Еженедельный обзор новостей федерального законодательства от 15.08.2011 (Читать)

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1081
“О внесении изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082”

Минобороны РФ уполномочено обеспечивать безопасность дорожного движения в Вооруженных Силах

В Положение о Министерстве обороны РФ внесены дополнения, согласно которым к полномочиям данного Министерства отнесена координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, а также возложены контрольные, надзорные и разрешительные функции в указанной области.

Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 N 650
“О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767”

Расширен перечень размещаемой на специальном сайте Правительства РФ информации о конкурсах и аукционах по продаже или предоставлению в пользование государственного имущества

С 1 января 2012 года на упомянутом сайте будет размещаться также информация о торгах по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений, по продаже государственных или муниципальных земельных участков либо права на заключение договора их аренды для жилищного строительства, о торгах на право заключения договоров о развитии застроенной территории, на право заключения охотхозяйственных соглашений и на право пользования участками недр.

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 N 1316-р

Утверждена Концепция ФЦП “Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах”

В Концепции, в частности, отмечается, что одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке, составляющий ежегодно 7,5 куб. км.

Также подчеркивается, что проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты России сбрасывается 52,1 куб. км сточных вод в год, из которых около 20 куб. км подлежат очистке.

Основными целями Программы на период до 2020 года определены:

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития России;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Государственным заказчиком – координатором Программы определено Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 291,8 млрд. рублей.

Приказ Минюста РФ от 28.06.2011 N 250
“О внесении изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2009 г. N 84”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2011 N 21562.

Уточнено содержание выписки из Реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Такая выписка, выдаваемая Министерством юстиции РФ и подтверждающая внесение сведений о представительстве или филиале международной организации либо иностранной НПО в указанный реестр, должна содержать также и сведения об адресе (месте нахождения) представительства или филиала.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.08.2011 N 01/10020-1-32
“Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ”

1 августа 2011 года вступили в силу изменения в законодательные акты, регулирующие государственный контроль и надзор в различных сферах экономики

В письме Роспотребнадзора излагаются основные нормы закона, внесшего указанные изменения (Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ), в т.ч. нормы, касающиеся общего порядка организации проверок, уточнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, содержания санитарно-эпидемиологического надзора, отдельных положений, регулирующих осуществление надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В письме также указана суть конкретных изменений. Так, в частности, приведены новые виды предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых должно предоставляться уведомление, разъяснена взаимосвязь между предписаниями контролирующего органа о проведении мероприятий по предотвращению вреда и ранее предусмотренными законом предписаниями об устранении выявленных нарушений, указаны нормы, устанавливающие новую периодичность плановых проверок в некоторых сферах экономики, и обращено внимание на отсутствие на текущий момент акта Правительства РФ, изменяющего в соответствии с Законом N 242-ФЗ периодичность плановых проверок субъектов, осуществляющих в рамках указанных сфер отдельные виды деятельности.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Информационное сообщение Минфина РФ от 08.08.2011

С 4 августа 2011 года кредитные кооперативы, не являющиеся членами саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, не имеют права привлекать денежные средства пайщиков и принимать в кредитный кооператив новых членов

Сообщается, что 4 августа 2011 года вступила в силу часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ “О кредитной кооперации”, в соответствии с которой кредитные потребительские кооперативы, за исключением кредитных кооперативов 2-го уровня (кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы), обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение 3-х месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с данным Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение 3-х месяцев со дня прекращения своего членства вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Кредитные кооперативы, нарушающие требования названного положения Федерального закона, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

ЖИЛИЩЕ

Приказ Минрегиона РФ N 326, Банка России N 2666-У от 07.07.2011
“О критериях отбора банков субъектами Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21534.

Определены требования к кредитным организациям, соответствие которым необходимо для участия в реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей”

Отбор банков для участия в реализации названной подпрограммы осуществляют субъекты РФ с учетом их соответствия установленным критериям. Так, в частности, к банкам предъявляются следующие требования:

– наличие лицензии, предоставляющей банку право привлекать во вклады денежные средства физических лиц;

– наличие опыта ипотечного жилищного кредитования более одного года;

– отсутствие убытков за последний отчетный год;

– участие банка в системе страхования вкладов;

– наличие филиалов или структурных подразделений банка на территории субъекта РФ, если постоянно действующий исполнительный орган банка находится вне территории данного субъекта.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2011 N 606н
“О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21550.

