Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 04.07.2013 (Читать)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 147-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Постановление Государственной Думы (Совета Федерации) о прекращении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Закон сохраняет гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в период обжалования постановления, в том числе в таких случаях прекращения их полномочий, как вхождение в состав иностранных некоммерческих неправительственных организаций, открытие ими (их супругами и несовершеннолетними детьми) вкладов в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иностранного государства.

Также уточнено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, в том числе входить в состав таких органов управления коммерческой организации, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления, а также участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления хозяйственного общества.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 169-ФЗ
“О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и статьи 7 и 9 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”

Члены семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, смогут получать гражданство РФ в упрощенном порядке

Согласно изменениям, внесенным в часть 7 статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”, без условия об обязательном 5-летнем сроке проживания на территории России и без получения вида на жительство в Российской Федерации, а также без подтверждения наличия законного источника средств к существованию и без подтверждения владения русским языком на определенном уровне, в российское гражданство в упрощенном порядке будут приниматься не только сами участники названной Государственной программы, но и члены их семей, прибывшие в Российскую Федерацию совместно с ними.

Кроме того, в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” внесены изменения, касающиеся вопросов аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданного участнику Государственной программы и членам его семьи.

В частности, данные документы могут быть аннулированы, если будет установлено, в том числе, что указанные лица в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления на выдачу разрешения на временное проживание или вида на жительство, подвергались административному выдворению за пределы РФ; представили поддельные или подложные документы либо сообщили о себе заведомо ложные сведения; имеют непогашенную или неснятую за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ судимость.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 180-ФЗ
“О внесении изменения в статью 9 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”

Определены основания, при наличии которых лицо не может являться учредителем (участником, членом) религиозной организации

Установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”;

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 143-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральной фельдъегерской связи”

В Федеральный закон “О федеральной фельдъегерской связи” внесены уточнения, касающиеся задач фельдъегерской связи и полномочий сотрудников органов фельдъегерской связи

Поправки, в частности, затрагивают вопросы взаимодействия федеральной фельдъегерской связи с федеральными органами исполнительной власти, правового положения и социальной защиты сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи, условий и пределов применения ими физической силы, специальных средств, оружия.

Среди задач федеральной фельдъегерской связи более не значится доставка корреспонденции:

– органов военного управления, в том числе Министра обороны РФ, Генштаба Вооруженных Сил РФ, главных штабов видов Вооруженных Сил РФ, штабов родов войск, военных округов, флотов, оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД РФ, территориальных органов федеральной службы безопасности;

– администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решениям Правительства РФ.

Установлено также, что органам федеральной фельдъегерской связи для решения поставленных перед ними задач предоставляется право приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта с оплатой по установленным на транспорте тарифам. Посадка вооруженных лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи на воздушные, морские, речные суда и на поезда осуществляется до начала общей посадки пассажиров.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 149-ФЗ
“О внесении изменения в статью 10 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Субъекты РФ наделены правом самостоятельно учреждать должности гражданской службы субъекта РФ с учетом структуры государственных органов данного субъекта РФ

Изменения внесены в целях приведения нормы, касающейся утверждения реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.11.2012 N 26-П.

Уточняется, что должности государственной гражданской службы субъекта РФ в государственных органах субъекта РФ, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ составляется с учетом принципов построения реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 158-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения”

Принят закон, регламентирующий создание дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В законе дается определение понятия “система оповещения и информирования населения”, вносятся соответствующие изменения в полномочия региональных и местных органов власти в части создания системы оповещения и информирования населения, обеспечения эксплуатации, развития и поддержания ее в постоянной готовности.

