Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 25.07.2013 (Читать)

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 236-ФЗ
“О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”

В число основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства включена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях

Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями признается территория субъекта РФ, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций.

Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством РФ.

Данные положения установлены в связи с присоединением России к ВТО и возникшей необходимостью приведения действующего законодательства РФ в соответствие с положениями соглашений и юридических документов ВТО.

В соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству неблагоприятным регионам предоставляется право на выплаты по программам региональной помощи.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 242-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об актах гражданского состояния”

Органы ЗАГС обязаны информировать о государственной регистрации рождения и смерти иные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды

Определено, что сведения о государственной регистрации рождения и смерти передаются органом ЗАГС в орган социальной защиты населения, территориальный орган ФНС России, территориальный орган ФМС России, территориальный орган ПФР, орган ФСС РФ и территориальный ФОМС. Кроме того, сведения о государственной регистрации смерти передаются органом ЗАГС в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, главе местной администрации и в военные комиссариаты.

В целях официального статистического учета орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации рождения, смерти, заключения и расторжения брака в Росстат, на основании записей актов гражданского состояния и документов установленной формы о рождении, смерти, перинатальной смерти.

Порядок передачи вышеуказанных сведений устанавливается Правительством РФ.

Уточнено также, что государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 246-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

Роспотребнадзор уполномочен осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Ранее возложенная на данное ведомство функция формулировалась как “нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия”.

Главный государственный санитарный врач РФ наделяется полномочиями принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости”

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество теперь может удостоверяться и в электронной форме

Установлено, что государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП; при этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство.

В законодательные акты, регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимости, внесены и другие изменения, связанные с внедрением в процедуры регистрации и учета электронного документооборота, в т.ч. установлена возможность ведения ЕГРП только на электронных носителях, возможность подачи заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представления некоторых документов в орган кадастрового учета, а также направления заявителям различных предусмотренных законом уведомлений в электронной форме.

Среди других многочисленных изменений, внесенных в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и его кадастрового учета, можно отметить следующие.

Заявителям предоставлено право не представлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документ об уплате госпошлины; при этом в случае отсутствия информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах документы, необходимые для государственной регистрации прав, не принимаются и возвращаются заявителю в подробно регламентированном порядке.

Установлены возможность и порядок внесения в ЕГРП записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости и записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

Дополнен состав сведений государственного кадастра недвижимости, в частности в него будут вноситься также кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.

Установлено также, что общедоступные сведения о правах и ограничениях прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости.

В перечень предоставляемых сведений из государственного кадастра недвижимости включена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На кадастровый учет жилых помещений в многоквартирном доме не будет распространяться общее правило, в соответствии с которым здание и расположенные в нем помещения ставятся на кадастровый учет одновременно.

До 1 января 2017 года продлена возможность применения установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат, до их пересчета в единую государственную систему координат.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2013 года, за исключением некоторых положений, касающихся квалификации кадастровых инженеров, которые вступают в силу с 1 января 2014 года.

Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 609
“О ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Обновлен порядок ведения федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ

Регистр является государственным информационным ресурсом, созданным в целях реализации соответствующих международных договоров РФ, в том числе Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10.09.1998, и требований законодательства РФ.

Регистр ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ” Роспотребнадзора осуществляет обеспечение ведения регистра.

Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 “О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ” признано утратившим силу.

Приказ Минкультуры России от 21.03.2013 N 265
“Об отборе организации кинематографии – получателя субсидии из федерального бюджета на поддержку кинематографии в целях проведения сценарного конкурса”
Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2013 N 29111.

Утвержден порядок отбора кинематографической организации – получателя федеральной субсидии на проведение сценарного конкурса

Минкультуры России предоставляет федеральные субсидии организации кинематографии на проведение сценарного конкурса. Заявки на получение субсидии рассматриваются отборочной комиссией при Минкультуры России. Утвержден перечень документов, прилагаемых к заявке. Срок подачи заявок составляет не менее 10 дней со дня объявления о начале сбора заявок на сайте www.mkrf.ru. Итоговый протокол с результатами отбора размещается на данном сайте в течение 30 дней со дня его подписания.

Приказ Минтранса России от 30.04.2013 N 158
“Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров”
Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2013 N 29120.

Срок предоставления Ространснадзором лицензии на осуществление перевозок внутренним водным и морским транспортом пассажиров – не более 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов

Административный регламент устанавливает:

круг заявителей (юридические лица и индивидуальные предприниматели);

порядок информирования о предоставлении государственной услуги;

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (в том числе прием и регистрация заявления о предоставлении лицензии, принятие решения о переоформлении лицензии, прекращение действия лицензии).