Скорректирован порядок отнесения подразделений организации к самостоятельным классификационным единицам для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Структурные подразделения организации, которые занимаются видом деятельности, отличным от основной деятельности организации, могут иметь собственный класс профессионального риска и соответствующий этому классу размер страхового тарифа по указанному виду страхования.

Поправками, внесенными в “Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя…”, уточнены условия, при соблюдении которых структурное подразделение может быть признано самостоятельной классификационной единицей, срок представления документов для подтверждения основного вида деятельности, а также порядок принятия Фондом решения о выделении подразделений организации в самостоятельные классификационные единицы.

<Письмо> ФСС РФ от 05.08.2011 N 14-03-11/05-8545

ФСС РФ уточнил свои разъяснения по вопросу отражения информации в пределах ячеек соответствующих строк нового “больничного” листка

Новый бланк листка нетрудоспособности применяется с 1 июля 2011 года. При наличии ошибок в листке нетрудоспособности он считается испорченным и взамен должен выдаваться новый.

Ранее региональным отделениям Фонда было направлено письмо от 15.07.2011 N 14-03-11/15-7481, содержащее разъяснения по порядку заполнения листка нетрудоспособности. Теперь сообщается о том, что данное письмо не подлежит применению.

Одновременно даны новые разъяснения о порядке заполнения больничного листка.

Так, в частности, отмечено, что при отсутствии в учредительных документах сокращенного наименования, а также в случае, если полное или сокращенное наименование длиннее предусмотренных формой 29 символов, разрешается применить “произвольное” сокращение наименования в пределах соответствующих ячеек. При этом работодателя можно идентифицировать по регистрационному номеру, указываемому в разделе листка нетрудоспособности “Заполняется работодателем”, а медицинскую организацию – по основному государственному регистрационному номеру, указанному в разделе “Заполняется врачом медицинской организации”.

Обращено внимание на то, что указание в наименованиях организаций (обособленных подразделений) кавычек, точек, запятых и тире не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Решение Верховного Суда РФ от 20.07.2011 N ГКПИ11-484

Налоговые органы неправомерно возлагают на обособленные подразделения организации обязанность по оборудованию специальных изолированных помещений (касс) для приема, выдачи и временного хранения наличных денег

В ряде случаев организации привлекались к административной ответственности за нарушение установленного порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в отсутствии в обособленных подразделениях организации изолированных помещений для касс, оборудованных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 29 и 30 “Порядка ведения кассовых операций…”.

В этой связи в Верховный Суд РФ было подано заявление о признании недействующими абзаца 1 пункта 29 указанного выше Порядка и приложения N 3 к нему, возлагающих, по мнению заявителя, на обособленные подразделения не предусмотренную законом обязанность оборудовать кассы.

Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя в связи с тем, что оспариваемые положения Порядка устанавливают правила ведения кассовых операций предприятиями, организациями и учреждениями и не распространяются на обособленные подразделения юридических лиц. При этом было указано, что неправильное применение налоговыми органами оспариваемых положений не может служить основанием для признания их недействующими.

Письмо ФНС РФ от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11487
“О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации дисконтных карт”

Реализация дисконтных карт: в каких случаях может применяться ЕНВД?

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли товарами.

По мнению ФНС РФ, дисконтная карта не может быть признана товаром для целей налогообложения, поскольку это документ, подтверждающий право владельца на заключение в будущем договора купли-продажи (договора на оказание услуг, выполнение работ) по меньшей цене. То есть дисконтная карта представляет собой обязательство продавца (исполнителя работ, услуг) предоставить ее владельцу скидку.

Одновременно в письме ФНС РФ сообщается о неоднозначной позиции Минфина РФ по данному вопросу: отдельные специалисты данного ведомства считают, что реализация дисконтных карт, приобретенных в собственность, может быть переведена на ЕНВД (Письмо Минфина РФ от 15.06.2009 N 03-11-09/211).