Определено, в частности, что редакции средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в эфир по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Границы зон экстренного оповещения населения определяются региональными нормативными правовыми актами по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 160-ФЗ
“О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Уточнена сфера действия Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Предусмотрено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные в том числе с куплей-продажей драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров), осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 172-ФЗ
“О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”

В перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может быть оказана государственная поддержка, включены организации, осуществляющие деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания российских граждан

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 173-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Существенно увеличены размеры штрафов за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, а также за нарушение правил в области охраны атмосферного воздуха

Установлено, что за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи 8.14) минимальные и максимальные размеры административных штрафов в отношении должностных лиц увеличиваются в 6,7 раз (до десяти тысяч рублей) и в 10 раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в 13 раз (до двадцати тысяч рублей) и в 15 раз (до тридцати тысяч рублей), в отношении юридических лиц – в 8 раз (до восьмидесяти тысяч рублей) и в 5 раз (до ста тысяч рублей).

В части выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (часть 1 статьи 8.21) в отношении должностных лиц штрафы выросли в 10 раз, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в 20 раз, в отношении юридических лиц – в 5 раз.

В части нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (часть 2 статьи 8.21) в отношении должностных лиц минимальные и максимальные размеры штрафа возросли в 3,3 раза (до десяти тысяч рублей) и в 5 раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении юридических лиц – в 2,6 раза (до восьмидесяти тысяч рублей) и в 2,5 раза (до ста тысяч рублей). Одновременно введена административная ответственность в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 176-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и статьи 7 и 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов”

Проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия

Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе. Оценка регулирующего воздействия и экспертиза проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аналогичные процедуры установлены для муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

При этом положения, касающиеся экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия их проектов, применяются в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, – с 1 января 2015 года, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения – с 1 января 2016 года, а иных муниципальных образований – с 1 января 2017 года.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 177-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Усилены меры административной ответственности за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах

Установлено, что стрельба из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от полутора до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему.

Кроме того, устанавливается ответственность за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других, не отведенных для этого местах, совершенную группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения.

В этих случаях предусматривается наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, с конфискацией оружия и патронов к нему, либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.

Федеральный закон вступает в силу с 30 июля 2013 года.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 182-ФЗ
“О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

В Федеральный закон “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” внесены редакционные поправки

Определено, что ответ на обращение не дается в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или (ранее – “и”) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Установлено также, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно (ранее – “многократно”) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо праве принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.

Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101-р

Утверждена Концепция федеральной целевой программы “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014 – 2019 годы за счет средств федерального бюджета с прогнозным объемом финансирования в 60416,05 млн рублей

Целью Программы является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества и обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.

В Программе предусматривается реализация комплекса скоординированных мероприятий по приоритетным направлениям развития системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.

По мнению авторов Концепции, задачи программы позволят создать скоординированную систему направлений деятельности и детализирующих их мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также обеспечить:

– условия для решения существующих проблем;

– переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;

– активное вовлечение в реализацию мероприятий Программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

– сотрудничество с участием всех заинтересованных сторон в государственном, муниципальном и частном секторах с привлечением гражданского общества.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 02.07.2013 N 189-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”

В закон о банкротстве внесены уточнения, касающиеся порядка расчетов по текущим платежам и раскрытия информации, подлежащей опубликованию

Так, в частности, установлена обязанность арбитражного управляющего включать в Единый федеральный реестр сведения о результатах каждой из процедур, применявшейся в деле о банкротстве, не позднее 10 дней с даты ее завершения, и определен перечень сообщаемых сведений.

Оператор Единого федерального реестра обязан ежеквартально представлять в федеральные органы исполнительной власти сводную информацию за соответствующий период о результатах процедур банкротства (сведения должны включать информацию о совокупном размере требований кредиторов, общую сумму удовлетворенных требований по каждой очереди, сумму расходов на проведение процедур, а также сведения о наличии/отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

Скорректирован порядок погашения платежей и требований кредиторов к застройщику. Теперь в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено, текущие платежи и требования кредиторов первой и второй очереди, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены не только третьим лицом, но и участником строительства. Заявление о намерении погасить требования кредиторов направляется в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному управляющему.

СЕМЬЯ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 167-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Лица, состоящие в однополом браке, зарегистрированном в государстве, в котором такой брак разрешен, не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями в Российской Федерации

Принятый Закон направлен на совершенствование механизмов поддержки граждан Российской Федерации, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями или сестрами, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 100000 рублей на каждого такого ребенка.