Установлены также формы контроля за предоставлением государственной услуги и порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий должностных лиц.

Приказ ФМС России от 03.07.2013 N 298
“О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 15 октября 2012 г. N 320”
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2013 N 29123.

Время ожидания в очереди при подаче заявления и документов на загранпаспорт и при его получении не должно превышать 15 минут

Данное изменение внесено в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ.

Ранее было установлено, что время ожидания в очереди не должно превышать при подаче заявления и документов – 30 минут, при получении паспорта – 20 минут.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”

Принят Закон, направленный на защиту прав потребителей страховых услуг и повышение ответственности субъектов страхового дела

Изменения, внесенные в Закон об организации страхового дела в РФ, уточняют порядок и условия осуществления страховой деятельности в РФ с учетом международной практики регулирования страховой сферы. Отдельные изменения связаны с передачей с 1 сентября 2013 года Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору финансовых рынков, в том числе в области страхового дела.

Уточнены объекты страхования и раскрыто понятие страхования финансовых рынков (объектом такого вида страхования являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов, не относящиеся к предпринимательской деятельности).

В целях повышения прозрачности страховой деятельности определены требования к содержанию Единого государственного реестра субъектов страхового дела (в реестре должны содержаться сведения о наименовании субъекта страхового дела, месте нахождения, руководителе, участниках (акционерах), о лицензии, видах страхования, адресе официального Интернет-сайта и пр.). На сайте страховщика должна размещаться информация о видах и правилах страхования, страховых тарифах, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и т.д.

Скорректированы положения Закона, касающиеся посреднической деятельности по страхованию (уточнены права и обязанности страховых агентов, страховых брокеров).

Введено положение, в соответствии с которым страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования.

Законом уточнены вопросы лицензирования субъектов страхового дела и более детально прописаны требования к обеспечению их финансовой устойчивости, а также организации внутреннего контроля и аудита.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 238-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” и статью 46 Федерального закона “О техническом регулировании”

Расширен перечень юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства

В частности, установлено, что ограничения, препятствующие отнесению юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства, не распространяются на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”, при условии соответствия установленным критериям.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 244-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей и централизованных систем горячего водоснабжения

Указанные объекты могут приватизироваться при условии обременения их обязательствами по строительству, реконструкции или модернизации (инвестиционными обязательствами), и обязательствами по эксплуатации (эксплуатационными обязательствами), в качестве которых определена обязанность поставлять потребителям товары и услуги по регулируемым ценам, за исключением случаев, когда поставка товаров и услуг по регулируемым ценам прекращается или приостанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами.

Кроме этого, в частности, в отличие от общего правила установлен десятилетний максимальный срок сохранения назначения приватизируемых объектов социальной инфраструктуры для детей (максимальный срок сохранения назначения приватизируемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения составляет пять лет).

Федеральный закон, вносящий указанные изменения, вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением упомянутой нормы, устанавливающей максимальный срок сохранения назначения приватизируемых объектов социальной инфраструктуры для детей, вступающей в силу с 2 сентября 2013 года.

ЖИЛИЩЕ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 239-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В перечень функций Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства включено проведение аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков Фонда для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса

Минимально требуемый объем жилья экономического класса определяется на основании ходатайств субъектов РФ о проведении указанных аукционов, направляемых в Фонд по предложениям органов местного самоуправления.

Установлено также право граждан, исключенных из списков претендентов на вступление в специальные жилищные кооперативы, земельные участки которым для строительства жилья экономического класса предоставляются из земель Фонда (членами таких кооперативов могут быть некоторые категории “бюджетников”), на вступление в другой аналогичный кооператив.

Установлены более подробные требования к застройщикам, осуществляющим жилищное строительство на земельных участках Фонда.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”

Срок действия государственной корпорации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” продлен до 1 января 2018 года

При этом срок обязательства субъектов РФ, претендующих на получение финансовой поддержки из средств Фонда, обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территориях соответствующих субъектов РФ, продлен до 1 сентября 2017 года.

В региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда теперь должен включаться и срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень аварийных домов; при этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане, дома которых признаны аварийными ранее других.

Перечень обязательных положений, включаемых в региональные адресные программы, дополнен также определением объема долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в соответствии с установленным порядком, на весь период действия этой программы и в разбивке по ее этапам.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2013 года.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 241-ФЗ
“О внесении изменений в статью 23 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”

Граждане – участники долевого строительства будут признаваться пострадавшими от недобросовестных застройщиков в соответствии с установленными критериями

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному регулированию в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости и устанавливать критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения реестра таких граждан.