Письмо ФНС РФ N 34-4-1/12454@, Сбербанка РФ N 12-2597 от 01.08.2011
“О внесении изменений в письмо ФНС России и Сбербанка России ОАО от 20.05.2010 N КЕ-37-1/1960@/10-1959”

С 1 сентября 2011 года в платежном документе на перечисление физическими лицами обязательных платежей в бюджет реквизит “Индекс документа” должен формироваться по-новому

Вводится в действие новый бланк платежного документа – форма N ПД (налог), единственным отличием которого является наличие в реквизите “Индекс документа” двадцатизначного кода (ранее данный реквизит состоял из 15 знаков). Индекс документа предназначен для идентификации плательщика – физического лица. Теперь он должен формироваться следующим образом:

1 – 3 разряды – код главы по бюджетной классификации РФ администратора доходов бюджета, всегда принимает значение 182 – Федеральная налоговая служба;

4 разряд – резервное поле, всегда принимает значение “0”;

5 – 19 разряды – уникальный номер платежного документа в системе налоговых органов, формируемый налоговыми органами;

20 разряд – контрольный разряд.

Письмо ФНС РФ от 03.08.2011 N АС-4-3/12540@
“О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2011”

Производители алкогольной продукции обязаны провести инвентаризацию приобретенного этилового спирта, сумма акциза по которому не принята к вычету по состоянию на 31 июля 2011 года, и не позднее 5 августа ее результаты направить в налоговую инспекцию

С 1 июля 2011 года для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции установлена обязанность уплачивать авансовый платеж по акцизу. Начиная с указанной даты произведенный на территории РФ этиловый или коньячный спирт может отгружаться для производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции с применением нулевой ставки акциза.

В этой связи с 1 августа 2011 года предусмотрено ограничение суммы налоговых вычетов ставкой акциза. Вычеты сумм акциза без такого ограничения производятся в отношении названных спиртов при условии, что:

– спирты отгружены производителям алкогольной продукции до указанной даты;

– использованы в качестве сырья для производства алкогольной продукции.

С учетом данного обстоятельства организации – производители алкогольной продукции обязаны зафиксировать по состоянию на 31.07.2011 объемы приобретенного (отгруженного) им спирта, а также сумму неиспользованных вычетов.

Помимо этого, в письме ФНС РФ сообщается о порядке взыскания с налогоплательщиков неуплаченных сумм авансового платежа акциза в случае, если срок действия представленной им банковской гарантии истек.

Письмо ФНС РФ от 03.08.2011 N АС-4-3/12603@
“О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2011 N 03-03-10/66 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”

ФНС РФ разъяснен порядок учета для целей налогообложения сумм финансовой поддержки, предоставляемых субъектам малого бизнеса

Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлен специальный порядок признания в доходах субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках программ финансовой поддержки малого бизнеса. Новый порядок учета применяется с 1 января 2011 года.

Согласно ранее действовавшему законодательству данные средства включались в доходы в полном объеме в периоде их получения. Теперь полученные средства (в течение не более чем двух налоговых периодов) включаются в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. По окончании данного периода сумму неизрасходованных субсидий необходимо включить в доходы этого периода.

Сообщается также, что при приобретении амортизируемого имущества за счет средств финансовой поддержки данные средства отражаются в доходах налогоплательщика по мере признания расходов по приобретению такого имущества.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 N 648
“О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Минрегион РФ будет осуществлять координацию отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов

Согласно утвержденным Правилам целью приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов является создание новых центров социально-экономического развития и сети территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов.

Реализация инвестиционных проектов предусматривает решение следующих задач:

привлечение инвестиций в экономику федеральных округов;

реализация конкурентных преимуществ территорий федеральных округов и развитие их экономической специализации;

создание новых рабочих мест;

повышение уровня социально-экономического развития территорий федеральных округов, на которых реализуется инвестиционный проект.

Участниками инвестиционного проекта являются координатор инвестиционного проекта, его ответственный исполнитель и инвестор.

В Правилах подробно регламентированы процедуры отбора инвестиционных проектов, утверждения их перечня, координации реализации инвестиционных проектов.

На Правительственную комиссию по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, образованную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 N 695, возложены в том числе следующие функции:

рассмотрение перечней приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов;

рассмотрение докладов участников приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и Министерства регионального развития РФ о ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов;

утверждение карт приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов.

