Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 02.07.2013 (Читать)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 29.06.2013 N 136-ФЗ
“О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан”

С 1 июля 2013 года вводится уголовная ответственность за совершение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, в целях оскорбления религиозных чувств верующих

Указанное деяние будет наказываться штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, совершенное в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, повлечет максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Существенно ужесточено уголовное наказание за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. В случае совершения данного деяния лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Также усилена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания. Это правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ранее размер штрафа, налагаемого на граждан, составлял от ста до трехсот рублей, а на должностных лиц – от трехсот до восьмисот рублей).

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П
“По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова”

Срок проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может применяться вне связи с процессом судебной защиты его прав

Конституционный Суд РФ признал положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”:

соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения предполагают в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки – в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти – досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата;

не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения – при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования – допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование отношений, связанных с удалением главы муниципального образования в отставку и проведением – в случае признания судом законности соответствующего решения представительного органа местного самоуправления – досрочных выборов главы муниципального образования, изменения, обеспечивающие максимально возможное сокращение сроков судебного обжалования такого решения и незамедлительное рассмотрение судом дела о проверке его законности.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений правоприменительные органы должны исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 535
“О внесении изменения в Правила предоставления и распределения в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку произведенных на территории государств – участников Единого экономического пространства автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов”

Уточнен порядок оценки Минтрансом России эффективности расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования на обновление подвижного состава

Ранее было установлено, что такая оценка эффективности осуществляется Минтрансом России исходя из степени достижения таким субъектом РФ или муниципальным образованием значений показателей результативности предоставления субсидии и определяется как отношение количества транспортных средств, приобретенных в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава (по видам) до 1 июля 2013 г., к количеству транспортных средств, планируемых к приобретению.

Теперь данный срок передвинут на 30 ноября 2013 года.

В случае если по состоянию на 30 ноября 2013 года субъектом РФ не достигнуты установленные значения показателей результативности предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета.

Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 539
“Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза “Технический регламент на масложировую продукцию”

Обеспечение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза “Технический регламент на масложировую продукцию” (ТР ТС 024/2011) возложено на Роспотребнадзор

Указанный технический регламент распространяется на масложировую продукцию, выпускаемую в обращение на территории государств – членов Таможенного союза, устанавливает требования к ней, включая требования к ее упаковке и маркировке, а также к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации.

Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 540
“Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей”

На Роспотребнадзор возложены полномочия по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей” (ТР ТС 023/2011)

Указанный технический регламент устанавливает:

требования к соковой продукции из фруктов и (или) овощей;

требования к связанным с требованиями к соковой продукции из фруктов и (или) овощей процессам производства, хранения, перевозки и реализации;

правила идентификации соковой продукции из фруктов и (или) овощей;

схемы подтверждения соответствия соковой продукции из фруктов и (или) овощей;

требования к маркировке соковой продукции из фруктов и (или) овощей.

Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 544
“О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике”

Утвержден новый порядок получения разрешения на осуществление деятельности в Антарктике

Российским гражданам и юридическим лицам такое разрешение выдается Росгидрометом по согласованию с МИД России и Минприроды России, на основании заключения Росприроднадзора об оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду Антарктики, а также в зависимости от характера планируемой деятельности – по согласованию с Минтрансом России, Минобрнауки России, МЧС России, Росрыболовством, Роскосмосом и РАН.

Для получения разрешения заявитель не позднее чем за 3 месяца до начала осуществления планируемой деятельности представляет (в электронном виде или по почте) соответствующую заявку с приложением необходимых документов.

Действие Положения не распространяется на выдачу разрешений на научную и промысловую деятельность в отношении морских живых ресурсов, выдаваемых в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики.

Утратило силу Постановление Правительства РФ от 11.12.1998 N 1476, которым регламентировался ранее действовавший порядок выдачи таких разрешений.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

<Информация> ФНС России от 01.07.2013

ФНС России сообщает о новшествах в формах документов, применяемых при государственной регистрации ЮЛ, ИП и крестьянского (фермерского) хозяйства

С 4 июля вводятся в действие новые формы документов, утвержденные приказами ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ и от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@.

Отмечено, в частности, что новые формы заявлений о госрегистрации являются машиноориентированными, не содержат “технических” разделов для отражения сведений об ОПФ, количестве учредителей, количестве видов экономической деятельности и пр.

Обращено также внимание на изменения в формах документов, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Сообщается, в частности, что в некоторых случаях не будут выдаваться привычные свидетельства о госрегистрации. Так, например, в случае прекращения деятельности ЮЛ, ИП и КФХ и внесении изменений в сведения об указанных лицах заявителю будет выдаваться лист, содержащий записи о сведениях, внесенных в ЕГРЮЛ и ЕРГИП.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 541
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 841”

Правительство РФ приводит свою нормативно-правовую базу в соответствие с Указом Президента РФ “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”

Изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 N 841 “О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации”, предусмотрено, в частности, что работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), обязан представлять в порядке, определяемом в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции” и иными нормативными правовыми актами, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Также установлено, что запреты, предусмотренные статьей 349.1 Трудового кодекса РФ (“Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний”), распространяются на работников государственной корпорации (государственной компании), замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другие должности, включенные в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании).