В свою очередь, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется долевое строительство многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, будет признавать в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вести реестр таких граждан.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 243-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”

Территориальным органам ФСС РФ при принятии решений о выплате пособий по временной нетрудоспособности предоставлено право запрашивать у кредитных организаций сведения об остатках денежных средств на счетах работодателей

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляются непосредственно территориальными органами ФСС РФ в случае невозможности выплаты их работодателем по причине недостаточности денежных средств на его счетах в кредитных организациях.

Принятым Законом установлено право органов ФСС РФ запрашивать соответствующие сведения у работодателя, а в случае их непредставления – запрашивать такие сведения в кредитных организациях.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ
“О внесении изменений в статью 22 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и статьи 14 и 16 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”

Установлен порядок исчисления страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС в размере, учитывающем величину полученного индивидуальным предпринимателем дохода

В 2013 году сумма страховых взносов, уплачиваемых самозанятым населением в фиксированных размерах, увеличилась по сравнению с 2012 годом почти в 2 раза. В целях смягчения негативных последствий повышения страховой нагрузки определен следующий порядок исчисления страховых взносов:

– при величине годового дохода менее 300 тысяч рублей страховой взнос исчисляется как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз;

– при величине годового дохода свыше 300 тысяч рублей – как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс один процент от суммы превышения величины фактически полученного дохода над установленной величиной в 300 тысяч рублей.

Помимо этого установлен порядок определения полученного дохода для разных категорий налогоплательщиков (в том числе применяющих специальные режимы налогообложения).

Данные о выявленных фактах занижения доходов указанными налогоплательщиками будут направляться налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ
“О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, направленные на совершенствование механизмов налогового администрирования

Расширена сфера применения банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Это касается также случаев предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, предоставления инвестиционного налогового кредита.

Уточнены полномочия налоговых органов при взыскании задолженности по обязательным платежам. Так, в частности, установлено, что арест имущества в целях обеспечения взыскания задолженности может быть применен налоговыми органами при условии недостаточности или отсутствии электронных денежных средств, денежных средств на счетах организации, либо отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).

Продлен до одного года срок, в течение которого может быть направлено налогоплательщику требование об уплате недоимки и суммы задолженности по пеням и штрафам, при условии, что размер данного требования составляет менее 500 рублей.

Уточнены положения НК РФ о постановке на учет (снятии с учета) управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков и физических лиц.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков”

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы “О банках и банковской деятельности”, “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О негосударственных пенсионных фондах”, “Об инвестиционных фондах”, “О несостоятельности (банкротстве)” и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Информация Банка России от 23.07.2013

Департамент внешних и общественных связей Банка России проинформировал о подходах к формированию Перечня Банка России, упомянутого в подпункте 3.6.1 пункта 3.6 Положения Банка России от 12 ноября 2007 года N 312-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами”

Сообщается, что Решение Совета директоров Банка России о расширении Перечня Банка России за счет включения в него наряду с организациями, имеющими рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте соответствующего требованиям Банка России уровня, ряда других организаций и, в частности, нефинансовых организаций, входящих в состав холдингов (групп) компаний, а также обеспечивающих стратегические интересы государства, направлено на расширение залогового обеспечения при рефинансировании Банком России банков под залог обязательств организаций реального сектора экономики при одновременном снижении зависимости подходов Банка России к оценке организаций-заемщиков банков от оценок международных рейтинговых агентств.

При этом необходимо иметь в виду, что стратегические организации могут включаться в Перечень Банка России только при наличии государственной гарантии по привлекаемым ими кредитам. Решение о включении в Перечень Банка России конкретных организаций будет приниматься Советом директоров Банка России.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 225-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В отдельные законодательные акты внесены изменения, касающиеся порядка обеспечения безопасности морского судна, морского терминала, акватории морского порта

Соответствующие изменения внесены в Кодекс торгового мореплавания РФ, в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 230-ФЗ
“О внесении изменения в статью 6 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”

Уточнены гарантии, предоставляемые резидентам ОЭЗ в Калининградской области

Установлено, в частности, что в случае, если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которые приводят к изменению условий реализации инвестиционного проекта резидентом и (или) осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”, в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны с приобретением товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса товаров Таможенного союза, суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления компенсаций суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.

Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала финансирования инвестиционного проекта, методика расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов, порядок установления (фиксации) факта увеличения этих величин или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ по представлению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 231-ФЗ
“О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”

Переработка полезных ископаемых включена в разрешенные виды деятельности на территории особой экономической зоны

Кроме того, уточнено, что:

портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров (в ранее действовавшей редакции портовые ОЭЗ создавались на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров);

под туристско-рекреационной деятельностью понимается в числе прочего деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов (ранее в данный перечень были включены и лечебные грязи).