Приказ Росрыболовства от 29.07.2011 N 792
“О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по рыболовству от 26 ноября 2010 г. N 969”

Дополнен перечень водных биоресурсов, вылов которых в 2011 году осуществляется на основании договоров и общий допустимый улов которых не устанавливается

Среди добавленных видов водных биоресурсов, в частности, бадяга (для водных объектов Архангельской области), и хариус (для водных объектов Республики Коми).

“СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования”
(утв. Приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 N 320)

Утверждены минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность зданий и сооружений

Разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона “О техническом регулировании”, а также положениями нормативных правовых актов Правительства РФ Свод правил проектирования объектов капитального строительства устанавливает минимальные требования к проектной документации, соблюдение которых направлено, в частности, на:

– предотвращение несанкционированного доступа на объекты производственного назначения;

– обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов для объектов, в т.ч. социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в которых предполагается единовременное нахождение в любом помещении более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.

Так, в частности, установлено, что проектная документация объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения должна предусматривать возможность их оснащения, в т.ч:

– средствами защиты (определен перечень таких средств в зависимости от класса объекта по значимости и вместительности помещений);

– оборудованием, обеспечивающим мониторинг объекта в пределах границ соответствующего земельного участка;

– контрольно-пропускными пунктами, системами охранного освещения, экстренной связи и т.д.

<Письмо> Минрегиона РФ от 03.05.2011 N 8628-08/ИП-ОГ

Минрегион РФ сообщил свою позицию по вопросу о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта и порядке расчетов за выполненные работы по государственным контрактам с твердой договорной ценой

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением отдельных случаев, установленных данным Федеральным законом. Определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.

По мнению ведомства, начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом РФ, действовавших на момент объявления торгов, и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Минэкономразвития РФ. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).

Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

<Письмо> Минрегиона РФ от 20.07.2011 N 19268-АП/08

Разъяснены отдельные вопросы применения Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве “Территориальное планирование и планировка территорий”

Сообщается, в частности, что определение сметной стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта, стоимости проектно-изыскательских работ, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный реестр размещен на официальном сайте Минрегиона РФ (www.minregion.ru).

При определении стоимости разработки документов территориального планирования рекомендуется использовать Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве “Территориальное планирование и планировка территорий”, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 28.05.2010 N 260.

Отмечается, что ценовые показатели проектов планировки территорий, указанные в таблице N 3 названного Справочника (“Проекты планировки территорий”), разработаны с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и СНиП 11-04-2003 и учитывают трудоемкость работ по разработке в полном объеме проектов планировки (30 процентов общей стоимости), проектов межевания территорий (40 процентов общей стоимости) и градостроительного плана земельных участков (30 процентов общей стоимости).

При определении начальной (максимальной) цены торгов на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, в случае ее разработки не в полном объеме, учтенном в ценовых показателях таблицы N 3, заказчик обязан применить понижающий коэффициент, размер которого определяется им в зависимости от объема выполняемых работ.

К нормативам таблицы N 3 могут применяться пункты таблицы N 8 Справочника (“Повышающие коэффициенты к ценам на разработку градостроительной документации”), исключительно при наличии нормативного акта, регламентирующего отнесение территорий, для которых разрабатывается документация по планировке территорий, к территориям с наличием опасных природно-техногенных процессов, зон возможных стихийных бедствий, к территориям со сложной экологической ситуацией, зоне ограничения исторической застройки и охраняемого ландшафта.

Значения коэффициентов таблицы N 8 принимаются по интерполяции с учетом соотношения площадей участка проектирования и участка с градостроительными ограничениями.

В приложении к Письму указаны основные виды документации, разработка которой учтена ценовыми показателями таблицы N 3.

<Письмо> Минрегиона РФ от 28.07.2011 N 20246-АП/08

В случае применения нескольких понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел производится после применения всех коэффициентов

Информация сообщается в дополнение к Письму Минрегиона РФ от 21.02.2011 N 3757-КК/08, в котором также рассматривается порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве.

Также сообщается, что письма Минрегиона РФ от 17.03.2011 N 6056-ИП/08 и от 09.06.2011 N 15127-ИП/08 носят информационный характер в части применения только понижающих коэффициентов 0,85 к нормативам накладных расходов и 0,8 к нормативам сметной прибыли и не регулируют порядок округления при применении нескольких коэффициентов.

