Ежедневный обзор новостей федерального законодательства от 23.12.2011 (Читать)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 “Послание Президента РФ Федеральному Собранию”

Президент России озвучил приоритетные задачи, на решении которых он намерен сконцентрироваться в ближайшие месяцы

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ подвел основные итоги своей деятельности на этом посту, перечислил приоритетные задачи, на которых будет сконцентрировано его внимание, а также обозначил безусловные приоритеты, которыми должны заниматься будущие руководители России в целях ее успешного развития.

Для решения практических задач модернизации страны Президент РФ предлагает, в частности, следующее:

– перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов; ввести упрощенный порядок регистрации партий; отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы; сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России; изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий;

– в Государственную Думу будет внесен пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов;

– принятие федерального закона, предусматривающего создание федеральной контрактной системы; введение контроля за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам; введение ограничений на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний;

– завершение полномасштабного перехода к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению;

– полноценная реализация программы “Доступная среда”;

– подготовка законопроектов, предусматривающих формирование системы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, а также тех, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы; улучшение качества судейского корпуса, создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи;

– продолжение работы по созданию открытого правительства, объединяющего для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов, всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ.

Кроме того, в Послании обозначены проблемы, которыми должны заниматься будущие руководители страны.

По мнению Президента РФ, необходимо, в частности:

создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса;

поддерживать макроэкономическую стабильность;

реализовать программы модернизации здравоохранения;

продолжить реализацию программы “Наша новая школа”;

целенаправленно заняться возрождением культуры;

устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий;

придать дополнительные импульсы интеграционным процессам и укреплению сотрудничества с нашими ближайшими партнерами.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Письмо ФНС РФ от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21637@
“О порядке заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций”

Страховые взносы в ФСС РФ, направленные организацией на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, не являются средствами целевого финансирования в целях исчисления налога на прибыль организаций и, следовательно, не подлежат отражению в налоговой декларации (Лист 07)

Лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ.

Суммы страховых взносов, направленные на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, не подлежат отражению в листе 07 налоговой декларации, поскольку:

– не поименованы в статье 251 НК РФ;

– контроль за их целевым использованием осуществляют не налоговые органы, а ФСС РФ;

– в случае использования средств не по назначению эти суммы не включаются в порядке, установленном НК РФ, в состав внереализационных доходов.

Письмо ФНС РФ от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21748@
“О рекомендуемых формах документов для регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес”

Для плательщиков налога на игорный бизнес разработана форма заявления для регистрации в налоговом органе пунктов приема ставок тотализатора (букмекерской конторы), а также процессинговых центров указанных игорных заведений

С 1 января 2012 года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: включены пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы; вместо касс тотализатора и букмекерской конторы в перечне объектов налогообложения поименованы процессинговые центры указанных игорных заведений.

До утверждения форм документов, учитывающих указанные выше изменения, рекомендовано применять формы Заявления, а также Свидетельства о постановке на учет, доведенные настоящим письмом.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 13.12.2011 N 496
“Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций в сфере нанотехнологий”

Юридические лица (кроме микропредприятий), осуществлявшие отгрузку товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами, связанные с нанотехнологиями, должны предоставлять в Росстат форму федерального статистического наблюдения N 1-НАНО “Сведения об отгрузке товаров, работ и услуг, связанных с нанотехнологиями”

Форма заполняется нарастающим итогом с начала года. Установлен образец формы и порядок ее заполнения. Форма вводится в действие, начиная с отчета за январь – декабрь 2011 года. Срок предоставления – 30 числа после отчетного периода.

Юридическое лицо предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9
“О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации”

С 1 января 2012 года вступят в силу международные договоры, направленные на формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Такими договорами, в частности, являются:

Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года;

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года;

Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года;

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

“Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза”
(подписан в г. Москве 19.12.2011)

Государства – члены Таможенного союза договорились не допускать возможность использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В заключенном Сторонами Договоре, в частности, определяется порядок осуществления совместных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливается порядок взаимодействия уполномоченных органов Сторон, порядок принятия необходимых решений и обмена информацией.

Договор подлежит ратификации и вступает в силу со дня получения Комиссией Таможенного союза в качестве депозитария последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71
“О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 “О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях”

ВАС РФ уточнил свои разъяснения по порядку рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях в связи с новой судебной практикой и изменениями в законодательстве

Разъяснения касаются всех стадий арбитражного процесса по таким делам, в т.ч. определения подсудности, подачи заявления о привлечении к административной ответственности, порядка его рассмотрения, принятия по нему решения, исполнения решения, а также порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности. В Постановлении разъясняются и некоторые нормы материального права.

Так, в частности, ВАС РФ указал, что дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подведомственны арбитражным судам и в том случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели утратили данный статус после совершения административного правонарушения.

ВАС РФ также указал, что при принятии решения об отказе в удовлетворении требования прокурора о привлечении лица к административной ответственности судебные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц в части процедур составления протокола об административном правонарушении, как разъяснил ВАС РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах).

Разъяснено понятие “длящегося административного правонарушения” – под ним следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. В качестве длящихся не могут рассматриваться административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку.

Внимание арбитражных судов обращено также на то, что самостоятельное оспаривание решений, действий административных органов, принятых ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления материалов для рассмотрения в суд. Разъяснены процедуры оспаривания мер обеспечения, принятых административным органом, как для случаев рассмотрения дела об административном правонарушении этим органом, так и для случаев рассмотрения дела арбитражным судом.

Кроме этого в Постановлении рассмотрены также, в частности, возможность составления в результате проведенной административным органом проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях, возможность объединения арбитражным судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство, процедуры конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, порядок оформления судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности (в связи с тем, что в производстве по делам об административных правонарушениях этот документ заменяет собой исполнительный лист).