Федеральный закон от 23.07.2013 N 232-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”

Основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год может не оснащаться автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции

Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и имеющие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти расчет производственной мощности в отношении данного оборудования.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции проводит обследование данного оборудования в целях установления достоверности расчета производственной мощности, представленного указанными организациями.

В случае приобретения основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, установка которого повлечет за собой превышение установленной производственной мощности, организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в десятидневный срок с момента приобретения данного оборудования уведомляют об этом уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти и оснащают основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции до установки данного оборудования.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 247-ФЗ
“О внесении изменений в статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации”

Подписан закон, направленный на создание благоприятных условий для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры

Уточнено, что на срок до 20 лет допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения.

Также предусмотрено, в частности, что состав и объем инженерных изысканий, необходимых в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Приказ Минсельхоза России от 22.03.2013 N 143
“Об утверждении порядка определения границы рыбопромысловых участков”
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2013 N 29125.

Установлена процедура определения границы рыбопромысловых участков акваторий внутренних вод РФ, кроме прудов и обводненных карьеров, находящихся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Определение границ участка осуществляется уполномоченным региональным органом власти, с учетом предложений граждан, юридических лиц, органов власти и муниципальных образований, а также научных организаций. Данный орган создает соответвующую комиссию, включающую в себя представителей вышеуказанных лиц.

Граница устанавливается по точкам, описываемым в географических координатах, в количестве не менее трех. Границы не должны выходить за пределы муниципального образования, в котором формируется участок.

Приказ Минсельхоза России от 03.07.2013 N 263
“О размере платы в 2014 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции”
Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2013 N 29118.

На 2014 год размер платы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2013 годом не изменился

Напомним, что Приказом Минсельхоза России от 11.05.2012 N 273 на 2013 год размер платы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции был определен в размере не более 66 рублей 50 копеек за тонну хранимого зерна в месяц.

Приказ Минэкономразвития России от 17.06.2013 N 336
“Об утверждении Порядка проведения и сдачи единого квалификационного экзамена, в том числе порядка подачи и рассмотрения апелляций, и предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием единого квалификационного экзамена”
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2013 N 29131.

Предельный размер платы, взимаемой с члена саморегулируемой организации оценщиков за прием единого квалификационного экзамена, не может превышать 4000 рублей

Обновлена процедура проведения и сдачи единого квалификационного экзамена членами саморегулируемой организации оценщиков.

Экзамен проводится в целях включения члена саморегулируемой организации оценщиков в состав экспертного совета этой организации.

Единый квалификационный экзамен проводится образовательными организациями высшего образования, зарегистрированными на территории Российской Федерации и аккредитованными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 22.02.2012 N 80 “Об утверждении Порядка проведения и сдачи единого квалификационного экзамена, в том числе порядка подачи и рассмотрения апелляций и требований к специальному программному обеспечению, разрабатываемому и используемому Национальным советом по оценочной деятельности для целей проведения единого квалификационного экзамена”.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 226-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности Правительством РФ устанавливаются перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в РФ подлежит государственному регулированию, а также допустимый объем производства и потребления таких веществ

Кроме того, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в РФ.

Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли РФ в части, касающейся ввезенного и вывезенного из РФ количества озоноразрушающих веществ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории РФ.

Запрещается захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, в объектах размещения отходов производства и потребления без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 227-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах”

С 1 января 2014 года увеличен максимальный размер ставок регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

В частности, размер ставок в отношении углеводородного сырья установлен от 120 до 540 рублей за 1 кв. км участка недр (ранее от 120 до 360 рублей), в отношении драгоценных металлов – от 90 до 405 рублей за 1 кв. км участка недр (ранее от 90 до 270 рублей).

Кроме того, предусмотрено, что участки недр предоставляются на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Также установлено, что порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 228-ФЗ
“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах”

Уточнены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования

Установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится в том числе установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Органы государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования будут осуществлять согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Приказ Минприроды России от 13.03.2013 N 85
“Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления”
Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2013 N 29127.

Определен порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород

Право на пользование такими участками недр возникает на основании решения соответствующей комиссии Роснедр, включающей в себя представителей органов региональной исполнительной власти и Минприроды России. Приказом установлены полномочия данной комиссии.