Уточнен порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, Законом вносятся изменения в целый ряд законодательных актов, в том числе в федеральные законы “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об опеке и попечительстве”, “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Установлена административная ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

Федеральным законом установлен запрет распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан – от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Также Федеральным законом расширены отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 145-ФЗ
“О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”

Порядок согласования закрытия закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет устанавливаться Правительством РФ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” право граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов, на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений возникает только в случае согласования закрытия указанных населенных пунктов Правительством РФ.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 154-ФЗ
“О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”

Конкретизирован перечень имущества, в связи с утратой которого гражданам при переселении с территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, выплачивается денежная компенсация

Установлено, в частности, что единовременная денежная компенсация включает в себя стоимость утраченных строений, имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Кроме того, введена норма, исключающая возможность повторной выплаты компенсации в отношении имущества, за которое была уже выплачена единовременная денежная компенсация.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы”

Подписан закон, направленный на совершенствование регулирования правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц

Закон, в частности, устанавливает дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования (помимо соответствия требованиям страхового законодательства, законодательства о государственной тайне, необходимо наличие опыта работы в области личного страхования не менее двух лет).

Значительно расширен перечень страховых случаев по договору страхования, уточнены условия и порядок заключения договора, конкретизирован порядок расчета размера страховой премии и страхового тарифа (структура тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете тарифа, должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, расходы страховщика, включенные в структуру тарифа, ограничены 6 процентами размера страховой премии).

Федеральный закон от 02.07.2013 N 168-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

В Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” внесены изменения, направленные на реализацию положений Конвенции ООН о правах инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Определено также, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 174-ФЗ
“О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и Федеральный закон “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан”

Установлен порядок осуществления выплат нетрудоспособным родственникам погибших судей

В частности, в случае гибели судьи (в том числе пребывавшего в отставке) по причине, не связанной с его служебной деятельностью, находившимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи будет ежемесячно выплачиваться возмещение без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, заработков, стипендий и других доходов, в установленных размерах, в зависимости от количества иждивенцев. Определен перечень лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи, находящимися на иждивении судьи.

Решение вопроса о связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей отнесено к функциям квалификационной коллегии судей.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 175-ФЗ
“О внесении изменения в статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”

Приняты законодательные поправки, направленные на совершенствование системы оплаты труда судей Российской Федерации

Введена законодательная норма, не допускающая понижение уровня, в частности, ежемесячного пожизненного содержания судьи, пребывающего в отставке, ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению судьи, продолжающего работать, а также ежемесячного возмещения, получаемого нетрудоспособным членом семьи погибшего (умершего) судьи в результате пересчета указанных выплат в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 183-ФЗ
“О внесении изменения в статью 21 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Для работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, региональным законодательством может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ
“О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”

Введен обязательный порядок досудебного рассмотрения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами

С целью уменьшения количества рассматриваемых споров в судах предлагается ввести обязательную досудебную процедуру обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

В этой связи предусматривается новая редакция статей 138 и 139 Налогового кодекса РФ (в частности, определены понятия “жалоба”, “апелляционная жалоба”, уточняются порядок и сроки обжалования актов налоговых органов).

Вводятся три новые статьи, устанавливающие порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

Помимо этого скорректированы некоторые процедурные сроки, установленные статьями 101 и 101.2 НК РФ (в частности, срок вступления в силу решений территориальных налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности увеличивается до одного месяца).

Федеральный закон от 02.07.2013 N 181-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов”

Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, скорректированы положения о предоставлении субсидий из бюджетов различного уровня

Так, в частности, установлено, что субсидии, предусмотренные статьей 78 Бюджетного кодекса РФ коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов, могут предоставляться в соответствии с заключенными концессионными соглашениями.