<Письмо> ФАС РФ от 15.07.2011 N АЦ/27696

Контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключенный по результатам электронного аукциона в письменной форме на бумажном носителе, является ничтожным

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” при проведении электронных аукционов весь документооборот осуществляется исключительно в электронной форме через электронную площадку.

По результатам проведения электронного аукциона контракт должен заключаться в форме электронного документа. Иная форма заключения контракта, в том числе письменная форма на бумажном носителе, не допускается.

Участник размещения заказа, подписавший контракт в письменной форме на бумажном носителе вместо подписания контракта в форме электронного документа, является уклонившимся от заключения контракта и подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков, а денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки, подлежат перечислению заказчику после включения сведений о данном участнике в указанный реестр.

Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, подписавшее контракт в письменной форме на бумажном носителе вместо подписания контракта в форме электронного документа, подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710
“О принятии технических регламентов Таможенного союза “О безопасности железнодорожного подвижного состава”, “О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта” и “О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта”

Технические регламенты Таможенного союза о безопасности железнодорожного подвижного состава, высокоскоростного железнодорожного транспорта и инфраструктуры железнодорожного транспорта вступают в силу через 3 года с даты официального опубликования

Кроме того, утверждены:

перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза “О безопасности железнодорожного подвижного состава”, “О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта” и “О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта”;

перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований названных технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 N 645
“О мерах по защите российских производителей углей активированных”

На активированные угли, ввозимые на таможенную территорию РФ, сроком на 3 года установлена специальная пошлина в размере 0,45 доллара США за 1 килограмм

Указанные меры будут применяться в отношении продукции, классифицируемой в соответствии с ТН ВЭД ТС кодом 3802 10 000 0.

Действие пошлины не распространяется на активированные угли, происходящие из Белоруссии и Казахстана, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, за исключением Китая и Индии.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Приказ ФТС РФ от 30.06.2011 N 1388
“Об утверждении порядка представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам таможенных органов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2011 N 21564.

Регламентированы процедуры представления банками таможенным органам документов и сведений о клиентах и совершенных ими внешнеэкономических сделках в целях осуществления таможенного контроля

В Приказе перечислены нормативные правовые акты Центрального банка РФ, утверждающие формы банковских документов, которые банки и другие кредитные организации обязаны представлять по запросу таможенных органов. Утверждена форма представляемой таможенным органам выписки по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя) и определен перечень включаемых в нее сведений. Определен также момент начала течения пятидневного срока, установленного законом для исполнения запроса таможенного органа о представлении документов и сведений.

<Письмо> ФТС РФ от 19.07.2011 N 04-30/34327
“О направлении памяток”

ФТС РФ направляет памятки с таможенными правилами для пассажиров поездов международного сообщения и для физических лиц, следующих через таможенную границу Таможенного союза на автомобилях

Памятки содержат порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу.

В частности, в памятках указаны:

перечень товаров, которые при следовании через таможенную границу железнодорожным (автомобильным) транспортом подлежат таможенному декларированию (заполняется пассажирская таможенная декларация);

перечень товаров для личного пользования, которые при ввозе на таможенную территорию освобождаются от уплаты таможенных платежей;

применяемые ставки таможенных платежей.

В памятках указан минимальный объем информации. Подробно ознакомиться с таможенными правилами можно в таможенном органе перед прохождением таможенного контроля либо на официальном сайте Комиссии Таможенного союза – www.tsouz.ru.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Постановление Правительства РФ от 03.08.2011 N 651
“О внесении изменения в пункт 10 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”

Уточнен порядок согласования проектной документации на добычу подземных вод

Ранее было установлено, что проектная документация на добычу подземных вод для собственных технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта. Теперь установлено, что таким же образом согласовывается проектная документация на добычу подземных вод для указанных целей не только в границах горных отводов, но и в границах геологических отводов, т.е. участков недр, предоставляемых в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр.

Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223
“Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533.

На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов

Согласно утвержденным Правилам под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.