Запрет использования в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущества государственной корпорации или государственной компании, и разглашения сведений конфиденциального характера, распространяется на всех работников государственной корпорации (государственной компании).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 545
“Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г.”

В I квартале 2013 года величина прожиточного минимума на душу населения по сравнению с предыдущим показателем увеличилась с 6705 до 7095 рублей

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины, данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам.

Так, в I квартале 2013 года для трудоспособного населения величина прожиточного минимума установлена в размере 7633 рубля (в IV кв. 2012 г. – 7263 рубля), пенсионеров – 5828 рублей (ранее – 5281 рубль), детей – 6859 рублей (6432 рубля).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”

Подписан Федеральный закон, направленный на усиление мер борьбы с легализацией преступных доходов

Соответствующие изменения и дополнения внесены в некоторые законодательные акты, в том числе:

– Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (в том числе в части предоставления доступа к информации, содержащей банковскую тайну);

– Уголовный кодекс РФ (поправки направлены на совершенствование норм, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, трансграничное перемещение валютных средств, и введение уголовной ответственности за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу в рамках Евразийского экономического сообщества);

– Налоговый кодекс РФ (в частности, внесены уточнения, касающиеся порядка взыскания недоимки, приостановления операций по счетам налогоплательщиков, предоставления банками информации о наличии счетов, вкладов (депозитов), проведения налоговых проверок, а также представления налоговых деклараций по НДС лицами, не являющимися плательщиками данного налога);

– Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…” (уточнен понятийный аппарат (в т.ч. введено понятие “бенефициарный владелец”), расширен перечень организаций, на которые распространяются требования данного закона (включены, в частности, страховые брокеры, общества взаимного страхования, НПФ, операторы связи, оказывающие услуги подвижной радиотелефонной связи), уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

– Гражданский кодекс РФ – введены дополнительные требования к регистрации юридических лиц (в части представления сведений для внесения в ЕГРЮЛ, порядка и оснований отказа в регистрации ЮЛ, возмещения убытков участникам гражданского оборота);

– Законы “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, “О рынке ценных бумаг”, “О негосударственных пенсионных фондах”, в том числе введены ограничения к осуществлению функций руководителя, члена исполнительного органа страховой организации, органам управления и работникам профессионального участника рынка ценных бумаг, членам совета НПФ.

Значительные поправки внесены также в другие законодательные акты, в том числе УПК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, “О несостоятельности (банкротстве)” и др.

Информационное письмо ФСФР России от 27.06.2013 N 13-ДП-12/23781
“Об условиях и форматах представления страховщиками формы статистической отчетности N 1-С “Сведения об основных показателях деятельности страховщика” в виде электронного документа, а также о контрольных соотношениях ее показателей начиная с отчетности за первое полугодие 2013 года”

ФСФР доводит до сведения страховщиков условия и форматы представления страховщиками формы статистической отчетности N 1-С “Сведения об основных показателях деятельности страховщика” в виде электронного документа начиная с отчетности за первое полугодие 2013 года

Форма N 1-С представляется в одном экземпляре на бумажном носителе (ксерокопии не принимаются), а также в виде электронного документа. При этом информация, представленная в виде электронного документа, должна быть идентичной информации, представленной на бумажном носителе.

В случае представления отчетности в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, их представление на бумажном носителе не требуется.

Электронный адрес для отправки отчетности: ssd_1c@ffms.ru.

Форма может быть представлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет субъектов страхового дела (кроме отчетных периодов ранее первого полугодия 2013 года).

В приложении к документу приведены Контрольные соотношения показателей формы статистической отчетности N 1-С “Сведения об основных показателях деятельности страховщика” начиная с отчетности за первое полугодие 2013 года.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536
“Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности”

С 1 января 2014 года вступают в силу требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности, создаваемых в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II классов опасности

Документация системы включает в себя, в частности:

– заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

– положение о системе управления промышленной безопасностью;

– положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

– документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах.

Требованиями регламентировано обязательное содержание таких документов. Установлено также, что в эксплуатирующих организациях не реже одного раза в течение календарного года документально оформляются результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Разъяснения ФАС России от 04.06.2013 N АК/21792/13
“О порядке заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции”

Проведенные органом местного самоуправления торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут быть признаны недействительными

В связи с опубликованием и вступлением в силу 14 мая 2013 года Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым внесены изменения в том числе в статью 19 Федерального закона “О рекламе”, ФАС России сообщает, в частности, следующее.

Федеральным законом “О рекламе” установлена обязанность субъектов РФ по определению предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. При этом данным законом определено, что предельные сроки, на которые могут быть заключены такие договоры, не могут составлять менее пяти и более десяти лет.