Также внесено дополнение, согласно которому законами (решениями) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица (высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, местной администрации.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 02.07.2013 N 146-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В целях повышения эффективности консолидированного надзора в банковское законодательство внесены изменения, направленные на регулирование банковских групп и банковских холдингов

Изменения вносятся, в частности, в ФЗ “О банках и банковской деятельности” и ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)”.

Уточнены понятия “банковской группы”, “банковского холдинга”, а также состав раскрываемой информации (отчетности) о деятельности кредитных организаций (банковских групп и банковских холдингов).

Установлены особенности компетенции и организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, а также конкретизированы требования к кандидатам на руководящие должности. Урегулированы вопросы, касающиеся правомочий Банка России по обработке персональных данных членов совета директоров (наблюдательного совета), кандидатов на эти должности и иных работников кредитной организации.

Введены дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом, а также определен порядок оценки Банком России качества их управления. Расширен перечень случаев получения предварительного согласия Банка России на осуществление сделок по приобретению акций кредитной организации.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 184-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 13 и 76 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”

Расширен перечень оснований для назначения в кредитную организацию уполномоченных представителей Банка России

Теперь представитель Банка России может быть назначен в кредитную организацию также в случае, если размер ее активов составляет 50 и более миллиардов рублей и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, составляет 10 и более миллиардов рублей.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Федеральный закон от 02.07.2013 N 171-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В статистическом учете Российской Федерации будет использоваться система национальных счетов

Система национальных счетов обеспечивает формирование официальной статистической информации о валовом внутреннем продукте и о других макроэкономических показателях. Уточнен также состав официальной статистической методологии в РФ. Предусматривается делегирование Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти полномочий по утверждению методологии составления национальных счетов.

Одним из основополагающих принципов официального статистического учета в РФ является обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных, предоставляемых юридическими и физическими лицами субъектам официального статистического учета, и использование этих данных исключительно в целях формирования сводной (агрегированной) официальной статистической информации.

Законом вводятся дополнительные правовые гарантии, исключающие возможность истребования у субъектов официального статистического учета и использования третьими лицами первичных статистических данных в иных отличных от статистических целях.

Закон направлен также на совершенствование правового регулирования вопросов, касающихся отношений, возникающих при осуществлении официального статистического учета, в части предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных и административных данных, содержащих сведения о персональных данных физических лиц, необходимых для формирования официальной статистической информации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 144-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства”

Упрощен порядок выкупа государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства

Так, в частности, предусмотрено преимущественное право выкупа указанными субъектами арендуемого имущества (по состоянию на 1 июля 2013 года), находящееся во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение не менее двух лет.

В случае если ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за действовавших ограничений максимальной площади помещений, дается право на подачу повторного заявления о включении помещений в перечень отчуждаемого имущества. Устанавливается срок рассрочки оплаты стоимости имущества – три года.

Кроме того, срок приватизации помещений продлевается на два года – до 1 июля 2015 года.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 159-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”

Подписан закон, направленный на совершенствование механизмов проведения экспертиз безопасности при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии

В частности, установлено, что экспертиза объектов использования атомной энергии организуется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности и проводится за счет средств соискателя лицензии или лицензиата. При этом экспертиза объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, или видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.

Федеральный закон вступит в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 188-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

За Государственной корпорацией “Росатом” на постоянной основе закреплены полномочия, которыми она была наделена в переходный период для передачи имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений

Предусмотрено, в частности, что Корпорация осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.

Определено понятие “федеральные ядерные организации”. Это федеральные государственные унитарные предприятия, которые входят в ядерный оружейный комплекс РФ, обладают базовыми и критическими технологиями, включенными в утверждаемый Президентом РФ перечень критических технологий РФ, основной деятельностью которых является создание, сопровождение в процессе эксплуатации, разборка ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, утилизация или уничтожение их составных частей, создание и утилизация ядерных энергетических установок военного назначения и в отношении которых Корпорация осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества. Статус федеральных ядерных организаций присваивается федеральным государственным унитарным предприятиям Президентом РФ.