В Правилах регламентированы обязанности граждан, юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, в целях обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, безопасности граждан.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1060
“Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет”

Министерство внутренних дел РФ обязано размещать в сети Интернет разнообразную информацию о своей текущей деятельности, кадрах, принятых и разработанных Министерством нормативных актах

Утвержденный Президентом РФ перечень информации о деятельности МВД РФ состоит из 46 пунктов и предписывает размещать в Интернете, в частности, подробные сведения о структуре МВД РФ, о государственных функциях и услугах, исполняемых и предоставляемых МВД РФ, показателях деятельности МВД РФ, сведения о лицах, объявленных в розыск по подозрению в совершении преступлений, и о лицах, объявленных в розыск как без вести пропавшие. В Интернете также следует помещать информацию о результатах проверок, проведенных МВД РФ, информацию о мерах по противодействию с коррупцией в МВД РФ, сведения о доходах служащих МВД РФ, сведения об использовании выделяемых Министерству бюджетных средств, сведения о вакантных должностях федеральной государственной гражданской службы в МВД РФ.

Установлена периодичность размещения в Интернете каждой из категорий информации, включенных в перечень.

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1061
“Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, размещаемой в сети Интернет”

Информация МЧС РФ о возникших чрезвычайных ситуациях должна быть размещена в сети Интернет не позднее 10 минут с момента ее получения

Утвержден перечень информации о деятельности МЧС РФ, размещаемой в сети Интернет, определены сроки ее размещения и периодичность актуализации.

Помимо общей информации о МЧС РФ (наименовании, системе и структуре Министерства, составе сил и средств, полномочиях, сведениях о руководителях и пр.), опубликованию подлежит также информация о нормотворческой деятельности данного ведомства, его текущей деятельности (в т.ч. должны публиковаться показатели деятельности, отчеты об их выполнении, информация об осуществлении надзора в области гражданской обороны, о состоянии пожарной безопасности в РФ, о деятельности в области защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций, о создании и использовании финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС).

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1063
“Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства обороны Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет”

Сведения о полномочиях Минобороны РФ, задачах и функциях его структурных подразделений размещаются в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня утверждения акта либо внесения в него изменений

Утвержденный перечень информации о деятельности Минобороны РФ включает, в том числе, следующую информацию:

сведения о руководителях Минобороны РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ, командующих войсками военных округов (флотами, флотилией), родами войск Вооруженных Сил РФ;

сведения о СМИ, учрежденных Минобороны РФ, и об их финансировании;

административные регламенты, утвержденные Минобороны РФ;

информация о размещении Минобороны РФ заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

порядок поступления граждан на военную службу (по призыву, контракту);

порядок рассмотрения обращений граждан и организаций;

сведения о доходах, об имуществе лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих Минобороны РФ и членов их семей.

По каждой категории информации установлена периодичность ее размещения.

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1064
“Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет”

Президент РФ определил информацию о деятельности Минюста РФ, которая должна размещаться в Интернете, и периодичность размещения этой информации

В перечень информации включены сведения о функциях Минюста РФ, структуре этого Министерства и системе подведомственных ему организаций, сведения об издаваемых и разрабатываемых Минюстом РФ нормативных правовых актах (проектах законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), показатели деятельности Минюста РФ, сведения о результатах проверок, проведенных Минюстом РФ и подведомственными ему органами, и о результатах проверок, проведенных в Минюсте РФ, порядок поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу в Минюст РФ, сведения о вакантных должностях, порядок рассмотрения обращений граждан, порядок приема граждан и т.д. (перечень состоит из 42 пунктов).

Часть указанной информации должна поддерживаться в актуальном состоянии, часть – размещаться в Интернете в течение нескольких дней (в основном в течение пяти дней) со дня наступления события (например, со дня внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт); некоторая информация должна обновляться ежеквартально (в частности, с такой периодичностью должна размещаться информация об использовании Минюстом РФ выделяемых ему бюджетных средств).

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1071
“Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, размещаемой в сети Интернет”

ФСИН России обязана размещать в сети Интернет информацию о своей деятельности, включая сведения о результатах реализации государственных программ, международном сотрудничестве, о мерах по противодействию коррупции, о работе с обращениями граждан

Утвержденный Президентом РФ перечень информации, подлежащий размещению в сети Интернет Федеральной службой исполнения наказаний, предусматривает опубликование в установленные сроки и поддержание в актуальном состоянии общей информации о данном ведомстве (в т.ч. о структуре и исполняемых государственных функциях), о нормотворческой деятельности, о текущей деятельности (включая размещение информации, необходимой для осужденных и их родственников, а также сведений о лицах, совершивших побег из мест лишения свободы), информации о работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления.