В отсутствие нормативного акта субъекта РФ, определяющего предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, органы местного самоуправления не имеют возможности проводить торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заключать такие договоры.

Таким образом, в случае проведения органом местного самоуправления торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции после 14.05.2013 в отсутствие указанного нормативного акта субъекта РФ такие торги могут быть признаны недействительными.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 29.06.2013 N 135-ФЗ
“О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей”

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних будет наказываться штрафом до 1 млн рублей

Под пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям.

Отягчающими обстоятельствами для данного правонарушения являются его совершение посредством СМИ и через Интернет, а также совершение правонарушения иностранным гражданином.

В частности, данное правонарушение, совершенное через СМИ и Интернет, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Право составлять протоколы об административных правонарушениях за публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, возложены на должностных лиц органов внутренних дел, а рассмотрение дел об административных правонарушениях – на судей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19
“О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности”

Судам общей юрисдикции даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при применении главы 11 “Освобождение от уголовной ответственности” Уголовного кодекса РФ

Судам следует иметь в виду, в частности, следующее:

деятельное раскаяние может влечь освобождение от уголовной ответственности только в том случае, когда лицо вследствие этого перестало быть общественно опасным. Разрешая вопрос об утрате лицом общественной опасности, необходимо учитывать всю совокупность обстоятельств, характеризующих поведение лица после совершения преступления, а также данные о его личности. При этом признание лицом своей вины без совершения действий, предусмотренных указанной нормой, не является деятельным раскаянием;

условие освобождения от уголовной ответственности в виде способствования раскрытию и расследованию преступления следует считать выполненным, если лицо способствовало раскрытию и расследованию преступления, совершенного с его участием;

при рассмотрении вопроса о применении положений статьи 76 УК РФ к лицам, совершившим преступление, последствием которого явилась смерть пострадавшего, судам следует иметь в виду положения части 8 статьи 42 УПК РФ о переходе прав потерпевшего в таких случаях к одному из близких родственников погибшего. При этом необходимо учитывать, что положения указанной нормы не препятствуют признанию потерпевшими не одного, а нескольких лиц. Поскольку уголовно-процессуальный закон не содержит каких-либо ограничений в процессуальных правах лиц, признанных потерпевшими в порядке, установленном частью 8 статьи 42 УПК РФ, примирение лица, совершившего преступление, с такими потерпевшими может служить основанием для освобождения его от уголовной ответственности;

для освобождения от уголовной ответственности за преступления, указанные в части 2 статьи 76.1 УК РФ, возмещение ущерба, а также перечисление в федеральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме;

в случае совершения преступления небольшой или средней тяжести в сфере экономической деятельности выполнение не всех или не в полном объеме действий, предусмотренных статьей 76.1 УК РФ, препятствует освобождению лица от уголовной ответственности по правилам не только указанной нормы, но и статей 75 и 76 УК РФ;

сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Когда последний день срока давности совпадает с днем вступления приговора в законную силу, лицо не подлежит освобождению от уголовной ответственности, поскольку срок давности еще не истек.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон и истечением сроков давности уголовного преследования, а также по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности осуществляется в форме прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования на основании пункта 3 части 1 статьи 24, статей 25, 28 и 28.1 УПК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 27 УПК РФ обязательным условием принятия такого решения является согласие на это лица, совершившего преступление. Если лицо возражает против прекращения уголовного дела, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке. В связи с этим судам необходимо разъяснять лицу его право возражать против прекращения уголовного дела по указанным основаниям и юридические последствия прекращения уголовного дела, а также выяснять, согласно ли оно на прекращение уголовного дела. Согласие (несогласие) лица следует отражать в судебном решении.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22
“О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре”

Судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Сообщается, в частности, следующее:

административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;

применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории РФ на законных основаниях;

в отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений;

административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное обращение с таким заявлением возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21
“О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней”

Судам общей юрисдикции даны разъяснения, касающиеся порядка применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Сообщается, в частности, следующее:

правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней. При этом, законодательство РФ может предусматривать более высокий уровень защиты прав и свобод человека в сравнении со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и Протоколами к ней в толковании Суда. В таких случаях судам необходимо применять положения, содержащиеся в законодательстве РФ;

судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества;

необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства не может оправдывать ограничение иных прав, предусмотренных в Конвенции (например, права на процессуальное равенство сторон в судебном процессе; права обвиняемого задать вопрос показывающему против него свидетелю). Поэтому суд не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального равенства сторон;

положения пункта 4 статьи 5 Конвенции в толковании Европейского Суда предусматривают право лица на безотлагательное рассмотрение судом вопроса о правомерности его заключения под стражу и на незамедлительное освобождение, если заключение под стражу признано судом незаконным и необоснованным. В связи с этим судам после поступления жалобы и (или) представления на постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (о продлении срока содержания под стражей) необходимо незамедлительно направлять соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения. Судам апелляционной инстанции надлежит рассматривать указанные жалобу и (или) представление не позднее срока, определенного в части 11 статьи 108 УПК РФ.