Корпорация будет осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций, а также утверждать структуру данных организаций и предельную численность их работников.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2013 N 550
“О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба”

С 1 января 2014 года вступают в силу новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями

Правила устанавливают порядок и периодичность проведения техосмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Техосмотр включает оценку соответствия транспортных средств, в том числе частей и предметов их дополнительного оборудования, обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Установлена следующая периодичность проведения техосмотра:

каждые 6 месяцев – транспортные средства, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), а также транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

каждые 12 месяцев – иные транспортные средства.

По завершении процедуры технического диагностирования должностное лицо, его проводившее, оформляет диагностическую карту, содержащую заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства, по утвержденной форме.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 N 431 “О проведении государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями (автомобильными службами)”.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 02.07.2013 N 161-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 6.1 и 6.2 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Магаданской области”

Для участников ОЭЗ в Магаданской области введены дополнительные льготы

Участникам Особой экономической зоны в Магаданской области предоставлена возможность вывозить для собственных производственных и технологических нужд товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и не являющиеся подакцизными, с территории ОЭЗ в Магаданской области на остальную часть территории Магаданской области без уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость.

Кроме того, в целях обеспечения возможности использования транспортных средств, принадлежащих участникам ОЭЗ в Магаданской области, понятие “собственные производственные и технологические нужды” дополнено потребностью в осуществлении деятельности, связанной с автомобильными перевозками.

Постановление Правительства РФ от 02.07.2013 N 561
“Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним”

Определены условия помещения ввозимого в РФ спортивного снаряжения и оборудования под специальную таможенную процедуру

Предусмотрено, в частности, что условием помещения товаров под специальную таможенную процедуру является представление в таможенные органы одновременно с декларацией на товары письменного подтверждения организатора спортивных мероприятий о целевом назначении товаров с указанием наименования и места проведения спортивных мероприятий, для организации и проведения которых указанные товары предназначены, наименования и количества товара, сведений о лице, перемещающем товары, а также сведений о декларанте таких товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой.

При помещении товаров под специальную таможенную процедуру обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 N 41
“О техническом регламенте Таможенного союза “О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением”

С 1 февраля 2014 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза “О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением” (ТР ТС 032/2013)

Указанный технический регламент устанавливает требования безопасности к оборудованию при разработке (проектировании), производстве (изготовлении), а также требования к маркировке оборудования.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ
“Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Установлены правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства) – деятельности, связанной с разведением и содержанием водных организмов в искусственно созданной среде обитания

Федеральный закон определяет в том числе:

основные понятия (аквакультура (рыбоводство), морская аквакультура (марикультура), ремонтно-маточные стада, рыбоводный участок и др.);

принципы правового регулирования отношений в области аквакультуры;

порядок возникновения права собственности на объекты аквакультуры;

существенные условия договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

порядок осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

В связи с принятием Федерального закона внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, Водный кодекс РФ.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 150-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Установлена уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами

Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей.

Кроме того, усилена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Внесены изменения в целый ряд федеральных законов с целью приведения их терминологии в соответствие с новым Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”

В числе таких законов, в частности: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О науке и государственной научно-технической политике”, “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “О свободе совести и религиозных объединениях”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” и др.

Большинство изменений обеспечивает приведение терминологии данных законов в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в новом Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”.

Также законом предусмотрено дополнение Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” нормами, регулирующими вопросы подготовки научных кадров в докторантуре.

Кроме этого, законом вносятся изменения, затрагивающие вопросы предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций, унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.

Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455
“Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся”
Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2013 N 28912.

С 1 сентября 2013 года обновляется порядок предоставления студентам академических отпусков

Установлено, что академический отпуск предоставляется в связи с невозможностью освоения студентом образовательной программы по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам, на срок, не превышающий двух лет. Ранее этот срок, как правило, не должен был превышать 12 месяцев. Определено также, что академический отпуск может предоставляться обучающемуся неограниченное число раз.