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1072
“Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, размещаемой в сети Интернет”

Определена информация о текущей деятельности, нормативных актах, кадровом обеспечении Федеральной службы судебных приставов, которая должна размещаться в Интернете

В перечень указанной информации, состоящий из 38 пунктов, включены сведения о функциях и структуре ФССП, издаваемых ею нормативных правовых актах, статистическая информация, касающаяся сферы деятельности ФССП, информация о мерах по противодействию коррупции в этой федеральной службе, сведения о доходах ее служащих. В Интернете также должны размещаться сведения о вакантных должностях в ФССП и ее территориальных органах, порядок поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу в ФССП, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей.

Установлена периодичность размещения в Интернете информации, включенной в перечень.

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1076
“Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, размещаемой в сети Интернет”

Информация в сети Интернет о лицах, объявленных ФСКН РФ в федеральный розыск, должна поддерживаться в актуальном состоянии

Установлен перечень информации о деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, размещаемой в Интернете. Перечень состоит из 47 пунктов и содержит в том числе следующую информацию:

сведения о полномочиях ФСКН РФ, задачах и функциях ее структурных подразделений;

сведения о руководителях Службы, ее структурных подразделений, территориальных органов;

административные регламенты, утвержденные ФСКН РФ;

сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов Службы;

показатели деятельности ФСКН РФ, отчеты об их выполнении;

информация о деятельности Государственного антинаркотического комитета;

сведения об использовании ФСКН РФ выделяемых бюджетных средств.

Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1080
“Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной миграционной службы, размещаемой в сети Интернет”

Информация о результатах проверок, проведенных ФМС РФ и ее территориальными органами, размещается в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта проверки

Определен перечень информации о деятельности Федеральной миграционной службы, размещаемой в Интернете. Перечень состоит из 44 пунктов и содержит в том числе следующие сведения:

сведения о руководителях ФМС РФ, ее структурных подразделений;

административные регламенты, утвержденные ФМС РФ;

установленные формы обращений, заявлений и других документов, принимаемых ФМС РФ к рассмотрению;

сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов ФМС РФ;

информация о деятельности Общественного совета при ФМС РФ;

информация о принимаемых мерах по противодействию коррупции в ФМС РФ;

порядок и время приема граждан и представителей организаций.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 351н
“О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. N 805н “Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2011 N 21566)

Из перечня лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, который обязаны обеспечивать аптеки и аптечные пункты (киоски), исключены иммуномодуляторы

Федеральным законом “Об обращении лекарственных средств”, вступившим в силу с 1 сентября 2010 года, закреплена обязанность аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медпомощи.

Соответствующий перечень препаратов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 N 805н.

В соответствии с внесенными поправками в новом перечне отсутствуют такие лекарственные препараты, как арбидол, интерферон альфа-2 и интерферон гамма. Исключен также сульфацетамид (глазные капли). Добавлен в перечень метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир (капсулы или таблетки).

<Письмо> ФФОМС от 05.08.2011 N 3055/30-2

ФФОМС предписал своим территориальным отделениям проконтролировать деятельность страховых медицинских организаций по заключению договоров с медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи в рамках ОМС

В срок до 20 августа 2011 года в ФФОМС должна быть представлена информация о количестве заключенных договоров и о наличии в них положений, предусматривающих последствия неисполнения медицинской организацией обязательств по договору. ФФОМС напомнил также, что в письме от 15.03.2011 N 1257/30-4/и приведен возможный перечень обязательств медицинской организации, а также определены последствия их неисполнения, влекущие возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской организацией помощи ненадлежащего качества.

<Информация> Роспотребнадзора
“Об отмене особого режима ввоза овощной продукции из стран ЕС”

С 9 августа 2011 года разрешен ввоз и оборот на территории Российской Федерации овощной продукции, произведенной в странах ЕС

Отмечается, что по официальным данным Европейского регионального бюро ВОЗ, Европейского центра по контролю за заболеваниями и министерств здравоохранения государств – членов Европейского Союза с 27 июля 2011 года на территории ЕС не зарегистрировано вновь возникших случаев заболевания, вызванного энтерогеморрагической кишечной палочкой E.ColiO104:H4.

