержащееся в предыдущей редакции Закона.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 400-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии”

Установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии

В частности, самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС РФ, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Также предусмотрено, что иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС РФ, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ РФ.

В перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, включены сведения о реадмиссии иностранного гражданина.

Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2012 года.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 N 4-ФКЗ
“О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам”

Не позднее 1 февраля 2013 года в системе арбитражных судов должен быть образован специализированный суд по рассмотрению дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, – Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

В качестве суда первой инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает:

дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на технологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.