Основанием для предоставления академического отпуска является личное заявление студента с приложением документов, подтверждающих основание для его предоставления (при наличии).

Решение о предоставлении оттпуска принимается руководителем образовательной организации или уполномоченным им лицом в течение 10 дней с момента предоставления документов.

Во время академического отпуска плата за обучение студента (в случае если такое лицо обучается на платной договорной основе) не взимается.

Утратил силу Приказ Минобразования РФ от 05.11.1998 N 2782, которым был утвержден ранее действовавший порядок предоставления академических отпусков.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 02.07.2013 N 170-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву”

С 1 января 2014 года гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а служащий не может находиться на гражданской или муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту)

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, а также в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

Кроме того, установлено, что гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 02.07.2013 N 163-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона “О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса, а также определение требований обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса

Ранее указанные функции возлагались на Национальный антитеррористический комитет, не располагавший полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 178-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии”

В отдельные законодательные акты внесены изменения, направленные на внедрение механизма оказания содействия добровольному возвращению мигрантов

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющему законных оснований для пребывания в принимающем государстве и в отношении которого формально вынесено решение о принудительном возвращении в государство его гражданства, предоставляется возможность добровольно и самостоятельно организовать свой выезд из принимающего государства. При этом затраты, связанные с организацией выезда, не отнесены к расходным обязательствам принимающего государства, а покрываются из иных источников.

Предусмотрена возможность прекращения процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина в случае, если он изъявляет добровольное желание выехать из РФ. Организация выезда не будет связана с использованием средств федерального бюджета, а сам выезд состоится по времени раньше срока, в течение которого иностранный гражданин мог бы быть передан иностранному государству в порядке реадмиссии.

Одновременно определяется круг должностных лиц, уполномоченных принимать решения о прекращении процедуры реадмиссии, устанавливаются правовые последствия принятия такого решения для иностранного гражданина, а также последствие неисполнения им обязанности по выезду из Российской Федерации в форме повторного возбуждения ходатайства о реадмиссии.

Установление ответственности иностранного гражданина, в отношении которого было принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, за неисполнение требования о выезде из РФ.

Установлен 3-летний запрет на въезд в РФ для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являлись субъектами передачи иностранному государству в порядке реадмиссии, но в отношении которых было вынесено решение о прекращении процедуры реадмиссии.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 186-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях”

Установлена уголовная ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы

Уголовная ответственность наступает в случае если указанное деяние могло повлечь смерть человека, повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерть человека, двух и более лиц по неосторожности.

Законом определяется понятие “заведомо ложное заключение экспертизы”, а также вводятся новые понятия “экспертиза промышленной безопасности” и “эксперт в области промышленной безопасности”.

Установлен запрет экспертной организации проводить экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством.

Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят это заключение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Также установлена административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. При этом эксперты, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление ГД ФС РФ от 02.07.2013 N 2559-6 ГД
“Об объявлении амнистии”

Государственная Дума одобрила предложенную Президентом РФ амнистию для предпринимателей

Утвержденное 2 июля 2013 года Постановление об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев.

В соответствии с документом будут освобождены, в частности:

– лица, впервые осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за преступления экономического характера (нарушение авторских, изобретательских и патентных прав, мошенничество, незаконное предпринимательство, производство, производство и сбыт немаркированных товаров и т.д.), при условии возврата имущества и (или) возмещения убытков потерпевшим;

– условно осужденные, а также осужденные, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденные от оставшейся части наказания и др.

Кроме того, будут прекращены некоторые уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания и предварительного следствия, при условии возврата имущества или возмещения потерпевшим убытков.

Амнистия не коснется лиц, совершивших наряду с указанными выше преступлениями иные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, ранее осуждавшихся за умышленные преступления, а также лиц, которые были помилованы или подпадали под акт амнистии и вновь совершили умышленное преступление.