Заявка на пользование такими участками недр направляется в комиссию с приложением документов согласно перечню, утвержденному в данном приказе. Документы могут быть поданы в электронном виде, с усиленной квалифицированной подписью. Заявка подается в территориальный орган Роснедр, где после рассмотрения передается в Комиссию.

Признан утратившим силу Приказ МПР РФ от 02.12.2004 N 715 “Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых”.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 229-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”

С 1 мая 2014 года вступают в силу новые требования к операторам связи по оказанию контентных услуг связи

“Контентные услуги” определены как вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях) и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи.

Оказание контентных услуг осуществляется только с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

В случае привлечения оператором третьих лиц к оказанию контентных услуг оператор, на основании обращения абонента, обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты таких услуг в пределах средств, находящихся на данном счете.

До получения согласия абонента об оказании контентных услуг связи оператор должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи.

Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение вышеуказанных требований при подключении и предоставлении контентных услуг связи.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии”

Ужесточена уголовная и административная ответственность за незаконную деятельность в области археологии

Изменения вносятся в Закон РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, а также Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.

Документом, подтверждающим право на проведение археологических полевых работ, является разрешение (открытый лист), выдаваемое физическим лицам федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук. Порядок выдачи открытых листов, приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством РФ. Необходимым условием является принятие на хранение в архивный фонд РАН научных отчетов о выполненных заявителем археологических полевых работах. Открытый лист выдается только физическим лицам.

Установлена административная ответственность за ведение археологических раскопок без полученного в установленном порядке открытого листа либо с нарушением условий, предусмотренных таким разрешением, с использованием металлоискателей и других специальных технических средств поиска или землеройных машин.

Изменения в УК РФ выделяют объекты археологического наследия, особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), а также историко-культурные заповедники в качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны и увеличивают пределы санкций за их уничтожение или повреждение.

Уголовная ответственность устанавливается также за повреждение культурного слоя вследствие проведения археологических работ с нарушением установленного порядка и уклонение от передачи обнаруженных археологических предметов государству.

Предусмотрено ужесточение наказания за административные правонарушения в сфере археологии для граждан, должностных и юридических лиц, в частности повышение пределов санкций в виде штрафов за невыполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ или выявленного объекта культурного наследия.

Закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу в течение 30 дней со дня официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 611
“Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации”

С 1 сентября 2013 года обновляется порядок подтверждения документов об образовании и квалификации, выданных российскими образовательными организациями, а также в РСФСР и СССР

Результатом подтверждения документов об образовании или о квалификации является проставление на них апостиля.

Подтверждение документов осуществляется уполномоченными региональными органами власти по заявлениям граждан, поданным в письменной или электронной форме через сайт gosuslugi.ru.

Установлен состав заявления, а также перечень документов, которые прилагаются к нему.

Определено, что уполномоченный региональный орган власти осуществляет прием заявления и документов независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об образовании или квалификации.

Срок рассмотрения вопроса о подтверждении документа составляет 45 дней с даты принятия заявления и прилагаемых к нему документов к рассмотрению.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 165, которым был установлен ранее действовавший порядок подтверждения таких документов.

Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443
“Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное”
Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2013 N 29107.

Установлен порядок перехода студентов, получающих высшее и среднее профессиональное образование, с платного на бесплатное обучение, вступающий в силу с 1 сентября 2013 года

Определено, что переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных бюджетных мест по соответствующей специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. Информация о наличии таких мест должна быть открытой и размещаться в Интернете.

Право на такой переход имеют обучающиеся, не имеющие академической задолженности, дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения, при условии сдачи экзаменов за два предыдущих семестра обучения на “отлично”, а также – отдельные льготные категории граждан.

Сроки подачи заявлений на переход с платного на бесплатное обучение устанавливаются образовательной организацией.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 18.06.2013 N 382н
“О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров”
Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2013 N 29117.

Определен порядок заполнения и сроки представления сведений о диспансеризации определенных групп взрослого населения

В целях реализации Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” утверждены:

учетная форма N 131/у “Карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)”;

учетная форма N 131/у-МК “Маршрутная карта диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)”;

учетная форма N 025/у-ПЗ “Паспорт здоровья”;

отчетная форма N 131/о “Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения”, порядок ее заполнения и сроки представления.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 23.07.2013 N 233-ФЗ
“О внесении изменения в статью 18 Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”

Уточнены требования к количественному составу членов саморегулируемых организаций медиаторов

Установлено, что организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии, в том числе объединения в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, или не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Допускается объединение в составе одной саморегулируемой организации медиаторов физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в количестве не менее ста указанных физических лиц и организаций в совокупности.