В соответствии с Протоколом об экспорте овощей из Европейского Союза в Российскую Федерацию, подписанным между Роспотребнадзором и DGSANCO, с 9 августа 2011 года разрешен ввоз и оборот на территории РФ овощной продукции, произведенной в странах Европейского Союза, и упразднен особый режим ввоза овощной продукции из ЕС в Россию, требующий наличия сертификата об отсутствии E.coliO104 для каждой партии овощей.

Вместе с тем сохраняется мониторинг за распространением заболевания в европейских странах и контроль в целях предотвращения возможного появления инфекции на территории РФ.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 04.08.2011 N 654
“О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Высококвалифицированные специалисты освобождены от обязанности выполнения постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда в Российскую Федерацию

Также изменениями, внесенными в Правила, предусмотрено, что высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ, при прибытии на новое место пребывания на территории РФ на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

При этом уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с Правилами в территориальный орган ФМС РФ непосредственно либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

Уточнен порядок снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания будет осуществляться следующим образом:

после получения от территориального органа ФМС РФ по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания;

после получения от органа пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ сведений о выезде иностранного гражданина из РФ;

после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2011 N 1372-р

Внесены изменения в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте

Предусмотрено, в частности, что за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ или средств субъектов транспортной инфраструктуры, выделенных в порядке софинансирования, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства оборудуются техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности российского производства. Использование технических средств иностранного производства допускается при отсутствии российских аналогов либо по согласованию с компетентными органами в области транспортной безопасности.

Установлено, что Минтранс РФ будет осуществлять оперативное управление реализацией Программы.

Кроме того, в обязанности координатора Программы (Министерство транспорта РФ) включено согласование исходных технико-экономических и технологических требований к оборудованию, содействие в организации внедрения и опытной эксплуатации технических средств обеспечения безопасности, разработанных в процессе реализации мероприятий Программы.

В новой редакции изложены приложения к Программе, в том числе:

мероприятия по обеспечению безопасности населения на метрополитене;

мероприятия по обеспечению безопасности населения на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

мероприятия по государственному контролю (надзору) в области обеспечения безопасности населения на транспорте;

мероприятия по разработке новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов;

общий объем финансирования Программы.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17
“О признаках операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”

Росфинмониторинг обобщил признаки, исходя из которых можно предположить возможность осуществления деятельности по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма

В сформированный Росфинмониторингом на основе собственной практики и рекомендаций ФАТФ перечень, содержащий 27 пунктов, включены такие признаки, как осуществление определенных видов деятельности (организация и проведение азартных игр, деятельность, связанная с куплей-продажей антиквариата, драгоценностей, легковых автомобилей, недвижимости, туроператорская и турагентская деятельность), отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом исключительно через представителя, действующего по доверенности, осуществление расчетов по сделкам с использованием интернет-технологий либо иным аналогичным способом без непосредственного контакта, близкое родство клиента (клиента финансовой организации, обязанной осуществлять мониторинг) с иностранным публичным должностным лицом либо лицом, включенным в перечень лиц и организаций, причастных к терроризму, регистрация клиента в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью, и т.д.

ПРАВОСУДИЕ

“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011)

Верховный Суд РФ представил наиболее показательные дела из своей практики за первый квартал 2011 года, а также дела из практики ЕСПЧ, и дал ответы на отдельные вопросы, касающиеся применения законодательства

В обзоре представлены дела, на примере которых затрагиваются вопросы правильной квалификации преступлений, назначения наказания, уголовно-процессуальные вопросы, а также гражданско-процессуальные вопросы, в т.ч. практика рассмотрения дел, касающихся реализации права на присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. В обзоре также представлены дела по спорам, касающимся договорных обязательств, жилищных и социальных правоотношений. В обзор включена и практика по административным делам, судебная практика Военной коллегии, как по уголовным, так и по гражданским делам.

Из практики Европейского Суда по правам человека, включенной в обзор, представлены дела с участием российских заявителей, затрагивающие вопросы прав человека при оказании психиатрической помощи и при заключении под стражу, а также права на свободу выражения мнения в печатном издании.