Постановление ГД ФС РФ от 02.07.2013 N 2562-6 ГД
“О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”

Определены меры по реализации акта об экономической амнистии

В постановлении установлены органы, на которые возлагается обязанность реализации акта об амнистии в отношении различных категорий лиц (исправительные органы и следственные изоляторы – в отношении осужденных к лишению свободы, органы дознания – в отношении подозреваемых и обвиняемых и т.д.). Кроме того, документом предусматриваются также некоторые особенности применения указанного акта. Так, например, поскольку условием амнистии является исполнение обязательств по возврату потерпевшим имущества и (или) возмещению убытков, установлено, что подтверждением данного факта является соответствующая информация службы судебных приставов.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 02.07.2013 N 164-ФЗ
“О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”

Общее количество мировых судей в Новосибирской области увеличено со 135 до 138

По мнению законодателей, увеличение количества мировых судей позволит устранить существующие проблемы в деятельности мировых судей Новосибирской области, связанные с высокой численностью населения на некоторых участках. Это будет способствовать сокращению сроков рассмотрения судебных дел и обеспечению максимального доступа граждан и юридических лиц к правосудию.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 166-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Информация о внепроцессуальных обращениях к судье по делам, находящимся в его производстве, к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии подлежит преданию гласности путем ее размещения на официальном сайте суда в сети “Интернет”

Соответствующие изменения внесены в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, в УПК РФ, в КоАП РФ, в АПК РФ, в ГПК РФ и в Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации”.

Под внепроцессуальным обращением понимается обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 179-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”

Внесены изменения в порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности

Установлено, что дисциплинарным проступком судьи признается виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на судью, дополнен новым дисциплинарным взысканием в виде замечания, которое может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи является крайней мерой дисциплинарного воздействия.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действием (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”

Усовершенствованы механизмы защиты авторских прав от нарушений, связанных с размещением информации, содержащей объекты авторских прав, в Интернете

Принят закон, определяющий порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм с нарушением интеллектуальных прав правообладателей.

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях фильмов или информации, необходимой для их получения с использованием таких сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Уполномоченный орган определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в Интернете информационного ресурса, на котором содержится информация, нарушающая исключительные права, и направляет провайдеру хостинга уведомление о нарушении интеллектуальных прав. На основании данного уведомления провайдер хостинга уведомляет владельца сайта, который обязан незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. В случае неисполнения владельцем сайта данной обязанности провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу, а если этого не происходит – доступ ограничивается оператором связи.

ГК РФ дополнен положениями об особенностях ответственности информационных посредников и о мерах защиты гражданских прав, которые могут применяться к информационным посредникам. В частности, вводится норма, согласно которой к информационному посреднику (Интернет-провайдеру) могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, в том числе требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней, независимо от того, несет ли информационный посредник ответственность за нарушение интеллектуальных прав. Также в ГК РФ установлены условия освобождения информационного посредника от ответственности за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет.

ГПК РФ дополняется положениями, определяющими содержание обеспечительных мер, применяемых при нарушении исключительных прав в Интернете.

Московский городской суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, по которым им приняты предварительные обеспечительные меры.

Рассмотрение заявлений об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, также находится в исключительной компетенции Московского городского суда.

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 16-П
“По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда”

Ограничение права суда в ходе судебного производства самостоятельно разрешать вопрос о выборе нормы уголовного закона, подлежащей применению, в случае несоответствия квалификации преступления обстоятельствам, указанным в обвинительном заключении, когда имеются основания для предъявления обвинения в более тяжком преступлении, влечет ограничение права потерпевшего на защиту от преступных действий

Конституционный Суд РФ признал положения части первой статьи 237 УПК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с частью второй статьи 252 УПК РФ, исключающей в судебном разбирательстве возможность изменения обвинения в сторону, ухудшающую положение подсудимого, препятствуют самостоятельному и независимому выбору судом подлежащих применению норм уголовного закона в случаях, когда он приходит к выводу, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении, свидетельствуют о наличии в действиях обвиняемого признаков более тяжкого преступления либо когда в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства им установлены фактические обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации деяния как более тяжкого преступления.